вся поэзия.ру
стихи, сонеты, поэмы, сказки, басни, мадригалы, оды, эпиграммы, дифирамбы, акростихи, сонаты, пьесы, элегии, думы, канцоны русских поэтов
359 авторов, 715 анализов, сочинений, рефератов по произведениям
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Е
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Щ
- Э
- Я
Герасимов М. П. биография, о авторе, библиография (1889-1937)
Читайте так же:
Статьи, критика по творчеству Герасимов М. П.
Сочинения по творчеству Герасимов М. П.
Михаил Прокофьевич Герасимов (1889—1937) — русский пролетарский поэт.
Биография
Родился, как он сам писал в автобиографии, «в железно-дорожной будке Самаро-Златоустовской железной дороги, около города Бугуруслана». Сын железнодорожного рабочего. Учился в Самарском железнодорожном техническом училище. С 1905 — член РСДРП; был арестован за революционную деятельность; в 1907 освобождён, бежал из России и 9 лет провел в эмиграции в Бельгии и Франции. В Париже был связан с пролетарскими литературными кругами (А. Гастев, А. Луначарский и др.). В 1914 вступил волонтером во французскую армию, но в 1915 за антивоенную пропаганду выслан в Россию.
Публиковал стихи начиная с 1913 в газете «Правда» и других большевистских органах; с 1917 выпускал многочисленные сборники стихов. Исполнял обязанности заместителя председателя ВАПП; в 1918 наряду с руководящей политической работой в Самаре (председатель Самарского совета солдатских депутатов, зампредревкома) был также председателем местного Пролеткульта. В 1920 вместе с В. Александровским, С. Обрадовичем, В. Казиным и другими, основал литературную группу «Кузница». Герасимов был жестоко разочарован введением НЭП и в 1921 вышел из партии.
По воспоминаниям Варлама Шаламова, Герасимов в начале 20-х «высокий, черный, угловатый, в красноармейской шинели с яркими петлицами фасона Гражданской войны, в зеленой поношенной гимнастерке, в старых военных штанах, листал громадными пальцами новенькую, пахнущую типографской краской, только что вышедшую книжечку собственных стихов, с волнением или трудом отыскивая желаемое, отставив черную ладонь, в которой еле умещалась книжечка, — читал. Невыразительно.»
В мае 1937 арестован и вскоре расстрелян; однако в справке о реабилитации утверждалось, что Герасимов умер в заключении в 1939, и эта фиктивная дата смерти по-прежнему фигурирует в большинстве энциклопедий.
Творчество
Герасимов чаще использует приемы, характерные «революционному романтизму», выражая могущество пролетариата, славя победу и вознося на пьедестал трядящегося человека. Некоторым исключением является поэма «Простые строки», написанная в 1920 году, в которой доминируют реалистические направления: описывается субботник, дом отдыха рабочего, речь Ленина. Поэтические произведения Герасимова насыщены метафорами, гиперболами, эпитетами, в них присутствуют сложные словообразования, характерные для советского времени. Порою, поэт обращался и к мистическим образам. Герасимов был первый, кто ввел в советскую поэзию индустриальные и заводские образы природы.
Михаил Герасимов – едва ли не крупнейший советский поэт времен Пролеткульта и знаменитой «Кузницы». В.Я. Брюсов назвал Михаила Прокофьевича Герасимова «большим писателем в общем смысле слова», «мастером свободного стиха».
В творчестве Герасимова во времена НЭПа начался глубокий идеологический и писательский кризис: начало новой экономической политики поэт посчитал за конец революции. Не приняв нового политического курса, Михаил Герасимов уходит из партии в 1921 году. Выразил свои чувства и свое видение происходящего в поэме «Черная пена», где провозгласил, что «флаги облезли, опять проросло пошлое клеймо, выжженное прошлым на лбах, а рабочих-поэтов распяли на фонарных столбах».
С изменением политического и экономического курса пролетарская поэзия столкнулась с новыми целями и задачами, которые не принял и не понял Герасимов. Отдаление от классовой борьбы определило дальнейшее направление творческого развития. Революционный романтизм поэта переродился в новую пантеистическую философию («Посев»). Дальнейшее творчество Михаила Герасимова рассматривается в стороне от передовой пролетарской поэзии.
Поэт в 1923 году оставляет «Кузницу» и отходит от активного пролетарского движения литераторов. Поздние сборники поэзии «Земное сияние» (1927), «Бодрое утро» (1928), «К соревнованию!» (1930) являются перевоплощением нового Герасимова, и в них снова проявляются жизнеутверждающие мотивы и оптимистические стремления.
«Обращает на себя внимание частое употребление поэтом библейской лексики и обращение к образам природы… В своем творчестве Герасимов отражает революцию не как конкретное событие, а как нечто абстрактно-эмоциональное» (Вольфганг Казак).
«Брюсову, Герасимов часто обязан построением строфы (имею в виду ее внутреннюю структуру), Бальмонту — инструментовкой стиха,Белому — ритмом своего четырехстопного ямба» (Владислав Ходасевич).
Книги
Вешние зовы, П., «Парус», 1917
Монна Лиза, М. изд. Пролеткульта,1918
Завод весенний, М., изд. Пролеткульта, 1919; 2-е изд. М., «Кузница», 1923
Железные цветы, Самара, Центропечать, 1919
Цветы под огнем, рассказы, М., изд. Пролеткульта, 1919, 1923
Чучело, изд."Кузница", 1921
Чёрная пена, «Кузница», 1921
Четыре поэмы, М. 1921
Негасимая сила, М., 1922
Электрификация, П., ГИЗ, 1922
Стихотворения, КН, 1923
Электропоэма, М., «Кузница», 1923
Железное цветение, М., ГИЗ, 1923
Северная весна ГИЗ, 1924
Покос, М., Мосполиграф, 1924
Дорога, КН, 1924
Стихи о заводе и революции, 1925
Поэма о 1905 годе., 1925
На Волге, 1925
Земное сияние, Л. ГИЗ, 1927
Бодрое утро, 1928
К соревнованию!, 1930
Заряд. Стихи, 1910—1930, 1933
Стихи, 1936
Стихотворения, 1958
Стихотворения, 1959