вся поэзия.ру
стихи, сонеты, поэмы, сказки, басни, мадригалы, оды, эпиграммы, дифирамбы, акростихи, сонаты, пьесы, элегии, думы, канцоны русских поэтов
359 авторов, 715 анализов, сочинений, рефератов по произведениям
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Е
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Щ
- Э
- Я
Рерих Н. К. биография, о авторе, библиография (1874-1947)
Читайте так же:
Статьи, критика по творчеству Рерих Н. К.
Сочинения по творчеству Рерих Н. К.
Никола́й Константи́нович Ре́рих (Рёрих) (27 сентября (9 октября) 1874, Санкт-Петербург — 13 декабря 1947,Наггар, Химачал-Прадеш, Индия) — русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель.
В течение жизни создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира, и около 30 литературных трудов, включая два поэтических. Автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира».
В российский период жизни и творчества работал директором школы Императорского общества поощрения художеств, возглавлял художественное объединение «Мир искусства», успешно работал как сценограф («Русские сезоны»).
С 1917 года жил за границей. Организовал и участвовал в Центрально-Азиатской и Маньчжурской экспедициях. Вёл активную общественную деятельность, был завязан в политические и экономические проекты, имел связи сбольшевиками и масонством.
Состоял членом многих организаций. Был женат на Елене Рерих. Имел двоих сыновей — Юрия и Святослава.
С 1920-х годов в разных странах мира существуют музеи Рериха. Сообщество последователей его идей и религиозно-философского учения Живая этика (Агни-йога) формируют рериховское движение. Идеи Рериха оказали значительное влияние на формирование и развитие нью-эйджа в России.
Жизнь и творчество
Российский период
Его отец — Константин Фёдорович — был известным нотариусом и общественным деятелем. Мать — Мария Васильевна Калашникова, происходила из купеческой семьи. Братья - Владимир и Борис Рерихи. Среди друзей семьи Рерихов были такие видные деятели, как Д. Менделеев, Н. Костомаров, М. Микешин, Л. Ивановский и многие другие.
С детских лет Николая Рериха привлекали живопись, археология, история и богатое культурное наследие Востока.
В 1893 году по окончании гимназии Карла Мая Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 году) и в Императорскую Академию художеств. С 1895 года занимается в студии знаменитого художника Архипа Ивановича Куинджи. В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того времени — В. В. Стасовым, И. Е. Репиным, Н. А. Римским-Корсаковым, Д. В. Григоровичем, С. П. Дягилевым. С 1892 г. Рерих начал проводить самостоятельные археологические раскопки. Уже в студенческие годы он становится членом Русского археологического общества. Проводит многочисленные раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской,Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях, преподаёт в Петербургском археологическом институте (с 1897 по 1903 г.). Начиная с 1904 года, совместно с князем Путятиным, обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос). С 1905 г. Рерих начинает собирать коллекцию древностей каменного века. Она была представлена на Французском Доисторическом конгрессе в Перигё (1905), где получила высокую оценку. К 1910 г. в коллекции насчитывалось более 30 тыс. экспонатов из России, Германии, Италии, и Франции. Летом 1910 г. Рерих совместно с Н. Е. Макаренко провели первые археологические раскопки в Новгороде.
В 1897 году Н. К. Рерих окончил Петербургскую Академию художеств. Его дипломная картина «Гонец» была приобретена знаменитым собирателем произведений русского искусства П. М. Третьяковым. Стасов В. В., известный критик того времени, высоко оценил эту картину: «Непременно вы должны побывать у Толстого… пусть сам великий писатель земли русской произведёт вас в художники» . Встреча с Толстым для молодого Рериха стала судьбоносной. Обращаясь к нему, Лев Толстой сказал: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт!»
Также духовным напутствием для Рериха стали слова о. Иоанна Кронштадтского, часто посещавшего дом родителей Рериха: «Не болей! Придётся для Родины много потрудиться».
Н. К. Рерих много работает в историческом жанре. В раннем периоде творчества создаёт полотна: «Сходятся старцы» (1898), «Плач Ярославны» (1893), «Начало Руси. Славяне» (1896), «Идолы» (1901), «Строят ладьи» и др. В этих работах проявляются самобытный талант художника и новаторский поиск в искусстве. «Уже в первых картинах вырисовывается своеобразный стиль Рериха: его всеохватывающий подход к композиции, ясность линий и лаконизм, чистота цвета и музыкальность, великая простота выражения и правдивость». Картины художника построены на глубоком знании исторического материала, передают ощущение духа времени и насыщены философским содержанием.
В 24 года Н. К. Рерих становится помощником директора музея при Императорском обществе поощрения художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала «Искусство и художественная промышленность». Через три года он занимает должность секретаря Императорского общества поощрения художеств.
В 1899 году он знакомится в поместье князя Путятина с Еленой Ивановной Шапошниковой. В октябре 1901 года состоялась их свадьба. Елена Ивановна стала для Николая Рериха верной спутницей и вдохновительницей, всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. В 1902 году у них родится сын Юрий, будущий учёный-востоковед, а в 1904 — Святослав, будущий художник и общественный деятель.
В 1903—1904 годах Н. К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по России, посетив более 40 городов, известных своими древними памятниками старины. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов) и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.
Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи.
В 1906 году он создаёт 12 эскизов для церкви Покрова Богородицы в имении Голубевых в Пархомовке под Киевом (арх.Покровский В. А.), а также эскизы мозаик для церкви во имя Святых апостолов Петра и Павла на Шлиссельбургских пороховых заводах (арх. Покровский В. А.), для Троицкого собора Почаевской лавры (1910), 4 эскиза для росписи часовни Св. Анастасии у Ольгинского моста в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце (1914). В 1914 году им была оформлена церковь св. Духа в Талашкине (композиция «Царица Небесная» и др.). Некоторые мозаики, созданные по эскизам Рериха мастерской В. А. Фролова, сохранились до наших дней.
Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. Он был в числе ведущих идеологов и создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907—1908; 1913—1914) — заметного и уникального явления в культурной жизни России первой четверти XX века, причём участвовал Н. Рерих в этом историко-драматургическом мероприятии и в качестве создателя декорации, и как искусствовед. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского.
Эпоха Серебряного века, в которой начал свой творческий путь Н. К. Рерих, была эпохой духовного подъёма, что, несомненно, оказало влияние на формирование личности художника. Плеяда выдающихся мыслителей: В. С. Соловьёв, Е. Н. Трубецкой, В. В. Розанов, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др. вносила в русскую культуру глубинную философскую мысль, насыщала её напряжёнными исканиями смысла жизни и нравственных идеалов. Особый интерес русская интеллигенция проявляла к культуре Востока. В поисках ценностей, имеющих общечеловеческое значение, Н. К. Рерих, помимо русской философии, также изучал философию Востока, труды выдающихся мыслителей Индии — Рамакришны и Вивекананды, творчество Рабиндраната Тагора.
