вся поэзия.ру
стихи, сонеты, поэмы, сказки, басни, мадригалы, оды, эпиграммы, дифирамбы, акростихи, сонаты, пьесы, элегии, думы, канцоны русских поэтов
359 авторов, 715 анализов, сочинений, рефератов по произведениям
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Е
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Щ
- Э
- Я
Волошин М. А. биография, о авторе, библиография (1877-1932)
Читайте так же:
Статьи, критика по творчеству Волошин М. А.
Сочинения по творчеству Волошин М. А.
Волошин Максимилиан Александрович (1877-1932) - выдающийся русский поэт и переводчик, блестящий критик, тонкий художник.
Отец, Александр Максимович Кириенко-Волошин вел свою родословную от запорожских казаков. Предки матери, Елены Оттобальдовны, урожденной Глазер, были обрусевшими немцами. Как вспоминал сам поэт, он был "продуктом смешанных кровей (немецкой, русской, итало-греческой)".
В четыре года мальчик потерял отца и воспитывался матерью. До 16-ти лет жил в Москве, учился в гимназии, начал писать стихи, занимался переводами Гейне. В 1893 году Максимилиан с матерью переезжает в Крым. В его жизни впервые появляются Феодосия с ее генуэзскими крепостям и турецкими развалинами и Коктебель: море, полынь, нагромождения древнего вулкана Карадаг. С Коктебелем будет связана вся жизнь поэта – об этом позаботилась сама природа: одна из гор Карадага поразительно похожа на профиль Волошина. Об этом в 1918 года писал и он сам: "И на скале, замкнувшей зыбь залива, Судьбой и ветрами изваян профиль мой" (стихотворение "Коктебель").
В 1897 году Максимилиан Волошин оканчивает Феодосийскую гимназию и вновь возвращается в Москву. Молодой человек мечтал учиться на историко-филологическом отделении, но по семейной традиции (отец был юристом), юноша поступает на юридический факультет Московского университета.
В 1900 году Максимилиан был выслан в Среднюю Азию за участие в студенческих забастовках, там он принимает решение посвятить себя литературе и искусству, для чего поселиться за границей, "уйти на запад". В Париже недоучившийся русский студент, недавний социалист превратился в европейца и эрудита-искусствоведа и литературоведа, анархиста в политике и символиста в поэзии.
В 1903 году поэт возвращается в Россию, знакомится с Валерием Брюсовым, Александром Блоком, Андреем Белым. В это же время Волошин обретает литературное имя: его первая статья появилась в печати в 1900 году, стихи – в 1903 году, первый сборник вышел в 1910-м.
Универсальная одаренность, доброта, остроумие и колоритная внешность: "львиная грива – греческая голова... босиком... и... не хитон, а балахон" (Марина Цветаева), сделали Волошина особенно популярной личностью среди интеллектуалов "серебряного века". В "Коктебель к Волошину" съезжались многие поэты, философы, художники.
В 1905 году Волошин увлекается буддизмом, оккультизмом, масонством, католичеством, антропософией Рудольфа Штейнера. Это увлечение связано со знакомством Волошина с художницей Маргаритой Сабашниковой, занимавшейся оккультизмом и теософией и оказавшей огромное влияние на поэта и на его увлечение этими течениями (знакомство с Маргаритой Сабашниковой заканчивается недолгим браком 1906 – 1907).
В 1909 году Волошин становится инициатором и соавтором самой громкой литературной мистификации в России: она связана с молодой поэтессой Елизаветой Дмитриевой, которой он придумал псевдоним "Черубина де Габриак". Эта история долго мистифицировала весь литературный Петербург.
С 1905 по 1912 год Волошин, как корреспондент журнала "Весы", пишет статьи о современном искусстве, рецензии на новые книги, отчеты о выставках. Одним из первых русских поэтов, он поддерживает молодых Сергея Городецкого, Михаила Кузмина, Марину Цветаеву. Серьезно занимается живописью (известны его чудесные крымские акварели).
В 1914 году Волошин уезжает в Швейцарию, где участвует в постройке храма святого Иоанна, символа братства народов и религий, затем в Париж. Первая мировая война резко меняет интонации стихотворений поэта: в этот период стихи Волошина насыщены антивоенными мотивами ("Anno mundi ardentis", 1915). В 1916 году он возвращается в Россию, в Коктебель.
Октябрьскую революцию поэт принимает как историческую неизбежность: испытание, посланное России. Революция и гражданская война способствовали еще одному серьезному превращению Волошина: ученик французских мэтров повернулся душой и помыслами к России. Главным образом его стихотворений этого периода становится Родина-мать, российская Богоматерь, свирепая и неприкаянная Русь ("Протопоп Аввакум", "Хвала Богоматери") и др.
Во время гражданской войны, живя в Крыму, где часто менялась власть, Волошин сумел оказаться "над схваткой", спасая от смерти не "красных" и "белых", а просто – людей.
После революции Волошин издает ряд философских поэм: "Путями Каина" (1921-1923); "Россия" (1924); стихи "Дом поэта" (1927), "Владимирская Богоматерь" (1929). В 1926 году поэт практически отходит от литературной деятельности: занимается написанием акварелей и картин, участвует в художественных выставках в Москве, Ленинграде, Феодосии, Одессе, Харькове. Дом в Коктебеле, при помощи второй жены Марии Заболоцкой, Волошин превращает в дом писателей и художников. Там бывали Максим Горький, Михаил Булгаков, Марина Цветаева, Андрей Белый, Александр Грин, Альберт Бенуа, Кузьма Петров-Водкин и многие другие. В 1931 году, за год до смерти, Волошин завещает дом Союзу писателей.
Поэт умер от воспаления легких в Коктебеле 11 августа 1932 года. Похоронен, по его же просьбе, на самой высокой горе коктебельской бухты – холме Кучук-Енишар.