НОВИНКА : ТЕПЕРЬ И АУДИО СТИХИ !!! всего : 1726Яндекс цитирования

СОЧИНЕНИЕ: НАРОДНАЯ ЛИРИКА Н А НЕКРАСОВА - «Я ПРИЗВАН БЫЛ ВОСПЕТЬ ТВОИ СТРАДАНЬЯ ТЕРПЕНЬЕМ ИЗУМЛЯЮЩИЙ НАРОД!»

ALLPOETRY | 12-10-2012 00:16:21
НАРОДНАЯ ЛИРИКА Н А НЕКРАСОВА - «Я ПРИЗВАН БЫЛ ВОСПЕТЬ ТВОИ СТРАДАНЬЯ ТЕРПЕНЬЕМ ИЗУМЛЯЮЩИЙ НАРОД!»

Н. А. Некрасов был одним из первых поэтов, обратившихся к теме нелегкой доли русского народа. Творчество Некрасова связано с особенно тяжелым периодом в жизни народа: в 50-х годы произошел кризис самодержавно-крепостнической системы, самоуправство помещиков и угнетенное положение крестьян заставили царя и правительство осуществить некоторые реформы. Однако после отмены крепостного права в жизни крестьян не произошло существенных улучшений: полученная свобода часто вынуждала отправляться в город на заработки, но и в городе их ждали все те же лишения.

Судьба простого русского народа стала важнейшей темой в творчестве поэта. Жизнь некрасовских героев полна горечи и трагизма. Например, поэт рассказывает об «огороднике лихом», «погубившем свой век за дворянскую дочь». Герой стихотворения проявил благородство и силу духа, когда, застигнутый около ее «горенки», решился не навлекать на «девицу-красу» позор и принял за это «железный убор на ноги».

Герой стихотворения «Эй, Иван» попытался покончить с собой, не в силах выносить жестокое обращение господ. Его часто били, заставляли выполнять много тяжелой работы, до старости называли просто Иваном, унижали его человеческое достоинство. В итоге, постепенно потеряв уважение к себе, он начинает пить и даже после отмены крепостного права обречен на жалкое, нищенское существование...

Большое внимание Некрасов уделил трагической судьбе русских крестьянок. В стихотворении «Тройка» поэт рисует очаровательный женский образ и одновременно показывает типичную судьбу крестьянской женщины: «погрузиться в сон непробудный работы и черной, и трудной». Облик героини, «отцветшей, не успевши расцвесть», выражает лишь «тупое терпенье и бессмысленный вечный испуг», «бесполезно угасшую силу». Героиня стихотворения вынуждена не только исполнять много непосильной работы, тяжелый крестьянский труд, но и терпеть побои «мужа-привередника», прихоти свекрови, «гнущей ее в три погибели». «Ничем не согретая», она «сойдет в сырую могилу», пройдя свой безрадостный земной путь.

Героиня стихотворения «В дороге», по сути, загублена своими господами, из-за прихоти которых она не была готова к крестьянской жизни. Выросшая в барском доме, «наученная всем дворянским манерам и штукам», она, «белоручка и белоличка», совершенно не приспособлена к трудовой жизни в деревне. Когда дочь хозяев выходит замуж, героиню, «мужичку», «воротили на село», где ей «крутенько пришлось». Она не умела «ни косить, ни ходить за коровой», «дело у нее в руках не спорилось», и «безустанная работа», чуждая ей жизнь подкосили ее душевные и физические силы.

Трагична и судьба солдатской матери, о которой рассказывается в стихотворении «Орина, мать солдатская». Образ героини словно окутан безысходностью и болью. Сын Орины, Ваня, с которым она не виделась восемь лет, «воротился больнехонек». Силы «детинушки богатырского сложения» были «сокрушены тяготами солдатской жизни»; и он «погас, словно восковая... свеченька», оставив мать с «великой печалью» в душе.