Знакомство с философской мыслью Востока нашло своё отражение в творчестве Н. К. Рериха. Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса («Город строят», «Зловещие», «Заморские гости» и др.), то уже с середины 1905 года многие его картины и очерки были посвящены Индии («Лакшми», «Индийский путь», «Кришна», «Сны Индии» и др.). Древние культуры России и Индии, их общий источник, интересуют Рериха как художника и как учёного. В его исторической концепции важнейшее значение имеет соотношение временных категорий прошлого, настоящего и будущего. Он измеряет прошлое и настоящее будущим: «…когда зовём изучать прошлое, будем это делать лишь ради будущего». «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего».
С 1906 по 1918 год Николай Рерих является директором Школы Императорского общества поощрения художеств, одновременно занимаясь преподавательской работой. Приняв назначение, он увлечённо принимается за работу: расширяет территорию школы, открывает новые отделения и классы, восстанавливает в правах педагогический совет, создаёт при Школе Музей русского искусства, мечтает о реорганизации Школы ОПХ в Свободную народную академию, или Школу Искусств. При школе организуется ряд мастерских. В том числе и иконописная во главе с известным иконописцем Тюлиным. При Рерихе увеличилось число женских классов, был создан женский этюдный класс. Были созданы: старшее отделение, класс графики, литографская мастерская, медальерный класс, класс обсуждения эскизов. Введены лекции по анатомии, древнерусскому искусству и зодчеству. С 1914 г. начались занятия хора под руководством С.С. Митусова. Произошли изменения и в учебных программах: в натурном классе сократилось время постановки натуры, устранён копировальный метод обучения, для подготовки художников-декораторов восстановлено обучение работе клеевыми красками. Своеобразным отчётом полугодовой деятельности иконописной мастерской стал акт поднесения императору Николаю II 6 декабря 1909 г. иконы, выполненной учениками. С 1906 года художник постоянно участвует в зарубежных выставках. С его творчеством познакомилисьПариж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон. Картины Рериха приобрели Римский национальный музей, Лувр и другие европейские музеи.
Примерно с 1906 года отмечается новый, более зрелый период в творчестве Рериха. Изменяется его подход к исторической теме: история, мифология, фольклор превращаются в источники, из которых художник черпает материал для метафорического изобразительного языка. В его искусстве сочетаются реализм и символизм. В этот период усиливается поиск мастера в области цвета. Он почти отказывается от масла и переходит к темперной технике. Много экспериментирует с составом красок, использует метод накладывания одного красочного тона на другой. Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой. В России и Европе за период с 1907 по 1918 годбыло издано девять монографий и несколько десятков художественных журналов, посвящённых творчеству Рериха. Леонид Андреев образно назвал творимый художником мир — «Державой Рериха».
В 1909 году Н. К. Рерих был избран академиком Российской Академии художеств и членом Реймской Академии во Франции.
С 1910 года он возглавляет художественное объединение «Мир искусства», членами которого были А. Бенуа, Л. Бакст, И. Грабарь, В. Серов, К. Петров-Водкин, Б. Кустодиев, А. Остроумова-Лебедева, З. Серебрякова и др.
«Величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град — врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др. В них показана тема борьбы двух начал — света и тьмы, проходящая через всё творчество художника, а также ответственность человека за свою судьбу и весь мир. Николай Рерих не только создаёт картины антивоенного характера, но и пишет статьи, посвящённые охране мира и культуры.
В 1915 году Н. К. Рерих делает доклад Императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ.
В 1916 году из-за тяжёлой болезни лёгких Н. К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьёй переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду позволяла заниматься делами Школы Общества поощрения художеств.
4 марта 1917 года, через месяц после Февральской революции, Максим Горький собрал у себя на квартире большую группу художников, писателей и артистов. Среди присутствовавших были Рерих, Александр Бенуа, Билибин, Добужинский, Петров-Водкин, Щуко, Шаляпин. На совещании избрали Комиссию по делам искусств. Её председателем назначили М. Горького, помощниками председателя — А. Бенуа и Н. Рериха. Комиссия занималась делами по развитию искусства в России и сохранению памятников старины.
Культурно-просветительская деятельность в Европе и Америке
После революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией, и Н. К. Рерих с семьёй оказался отрезанным от Родины.
В 1919 году, получив приглашение из Швеции, Николай Рерих едет с выставками по странам Скандинавии. В том же году едет в Лондон, рассчитывая отправиться в Индию. Вместе с женой вступает в основанное Е. П. Блаватской Теософское общество. Осенью того же года по приглашению С. П. Дягилева оформляет в Лондоне русские оперы на музыку М. П. Мусоргского и А. П. Бородина.
В 1920 году Н. К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать большое выставочное турне по 30 городам США. В числе 115 полотен художника экспонировались: «Сокровище ангелов» (1905), «Ангел последний» (1912), «Дочь викинга» (1917), «Зов солнца» (1918), «Экстаз» (1917), серии «Героика» и «Сны Востока» и др. Выставки имели большой успех. В Америке Рерихом были написаны серии картин «Санкта» (Святые), «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости» и др.
В Америке Рерих заработал репутацию провидца, гуру и противника войны, в особенности среди зажиточных людей, которые предоставляли ему средства (см. раздел о Луисе Хорше). За счёт предоставленных средств Рерих среди прочего основывает корпорацию «Белуха», которая вела борьбу за приобретение горнодобывающей и земельной концессий в окрестностях горы Белухи на юго-западном Алтае. Также были основаны культурно-просветительские организации. В ноябре 1921 года в Нью-Йорке открылся Мастер-Институт объединённых искусств, главной целью которого было сближение народов через культуру и искусство. Определяя задачи Института, Рерих писал:
Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един… Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придёт это чувство, но после оно очистит всё человеческое сознание. Сколько молодых сердец ищут что-то прекрасное и истинное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, куда оно принадлежит.
— Рерих Н. К. Об искусстве
Почти одновременно с Институтом объединённых искусств в Чикаго было учреждено объединение художников «Cor Ardens» («Пылающие сердца»), а в 1922 году возник Международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»). В ноябре 1923 года открылся нью-йоркский музей Николая Рериха, содержащий большую коллекцию картин художника (см. ниже).
Спиритические сеансы. «Автоматическое письмо»
В светской среде Петербурга было распространено увлечение спиритизмом, и уже с 1900 года Николай Рерих участвовал в спиритических опытах. С весны 1920 года в доме Рерихов проводятся спиритические сеансы, на которые приглашались друзья и высокопоставленные сановники. Осваивался метод «автоматического письма».
Непосредственные записи методом автоматического письма делал главным образом Н. К. Рерих, а отчасти и его сын Юрий. Рерих сделал в трансе серию карандашных портретов, на которых изображены восточные Учителя — Будда, Лао-цзы, Сестра Ориола, Учитель Рерихов Аллал-Минг и другие. По утверждению Е. И. Рерих, статья мужа «О свободе передвижения предметов искусства» (1924) «дана» автоматическим письмом.
Вот как описывает В. А. Шибаев (впоследствии секретарь Рериха) их первый совместный спиритический сеанс:
Я был приглашён к художнику академику Н. К. Рериху вечером 2 июня 1920 года и, как обыкновенно, сидел с его сыном в комнате последнего, разговаривая о разных научных темах. Я не знал, что рядом Николай Константинович и его супруга вместе с младшим сыном занимались спиритическими опытами. Я также не знал, что они спрашивали своих руководителей позволить мне вступить в кружок. Но заручившись положительным ответом, меня попросили войти и сесть за столик. В комнате был полный свет, и я ясно видел, что всякая возможность обмана была исключена. Столик нервно вздрагивал и подскакивал, и когда его спросили, кто это (был условный стук: раз — да; два раза — нет; три раза — усиленное да), не Учителя ли, — то столик подскочил и ударил раз. Потом было последовательное сообщение букв. А именно, один из присутствующих называл в беспрерывном порядке алфавит и, когда буква была произнесена, то последовал стук. Так было собрано несколько фраз.
О спиритических сеансах Рерихов известно также из их внутрисемейной переписки и дневниковых записей, где есть свидетельства того, что на сеансах со столом Рерихи вызывали «души умерших людей».
Во время спиритических сеансов «столоверчения», которые не были самоцелью, Рерихи пытались установить контакт с Учителями (Махатмами), что, по их представлению, им удалось сделать со второй половины 1921 года. Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы, а для представления своих «собеседников» и для их «слышания» семье Рерихов уже не нужна была помощь стола. Исследователи, участвующие в рериховском движении, считают, что имели место реальные встречи Рерихов с Махатмами. Достаточные доказательства существования махатм отсутствуют.
По мнению некоторых советских исследователей, у Рериха после посещения спиритических сеансов выработалось резко отрицательное отношение к спиритизму, и мировоззрение Рериха не имеет корней в оккультно-спиритических «откровениях». Сам Рерих себя мистиком не считал (так же как и некоторые его сотрудники), полагая, что стремление к «познаванию тончайших энергий» является не мистицизмом, а поиском истины.
Слияние буддизма с коммунизмом. «Махатма Ленин»
После октябрьской революции Рерих стоял в открытой оппозиции к Советской власти, писал обличительные статьи в эмигрантской прессе. Однако вскоре его взгляды неожиданно переменились, и большевики оказались в разряде идеологических союзников Рериха. Осенью 1924-го года он отправился из Америки в Европу, где посетил представительство СССР в Берлине, встретился с полпредом Н. Н. Крестинским и затем — с его помощником Г. А. Астаховым.
Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рерихов в литературе. Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской. По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным (что не было сделано). Позже была издана «универсальная» версия книги (2-е изд., Рига, 1936 г.) — без упоминания имён Ленина и Маркса, а слово «коммуна» было заменено словом «община». Например, в параграфе 64 «Общины» 1936 года уже нет тех слов, которые были в издании 1926 года: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса».
В Хотане у Рерихов появилось знаменитое письмо Махатм для передачи Советскому правительству и ларец с гималайской землёй на могилу «Махатмы Ленина». Все дары Рерих вручил лично наркому Чичерину в июне 1926 года, а тот передал их в Институт Ленина. Также в Хотане 5 октября 1925 года художник задумал картину «Гора Ленина», которая хранится сейчас в Нижегородском музее изобразительных искусств. На картине чётко прорисован легко узнаваемый образ Ленина. Позже Рерих переименовал картину в «Явление срока», однако в Москве она фигурировала под своим первоначальным названием, о чём в дарственной Рерих собственной рукой написал: «Гора Ленина».
Гора Ленина высится конусом между двух крыльев белого хребта. Лама шепчет: «Ленин не был против истинного буддизма»
— Из рукописи экспедиционного дневника Н. К. Рериха «Алтай-Гималаи», сохранившегося в архиве Внешней политики РФ (Москва), запись от 02.10.1925.
Наркому просвещения А. В. Луначарскому Рерих передал картины серии «Майтрейя», которые не принял ни один советский музей, так как художественная комиссия посчитала их некоммунистическими и декадентскими, и они долгое время висели на даче у А. М. Горького.
Центрально-азиатская экспедиция 1924—1928 гг.
События первой Центральноазиатской экспедиции нашли отражение в дневниках Н. К. Рериха «Алтай-Гималаи» и Ю. Н. Рериха «По тропам Срединной Азии», а также дневниках других участников Тибетского путешествия, в которых обращено внимание на особую «буддийскую миссию» экспедиции в Лхасу (Рябинин, Портнягин, Кордашевский). Имеется также ряд рассекреченных документов советской, английской и немецкой разведок о деятельности Рерихов в период экспедиции.
2 декабря 1923 года Н. К. Рерих со своей семьёй прибывает из Америки в Индию. Маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян),Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Экспедиция продолжалась с 1924 по 1928 год. Официально экспедиция была заявлена как американская.
Во время экспедиции были проведены археологические и этнографические исследования в неизученных частях Азии, найдены редкие манускрипты, собраны лингвистические материалы, произведения фольклора, сделаны описания местных обычаев, написаны книги («Сердце Азии», «Алтай — Гималаи»), создано около пятисот картин, на которых художник отобразил живописную панораму экспедиционного маршрута, начата серия полотен «Гималаи», созданы серии «Майтрейя», «Сиккимский путь», «Его страна», «Учителя Востока» и др.
В процессе подготовки экспедиции Рерихи совместно с американским бизнесменом Луисом Хоршем создали в Нью-Йорке две деловые корпорации — «Ур» и «Белуха», которые имели целью проводить широкое деловое предпринимательство на территории Советского Союза. Находясь во время экспедиции в Москве, Николай Рерих хотел добиться регистрации, в соответствии с советскими законами, корпорации «Белуха» для разработки месторождений. Рерихи посетили Алтай с научно-разведывательной и этнографической экспедицией, проводя подбор мест под предполагаемые концессии и изучая возможность «организации в районе горы Белухикультурно-промышленного центра».
Первая Центральноазиатская экспедиция Н. К. Рериха проходила в несколько этапов. По прибытии в Монголию она переросла в самостоятельное Тибетскоепутешествие, известное теперь как Миссия Западных буддистов в Лхасу (1927—1928 гг.). По своему характеру тибетская экспедиция являлась не просто художественно-археологической, но, по заявлению её руководителя, Рериха, имела статус дипломатического посольства от имени «Союза Западных буддистов». Своим окружением в экспедиции Рерих рассматривался в качестве «Западного Далай-ламы».
Осенью 1927 года экспедиция была задержана тибетскими властями на подступах к Лхасе и пять месяцев находилась в снежном плену высоко в горах на плато Чантанг, где Рерих писал многочисленные письма тибетским властям, в том числе Далай-ламе, о том, как несправедливо встречено первое «буддийское посольство».
Экспедиция так и не была допущена в Лхасу и была вынуждена ценой неимоверных трудностей и потерь пробиваться в Индию.
Версии и интерпретации
Существует несколько версий того, что являлось главной целью поездки Рерихов в Центрально-азиатскую экспедицию, и единства мнений нет.
Художественные и этнографические цели
Версия об исключительно художественных и этнографических целях центрально-азиатской экспедиции Рериха описана в работах Павла Беликова и Людмилы Шапошниковой. Беликов написал биографию Рериха в 1972 году, когда ещё не были доступны дополнительные источники об экспедиции.
Выполнение агентурных заданий ОГПУ
Существует распространённая версия о том, что Рерих был агентом Коминтерна и ОГПУ, а экспедиция была организована на деньги советской разведки, целью которой было свержение Далай-ламы XIII. Эта версия была впервые изложена Олегом Шишкиным в его серии статей и в книге «Битва за Гималаи». В настоящее время данная версия считается спорной.
Политические цели. Строительство «Новой Страны»
В соответствии с версией Владимира Росова, Рерих был вовлечён в большую политику, пытаясь осуществить утопическую мечту о «Новой Стране». По утверждению Росова, Рерих вырабатывал общий план «Единой Азии», главный тезис которого состоял в том, чтобы в государственном масштабе объединить учениебуддизма с коммунистической идеологией.
Поиск Шамбалы
По этой версии Рерихи отправились в центрально-азиатскую экспедицию, чтобы найти Шамбалу, а не изучать растения, этнологию и языки. Версии об одновременно духовных и политических целях поисков Шамбалы придерживается историк Андрей Знаменский в своей книге «Red Shambhala».
Институт Гималайских исследований «Урусвати»
Обширный научный материал, собранный Рерихами во время экспедиции, требовал систематизации и обработки, и по окончании экспедиции 12 июля 1928 года в Нью-Йорке был основан Институт Гималайских исследований, а затем в Западных Гималаях, в долине Кулу (англ.)русск. Н. К. Рерих основывает Институт «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Здесь же, в Куллу, пройдёт последний период жизни художника. Директором Института становитсяЮрий Рерих, старший сын Николая Рериха, учёный-востоковед. Он же руководил этнолого-лингвистическими исследованиями и разведкой археологических памятников.
В институте работали медицинская, зоологическая, ботаническая, биохимическая и многие другие лаборатории. Проводилась большая работа в области лингвистики и филологии Востока. Собирались и переводились на европейские языки редкие письменные источники многовековой давности, изучались полузабытые наречия. Приглашённые специалисты и временные сотрудники собирали ботанические и зоологические коллекции.
С институтом сотрудничали десятки научных учреждений Европы, Америки и Азии. Научные материалы он посылал в Мичиганский университет, Нью-Йоркский ботанический сад, Пенджабский университет (англ.)русск., Парижский музей естественной истории, Гарвардский университет, Ботанический сад Академии наук СССР. Академик Н. И. Вавилов, известный советский ботаник и генетик, обращался в институт «Урусвати» за научной информацией, а также получал оттуда семена для своей уникальной ботанической коллекции. Сотрудничали с институтом и такие выдающиеся учёные как Альберт Эйнштейн,Луи де Бройль, Роберт Милликен, Свен Гедин и др. С 1931 года при институте издавался ежегодник, в котором публиковались результаты научной деятельности его сотрудников. В научных и периодических изданиях Азии, Европы и Америки выходили статьи по специальным вопросам, разрабатывающимся в «Урусвати».
Вскоре разразился мировой кризис, затем мировая война. Институт Гималайских исследований был лишён возможностей к деятельности и был законсервирован. В настоящее время существует также критическое мнение о деятельности института как не имевшей независимой научной оценки, неподтверждённой специалистами в области медицины, психологии и антропологии.
Луис Хорш и Мастер-Билдинг
В 1922 году Рерих познакомился с преуспевающим нью-йоркским брокером Луисом Л. Хоршем (Louis L. Horch). Хорш и его жена Нетти (Nettie) попали под сильнейшее влияние личности Рериха и в результате стали самыми щедрыми из его последователей.
В 1925 году, в то время как Рерих находился в Азии, Хорш начал реализацию самого масштабного проекта Рериха в США — строительство Мастер-Билдинга (The Master Building, название может быть переведено как Дом Учителя или Дом Мастера). Мастер-Билдинг представлял собой 29-этажный небоскрёб в стиле ар-деко, на первых двух этажах которого размещались Музей Рериха (The Roerich Museum) и Институт объединённых искусств Мастера (The Master Institute of United Arts), а на верхних — апартмент-отель. Для строительства здания в 1923 году была учреждена общественная организация — Музей Рериха, управлявшаяся Президентом Л. Хоршем и Советом поверенных (The Board of Trustees), Н. К. Рерих был избран Почётным президентом. Источниками финансирования являлись пожертвования Хорша и облигационный заём.
Дом Мастера был торжественно открыт в ноябре 1929 года. В коллекции музея было более тысячи полотен Рериха (большая часть из которых была куплена для музея Хоршем), произведения искусства Тибета, библиотека тибетских манускриптов. Для проведения публичных мероприятий была предназначена аудитория на 300 мест. Институт объединённых искусств организовывал классы по живописи, скульптуре, архитектуре и дизайну. С открытием Дома Мастера популярность Рериха в США достигла высшей точки.
Хорш помогал Рериху и в других его начинаниях — финансировал экспедиции «Гуру» и организовываемые им предприятия, прежде всего концессии «Ур» и «Белуха». С 1929 года все коммерческие начинания Рериха и Хорша шли неудачно. Маньчжурская экспедиция Рериха 1934-35 годов (см. далее) превратилась, как это воспринималось из США, в сплошной скандал; американская пресса обвиняла Рериха в «унижении правительства США». Доверие Хорша к Рериху, первоначально безграничное, постепенно оказывалось всё более и более подорванным. В августе 1935 года разразился кризис — Хорш окончательно вышел из повиновения Рериху.
Хорш, как Президент Музея Рериха и его кредитор, имел значительное влияние на Совет поверенных. Как оказалось, контроль над Домом Мастера по существу принадлежал Хоршу, а Рерих распоряжался им постольку, поскольку Хорш был готов добровольно ему повиноваться. В результате череды скандалов, арестов имущества и судебных процессов Музей Рериха и Институт к 1938 году были закрыты, здание попало под контроль Хорша.
Хорш инициировал проверку налоговой службы США, в результате которой была выявлена неуплата Н. К. Рерихом подоходного налога на сумму 48 000 долларов, а также выиграл в суде иск к Рериху на сумму 200 000 долларов. Вкупе с разрывом Рериха с Г. Э. Уоллесом, претензиями к Рериху Правительства США, критическим отношением к Рериху американской прессы данные задолженности привели к тому, что Рерих никогда более не смог вернуться в США. Рерих и Хорш так и не примирились.
Маньчжурская экспедиция
Рерих разделял распространённые среди русской интеллигенции начала XX века идеи евразийской роли России и панмонголизма, и проанализировав тенденции мировой политики и собранные в Центральноазиатской экспедиции пророчества, приходит к выводу, что середина 1930-х годов может ознаменоваться разворачиванием процесса «единения Азии», который начнётся с Монголии, Маньчжурии, северного Китая и южной и юго-восточной Сибири. Желая по возможности принять участие в этом процессе, он организует через американский Сельскохозяйственный Департамент долгосрочную экспедицию в Маньчжурию и северный Китай. В 1930 году Рерих подружился с Г. Э. Уоллесом, который, став министром сельского хозяйства в администрации Франклина Рузвельта, отправил Рериха в экспедицию с целью сбора семян растений, предотвращающих разрушение плодоносных слоёв почвы.
Экспедиция была организована в 1934—1935 годах и состояла из двух частей. Первый маршрут включал Хинганский хребет и Баргинское плато (1934), второй —пустыни Гоби, Ордос и Алашань (1935). Эти маршруты проходили по территории Внутренней Монголии, расположенной в северной и северо-восточной части современного Китая. Художник написал много этюдов, проводил археологические исследования, собирал материалы по лингвистике и фольклору. Рерих в течение 17 месяцев написал 222 очерка для «Листов дневника», которые отражают экспедиционную работу, затрагивают научные и философские темы.[84] В результате экспедиции было найдено около 300 видов засухоустойчивых трав, собраны лекарственные растения. В Америку было направлено 2000 посылок семян. Министр сельского хозяйства Генри Уоллес, инициировавший экспедицию, впоследствии сообщил, что почти все найденные семена обладают либо низкой ценностью, либо вообще ей не обладают.
Однако во время экспедиции Рерих, игнорируя по большей части порученную ему миссию, погрузился в азиатскую политику, тщетно побуждая буддийские массы креволюции. Первая деловая встреча Рериха после отъезда из США в экспедицию была в Японии с военным министром Хаяси Сэндзюро, и целью встречи было исследование возможностей создания нового государства на северо-востоке Азии. Во время экспедиции Рерих и его сын Юрий не только формально сотрудничали с эмигрантскими организациями, такими как Военно-Монархический Союз, Военно-Казачий Союз, Легитимисты, но и предпринимали конкретные шаги, например, оказывали финансовую помощь Сибирскому Казачьему войску и купили газету «Русское Слово» для Российского Общевоинского Союза.
Рерих вёл самую активную деятельность среди многочисленной русской эмиграции, став заметным культурным лидером. Это вызвало недовольство властей США, от чьего имени и на чьи средства проводилась экспедиция. Также это привлекло внимание белогвардейской контрразведки, которая, установив факт посещения Рерихом Москвы и его теософские увлечения, раздула скандал в прессе. Японские власти, поддержанные прояпонскими кругами, были недовольны работой Рериха по объединению эмиграции на Дальнем Востоке и провели кампанию в харбинской прессе по дискредитации культурной миссии Рериха. Японская цензура арестовала весь тираж отпечатанной в типографии книги Н. К. Рериха «Священный дозор». После публикации скандальной статьи в газете «Чикаго Трибьюн» в июне 1935 года, где сообщалось о военных приготовлениях экспедиции у границ Монголии, министр Уоллес прервал отношения с Рерихами, поскольку они могли испортить ему репутацию в глазах избирателей.
Экспедиция была досрочно прекращена в Шанхае 21 сентября 1935 года. Лишение поддержки со стороны Г. Уоллеса и бизнесмена Л. Хорша в конце 1935 года привело к разрушению деятельности всех рериховских учреждений в США.
Пакт Рериха и Знамя Мира
Понятие культуры у Рериха
В своих философско-художественных очерках Рерих создаёт новую концепцию Культуры, основанную на идеях Живой Этики. Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. «Культура покоится на Красоте и Знании» — писал он. И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасёт мир». Красота познаётся человеком лишь через Культуру, неотъемлемой частью которой является творчество. Об этом говорится и в книгах Живой Этики, непосредственное участие в создании которых принимали Рерихи. Елена Ивановна записывала, а Николай Константинович отображал идеи Живой Этики в художественных образах.
В широкое понятие Культуры Н. К. Рерих включал синтез лучших достижений человеческого духа в области религиозного опыта,науки, искусства, образования. Николай Рерих сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. Если Культура имеет отношение к духовному миру человека в его творческом самовыражении, то цивилизация есть лишь внешнее обустройство человеческой жизни во всех её материальных, гражданских аспектах. Отождествление цивилизации и Культуры, утверждал Николай Рерих, приводит к путанице этих понятий, к недооценке духовного фактора в развитии человечества. Он писал о том, что «Богатство само по себе ещё не даёт Культуры. Но расширение и утончение мышления и чувство Красоты дают ту утончённость, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей страны» . Исходя из этого, человечество не только должно развивать Культуру, но и обязано её защищать.
Создание и подписание Пакта
В 1929 году Н. К. Рерих в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г. Г. Шклявером подготавливает проект Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха). Вместе с Договором Н. К. Рерих предлагает отличительный знак для идентификации объектов охраны — Знамя Мира, представляющее собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в неё тремя красными кругами, символизирующими единство прошлого, настоящего и будущего в круге вечности, по другой версии — религия, искусство и наука в круге культуры.
За международную культурную деятельность и инициативу Пакта в 1929 году Рерих был выдвинут соавтором Пакта Шклявером Г. Г. на Нобелевскую премию мира. В 1929 году текст проекта Договора с сопроводительным обращением Н. К. Рериха к правительствам и народам всех стран публикуется в прессе и рассылается в правительственные, научные, художественные и образовательные учреждения всего мира. В результате, в ряде стран были образованы комитеты в поддержку Пакта. Проект Пакта был одобрен Комитетом по делам музеев при Лиге Наций, а также Панамериканским союзом.
Рерих надеялся, что Пакт будет иметь воспитательное значение. «Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества» , — говорил Николай Рерих. Идею Пакта поддержали Ромен Роллан, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Альберт Эйнштейн, Томас Манн,Герберт Уэллс и др.
Государственный департамент США счёл пакт «бесполезным, слабым и неисполнимым». 30 августа 1933 года правительство сообщило о ненужности Пакта Рериха, поскольку все пункты этого документа уже включены в Гаагскую конвенцию 1907 года, принятую Соединёнными Штатами на государственном уровне. Однако одобрение договора президентом Ф. Рузвельтом и пропаганда Пакта со стороны министра Генри Уоллеса, считавшего в тот период Рериха своим Гуру, возобладали над оппозицией Госдепартамента. Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Белом Доме в Вашингтоне при личном участии Франклина Рузвельта. Документ был ратифицирован 10 из 21 стран американского континента.
Подписание Пакта Рериха получило большой резонанс и в Америке, и в Европе. Это позволило Рериху предпринять вторую попытку добиться Нобелевской премии Мира, о чём сотрудники Музея Рериха в Нью-Йорке получили соответствующее задание, отправившись в Европу с пакетом рекомендательных писем. Генри Уоллес на следующий день после подписания Пакта обратился с письмами к 15 адресатам, в том числе к вице-президенту Комитета по Нобелевским премиям мира Бернарду Хансену, а также к самому президенту доктору Фредерику Стэнгу, выразив официальное мнение, что «профессор Рерих мог бы стать наиболее предпочтительным кандидатом на Нобелевскую премию мира».
Однако Нобелевскую премию Рерих снова не получил, а 23 июня в Америке разразился скандал, спровоцированный статьёй пекинского журналиста Джона Пауэлла в газете «Чикаго Трибьюн», и касавшийся Маньчжурской экспедиции Рериха. В результате скандала Генри Уоллес досрочно прекратил экспедицию Рериха и сделал всё, чтобы аннулировать Пакт. Для этого 24 октября 1935 года он разослал серию писем официальным лицам и послам латиноамериканских государств и практически всех европейских держав, сообщая о «тех, кто фанатично продолжает свою политику, возвышая имя, а не идеал» (всего в 57 стран). Разуверившись в Рерихе, Уоллес даже попытался переименовать Пакт Рериха.
Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвящённым охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны. В 1949 году на 4-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение приступить к работе по международно-правовой регламентации в области защиты культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. В 1954 году Пакт Рериха лёг в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта».
Идеи Пакта нашли отражение и в искусстве Николая Рериха. Эмблему «Знамени Мира» можно видеть на многих его полотнах тридцатых годов. Специально Пакту посвящена картина «Мадонна-Орифламма».
Вторая мировая война
Находясь в Индии, Николай Константинович Рерих с самых первых дней Второй мировой войны использует все возможности, чтобы помочь России. Вместе с младшим сыном Святославом Рерихом он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд советского Красного Креста и Красной Армии. Пишет статьи в газетах, выступает по радио в поддержку советского народа.
В годы войны художник в своём творчестве вновь обращается к теме Родины. В этот период он создаёт ряд картин — «Поход Игоря», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», «Богатыри проснулись» и другие, в которых использует образы русской истории и предрекает победу русского народа над фашизмом.
…Всякий, кто ополчится на народ русский, почувствует это на хребте своём. Не угроза, но сказала так тысячелетняя история народов. Отскакивали разные вредители и поработители, а народ русский в своей целине необозримой выоривал новые сокровища. Так положено. История хранит доказательства высшей справедливости, которая много раз уже грозно сказала: «Не замай!».
— Н. К. Рерих. «Не замай!» 10 июня 1940 года
В «Листах дневника» Н. К. Рериха содержится много страниц, посвящённых военному и трудовому подвигу советского народа.
В 1942 году, до Сталинградской битвы, Николай Рерих принимал у себя в Кулу борца за свободу Индии Джавахарлала Неру и его дочь Индиру Ганди. Вместе обсуждали судьбу нового мира, в котором восторжествует долгожданная свобода покорённых народов. «Говорили об Индо-Русской культурной ассоциации, — записывал в дневник Рерих, — пора мыслить о кооперации полезной, созидательной…».Индира Ганди вспоминала:
Мой отец и я имели счастье знать Николая Рериха. Он был одним из наиболее впечатляющих людей, которых я когда-либо встречала. Он сочетал в себе современного учёного и древнего мудреца. Он жил на Гималаях много лет и постиг дух этих гор, отображая их бесчисленные настроения и сочетания красок. Картины Николая Рериха вдохновили многие новые течения среди наших художников.
Когда гитлеровские войска оккупировали многие территории СССР, Николай Рерих обратился к своим сотрудникам с просьбой послужить делу взаимопонимания народов двух держав — России и США. В 1942 году в Нью-Йорке была создана Американо-русская культурная ассоциация (АРКА). Среди активных сотрудников были Эрнест Хемингуэй, Рокуэлл Кент, Чарли Чаплин, Эмиль Купер, Сергей Кусевицкий, П. Геддас, В. Терещенко. Деятельность ассоциации приветствовали учёные с мировыми именами Роберт Милликен и Артур Комптон.
Последние годы жизни
В Индии Николай Рерих был лично знаком с известными индийскими философами, учёными, писателями, общественными деятелями.
В Индии художник продолжает работать над серией картин «Гималаи», составляющей более двух тысяч полотен. Для Рериха горный мир является неисчерпаемым источником вдохновения. Художественные критики отметили новое направление в его творчестве и назвали «мастером гор». В Индии были написаны серии «Шамбала», «Чингис хан», «Кулута», «Кулу», «Святые горы», «Тибет», «Ашрамы» и др. Выставки мастера экспонировались в различных городах Индии и их посещало большое количество людей.
Сразу же по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз, но 13 декабря 1947 года он уходит из жизни, так и не узнав, что в визе ему отказали.
В долине Кулу, на месте погребального костра, был установлен большой прямоугольный камень, на котором высечена надпись:
«15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха — великого русского друга Индии. Да будет мир».
Завет Николая Рериха
Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и всё человечество. <…> Полюбите Родину всеми силами — и она вас возлюбит. Мы любовью Родины богаты. Шире дорогу! Идёт строитель! Идёт народ русский!
Награды
Кавалер российских орденов Святого Станислава, Святой Анны и Святого Владимира.
Кавалер югославского ордена Святого Саввы.
Кавалер ордена Почётного легиона Франции.
Кавалер королевского шведского ордена Полярной звезды.
Наследство
После смерти Николая Константиновича Рериха выяснилось, что в своём завещании он написал: «Настоящим завещаю всё моё имущество, картины, литературные права… в пожизненное пользование жене моей Елене Ивановне Рерих. После же неё всё указанное имущество завещаю Всесоюзной Коммунистической партии». Исполнителями своего завещания Рерих назначил И. В. Сталина, наркома иностранных дел Г. В. Чичерина и генконсула СССР в Китае А. Быстрова.
В 1957 году часть имущества Н. К. Рериха была привезена в Москву его старшим сыном Юрием. Более 400 картин были переданы государству и составили основу экспозиции соответствующего раздела Музея искусства народов Востока. Наиболее же ценные картины, семейный архив, произведения искусства народов Востока и другие вещи Ю. Н. Рерих хранил в своей квартире. Он скончался в 1960 году, а значительная часть наследства Н. К. Рериха продолжала оставаться в его квартире, поскольку принятие решения Министерством культуры СССР о создании мемориального музея-квартиры затянулось. В квартире же остались проживать бывшая домработница Н. К. Рериха и её муж, которые категорически отказались отдавать не принадлежавшие им ценности.
Другая часть наследства оставалась в Индии, во владении младшего сына Рериха, Святослава. В 1974 году, в связи с празднованием в СССР юбилея Николая Рериха, Святослав Николаевич привёз из Индии собрание картин своих и отца. Картины широко экспонировались и позже были переданы в Государственный музей Востока. В 1990 году другая часть из принадлежавшего Святославу Рериху имущества отца была им передана Советскому фонду Рерихов.
Рериховское движение
Возникновение рериховского движения
Рериховское движение возникло в 1920-е годы в таких странах, как США (Нью-Йорк), Латвия (Рига), Франция (Париж), Болгария (София). В 1920-е и 1930-е годы начали создавались общества Рериха, ставившие своей целью продвижение Пакта Рериха, одновременно распространявшие идеи Агни Йоги («Живой этики»). С 1935 года, после прекращения поддержки Рериха со стороны бизнесмена Луиса Хорша и политика Генри Уоллеса, движение пошло на спад.
Одним из наиболее активных было Рериховское общество Латвии. Именно в Риге были впервые изданы многие книги «Живой этики». Это общество существовало до присоединения Латвии к СССР в 1940 году. За короткий промежуток времени издательство Латвийского общества выпустило в свет около 50 книг, периодическое издание и др. Зачинателем этой издательской деятельности был рижанин Владимир Анатольевич Шибаев (1898—1975). С 1932 года издательскую деятельность перенял Рихард Яковлевич Рудзитис (1898—1960), поэт и знаток культуры и традиций Востока, приглашённый в 1929 году для перевода трудов по философии.
Рериховские общества, кружки и группы существовали также в Германии[119], Швейцарии («Корона Мунди»), Эстонии, Маньчжурии (Харбин).
Возрождение Рериховского движения
Итогом творческой жизни Рериха стало богатейшее наследие. Сегодня рериховские организации работают в некоторых странах Европы, Америки и Азии, а также в Австралии. Рериховские общества существуют в таких странах бывшего СССР, как Белоруссия, Украина, Казахстан, Грузия, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония. Рериховское движение почитателей «Живой этики», сформировавшееся в СССР во время перестройки, оказало заметное влияние на развитие нью-эйджа в России. По данным кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при Президенте РФ движение последователей Рерихов относится к новым религиозным движениям и является выразителем традиции нью-эйджа, восходящей к неомистике, теософии иантропософии. В 2002 году рериховское движение пережило раскол, во многом обусловленный спорами о рериховском наследии.
Музеи Рериха
Музей Рериха в Нью-Йорке
Музей имени Рериха в Риге (1933—1940)
Музей Международного центра Рерихов в Москве
Музей-усадьба Н. К. Рериха в Изваре
Музей семьи Рерихов в Санкт-Петербурге
Музей Н. К. Рериха в Новосибирске
Дом-музей Рерихов в Улан-Баторе
Оценки Н. К. Рериха и его творчества
Оценка современниками
Художник и искусствовед И. Э. Грабарь высоко оценивал талант Рериха-художника, но давал ему довольно резкую личностную характеристику:
>Рерих был для всех нас загадкой. [..] Я даже не знаю сейчас и никогда не знал раньше, где кончается искренность Рериха, его подлинное credo, и где начинается поза, маска, беззастенчивое притворство и рассчитанное мудрецом жизни уловление зрителя, читателя, потребителя. [..] эти два элемента — правдивость и лживость, искренность и фальшь — в жизни и искусстве Рериха неразрывно спаяны… [..] Рерих — вообще явление особенное, до того непохожее на всё, что мы знаем в русском искусстве, что его фигура выделяется ослепительно ярким пятном на остальном фоне моих воспоминаний о жизни и делах художников давно кинувших лет. Рерих, прежде всего, бесспорно блестяще одарён…
По просьбе Рериха весной 1919 года Л. Андреев написал статью «Держава Рериха»:
…Рерихом нельзя не восхищаться… богатство его красок беспредельно… путь Рериха — путь славы… Гениальная фантазия Рериха достигает тех пределов, за которыми она становится уже ясновидением.
Художник и критик С. К. Маковский дал выразительный психологический портрет Рериха-живописца:
Мечтатель о прошлом … [Рерих] всегда холоден, неизменно жутко нем даже тогда, когда хочет быть ласковым и осветить человеческим чувством каменную пустынность седых далей … Сказочным окаменением представляется мне мир Рериха, и краски его ложатся твёрдые как мозаика, и формы его не дышат, не зыблются, как всё живое и преходящее, а незыблемо пребывают, уподобляясь очертаниями и гранями своими скалам и пещерным кремням.
С другой стороны Николай Гумилёв дал высокую оценку творчеству Рериха:
Рерих — вот высшая степень современного русского искусства… Манера его письма — могучая, здоровая, такая простая с виду и такая утончённая по существу — меняется в зависимости от изображаемых событий, но всегда раскрывает лепестки одной и той же души, мечтательной и страстной. Своим творчеством Рерих открыл непочатые области духа, которые суждено разрабатывать нашему поколению.
Премьер-министр Индии Дж. Неру:
Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий учёный и писатель, археолог и исследователь, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений. Уже само количество изумительно — тысячи картин, и каждая из них — великое произведение искусства.
Также в числе современников Рериха, высоко ценивших его творческую деятельность, были: Г. Д. Гребенщиков, М. М. Фокин, А. И. Гидони, Ю. К. Балтрушайтис, Э. Ф. Голлербах, С. Радхакришнан и другие.
Современные оценки жизни и творчества
Академик Российской академии наук Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал о Н. К. Рерихе:
Н. К. Рерих был подвижником культуры всемирного масштаба. Он поднял над планетой Знамя Мира, Знамя Культуры, тем самым указав человечеству восходящий путь совершенствования.
Также Лихачёв считал Рериха, наряду с Ломоносовым, Державиным, Пушкиным, Тютчевым, Соловьёвым и др. одним из «наиболее сильных и оригинальных мыслителей на Руси», которые внесли вклад в познание мира путём его художественного осмысления.
В октябре 2011 года, на вручении премии имени Николая Рериха, Леонид Михайлович Рошаль сказал следующее:
Рерих для меня — это огромное преклонение перед человеком-гуманистом, который всё время искал, который имел планы, осуществлял планы. Во всём у него была идея объединять людей и противиться всему тому недоброму, что есть в мире.
Президент России Владимир Путин так отозвался о Н. К. Рерихе:
(Ответ на вопрос: Какие у Вас ассоциации с Индией?)
Во-первых, мы сразу должны вспомнить известного и в России, и в Индии художника Николая Рериха. Это удивительная жизнь, это удивительное творчество, это удивительный пример духовной близости, может быть, не лежащей на поверхности, но тем не менее духовной близости наших народов…
Россия и Индия отметили важность сохранения и поддержки уникального художественного и культурного наследия семьи Рерихов, которое имеет непреходящее значение для российско-индийской дружбы.
— Из совместного заявления сторон по результатам официального визита В. В. Путина в Индию 3—5 декабря 2002 года
Полемика
Масонство
Современные исследователи масонства утверждают, что Н. К. Рерих был масоном. Согласно биографии художника, написанной историком Дубаевым М. Л. (серия ЖЗЛ), Николай Константинович вступил в 1930-х годах в США в масонскую (розенкрейцеровскую) ложу, получив сразу высшую степень посвящения.
Основатель Античного Мистического Ордена Розы и Креста (англ.)русск. (АМОРК) Харви Спенсер Льюис (Harvey Spencer Lewis) перечислял Николая Рериха среди знаменитых людей, бывших розенкрейцерами. Художнику были посвящены статьи в журнале Rosicrucian Digest. Там же в 1933 году за авторством Frater Nicholas de Roerich, F.R.C. была опубликована статья «The New Banner of Peace. A special message to all rosicrucians», посвящённая Пакту Рериха. По мнению доктора исторических наук Брачёва В. С., идеи Пакта Рериха и Знамени мира носят масонский характер.
Как отмечает В. А. Росов, во время Маньчжурской экспедиции Николай Рерих потерпел неудачу во многом из-за того, что на художника в Харбинской прессе «посыпался шквал обвинений в том, что он является представителем „тайных сил“, легатом Великого Белого Братства — АМОРК (Античного Мистического Ордена Розы и Креста)».
Источники, близкие к рериховскому движению, считают, что информация о принадлежности Рериха к масонам имеет происхождение из книги В. Ф. Иванова «Православный мир и масонство» и критических публикаций эмигрантской прессы в период пребывания художника в Харбине. Елена Рерих отрицала принадлежность их семьи к масонству.
Память о Н. К. Рерихе
В 1974 году 100-летний юбилей Н. К. Рериха был включён ЮНЕСКО в «Календарь памятных дат великих личностей и событий (1973—1974)».
100-летний юбилей Н. К. Рериха отмечался в СССР. Как сообщалось в «Курьере ЮНЕСКО», были получены приветствия отВсемирного Совета Мира и личное послание от премьер-министра Индии Индиры Ганди. В Академии художеств СССР прошла выставка картин Н. К. Рериха, а также состоялась конференция, посвящённая его творчеству, на которой выступил сын художника — С. Н. Рерих. В Большом театре Союза СССР 21 ноября прошёл торжественный юбилейный вечер с участием представителей общественности.
В Москве на территории усадьбы Лопухиных перед Музеем имени Н. К. Рериха установлен памятник Н. К. и Е. И. Рерихам.
В честь Н. К. Рериха названа одна из улиц в центре Риги.
В деревне Извара Ленинградской области, где Николай Рерих жил долгое время, с 1984 года действует Музей-усадьба Н. К. Рериха.
В Санкт-Петербурге действует Санкт-Петербургское художественное училище им. Н. К. Рериха и музей семьи Рерихов.
В 1999 году Банком России были выпущены две памятные монеты, посвящённые 125-летию со дня рождения Н. К. Рериха.
В честь Н. К. Рериха назван теплоход «Художник Николай Рерих».
В 2003 году была учреждена международная премия имени Николая Рериха, в честь 300-летия Санкт-Петербурга, и с тех пор присуждается ежегодно.
В 2007 году новый авиалайнер «Аэрофлота» был назван в честь Николая Рериха.
Знакомство с жизнью и творчеством Николая Рериха включено в обязательную программу обучения старшеклассников в индийском штате Химачал-Прадеш. Такое решение принял Совет по образованию этого региона на севере Индии, где долгие годы жили Николай Рерих и его семья. По словам председателя Совета по образованию штата Химачал-Прадеш Чаман Лал Гупта, подрастающее поколение должно знать о жизни и наследии такой необычайной личности. «Мы гордимся, что именно Химачал-Прадеш стал для Рериха тем местом, которое в индийской традиции принято считать предопределённым человеку судьбой», — отметил Чаман Лал Гупта.
25—26 марта 2008 года в рамках года России в Индии в Нью-Дели прошёл российско-индийский фестиваль «Рерихи и культурно-духовное единство России и Индии», приуроченный к 80-летию со дня основания Рерихами в Наггаре (долина Кулу) Института гималайских исследований «Урусвати» и 100-летию со дня рождения выдающейся индийской киноактрисы Девики Рани Рерих супруги младшего сына Н. К. Рериха — С. Н. Рериха. В декабре 2008 года на церемонии закрытия года России в Индии Президент России Дмитрий Медведев отметил:
Год России в Индии полностью оправдал наши ожидания. В его рамках прошло свыше 150 мероприятий. Но, конечно, впечатляет не только их количество, но и неординарность этих событий. Это и Фестиваль российской культуры, и совместная работа по сохранению наследия семьи Рерих.
В сентябре 2009 года открыт памятник Н. К. Рериху на территории особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае.
В рамках празднования 135-летия со дня рождения Н. Рериха 11 ноября 2009 года в одном из крупнейших университетов индийской столицы «Джамия Миллия Исламия» (англ.)русск. (Нью-Дели) состоялось торжественное открытие фотовыставки «Знамя Мира — Пакт Рериха», организованное Представительством Россотрудничества в Индии совместно с Академией исследований третьего мира (ATWS-JMI).
12 и 13 ноября 2009 в зале имени Рабиндраната Тагора университета «Джамия Миллия Исламия» (англ.)русск. был проведён международный семинар «Николай Рерих: наследие и поиск».
К празднованию 75-летия подписания Пакта Рериха в 2010 году приурочен Международный выставочный проект «Рериховский век» (Санкт-Петербург), в котором приняли участие более 70 музеев, библиотек, архивов и частных собраний из 33 городов России и мира.
9 ноября 2010 года открыт памятник Н. К. Рериху в Санкт-Петербурге. Памятник из карельского гранита высотой 3,5 метра установили в саду «Василеостровец» на пересечении Большого проспекта с 25-й линией Васильевского острова. Скульптор В. В. Зайко и архитектор Ю. Ф. Кожин.
В честь Н. К. Рериха назван новый вид наездников из Непала, Lathrolestes roerichi Reshchikov, 2011
В 2013 году Международный астрономический союз назвал именем Н. К. Рериха кратер на Меркурии.
Интересные факты
В 1912 году на могиле композитора Н. А. Римского-Корсакова был установлен памятник в виде древнего новгородского креста, выполненный по эскизу Н. К. Рериха.
Известный историк и востоковед Л.Н. Гумилёв использовал фрагмент картины Н. К. Рериха «Цветы Тимура. Огни победы» (1931) для оформления обложки своей книги «Хунну» (1960).
12 апреля 1961 года, во время первого полёта в космос, космонавт Юрий Гагарин записал в бортовом журнале:
Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, чёрному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха.
5 июня 2013 года картина Рериха «Труды Богоматери» была продана на торгах аукционного дома Bonhams в Лондоне за 7,88 миллиона фунтов стерлингов. Это мировой рекорд для картины русского художника.