Доля русских крестьянок подобна «реченьке бездонной». Не остается поэт равнодушным и к безрадостной участи крестьянских детей. «Растущие свободно, ничему не учась», они «рано знакомы с трудами», как мальчик, который работает в лесу «в студеную зимнюю пору». Маленькому мужичку приходится помогать отцу вести хозяйство, работать под «солнца холодным огнем», чтобы поддерживать существование большой семьи. А сколько затаенных страданий в «тихом плаче и жалобах детей», вынужденных работать на фабрике... «Измученные в неволе», они уже не в состоянии «ликовать, резвиться и скакать», а мечтают только «скорей воротиться домой», где им, впрочем, «сладко не забыться»: «встретит их забота и нужда» Детям остается только плакать, «разрывая на части сердце матери бледной своей...».

В стихотворении «Железная дорога» поэт рассказывает о страданиях тружеников, о голоде, который и заставил людей «надрываться под зноем, под холодом, с вечно согнутой спиной». В этих «мирных детях труда», «божьих ратниках», «ограбленных грамотеями-десятниками», «высеченных начальством, задавленных нуждой», Некрасов видит кормильцев России — тех, кто своим трудом создает ее благосостояние. Поэт восхищается «привычкой к труду благородной». Некрасов призывает «мужика уважать»; этого вполне заслуживает терпение и сила народа, который «вынесет все, что господь ни пошлет».

Поэт уверен, что русский народ «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе»; Некрасов искренне верит в «пору прекрасную», которая непременно наступит в жизни простых тружеников. Но Некрасов не стремится идеализировать крестьян. Он показывает «отрадную картину» «народного счастья», когда после трудной работы «купчина» «выставляет им бочку и недоимку дарит», и народ с криком «ура» «выпряг лошадей и купчину помчал по дороге», ликуя от его щедрости.

В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» показана сцена «скорби вопиющей». Мы видим мужиков- просителей, пришедших издалека, их выгнали, потому что хозяин «не любит оборванной черни», а им остается только «разводить беспомощно руками, повторяя: суди его бог!» Эта сцена заставляет задуматься о том, что «великой скорбью народной переполнена... земля». Автор размышляет о народной судьбе: «проснется ли народ, исполненный сил» или же он «духовно навеки почил»?

Свойственное русскому народу терпение, наивная надежда на справедливого барина Некрасов с горькой иронией показывает в стихотворении «Забытая деревня». Ее жители ничего не могут решить сами без барина и искренне верят, что он «увидел, как плоха избушка у бабушки Ненилы» и «велит дать лесу», «вернет землицу», которую у крестьян «лихоимец жадный оттягал», справит свадьбу вольного хлебопашца и Наташи. Крестьяне надеются на барина, «который все не едет...». Народная вера в доброго и справедливого господина, упование на господскую милость Некрасову представляется заслуживающей жалости, но и вызывает в нем возмущение: в смирении и долготерпении, покорности народа поэт видит вину и беду крестьян, причину их забитого положения.

Обращаясь к теме народной жизни, Некрасов использует такие жанры, как народные песни, городские романсы, бытовые баллады. Многие стихотворения выстроены в форме монолога крестьянина, в котором поэт обращается к живому разговорному языку, тем самым достигая максимальной достоверности. Некрасов использует и фольклорные элементы: устойчивые эпитеты («белая рученька», «буйная го­лова», «девица-краса»), междометия («чай», «тоись»), обращения («слышь ты», «понимаешь-ста»).

Стихотворения Некрасова глубоко народны, их форма полностью отвечает содержанию. «Воспевая страдания народа», поэт придает своим произведениям яркость и выразительность, достоверность живой простонародной речи.

Избрав основной темой своего творчества нелегкую жизнь крестьян, Некрасов тем самым обрекал себя на непонятость и отвергнутость. Многие представители «чистого искусства» находили в его стихах не более чем политическую декларацию, считая его общественным деятелем, а не художником, высоко ценили гражданский пафос Некрасова, но не его поэтический дар. Некрасов сам признавался, что «пишет не для светского общества». Он творил для народа, писал о народе и во имя народа, посвящал свои стихотворения «миллионам живых существ, никогда не изображенных, просящих любящего взгляда».

рейтинг: не помогло 0 | помогло 0 |

все стихи: