вся поэзия.ру
стихи, сонеты, поэмы, сказки, басни, мадригалы, оды, эпиграммы, дифирамбы, акростихи, сонаты, пьесы, элегии, думы, канцоны русских поэтов
359 авторов, 715 анализов, сочинений, рефератов по произведениям
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Е
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Щ
- Э
- Я
Шаховской А. А. биография, о авторе, библиография (1777-1846)
Читайте так же:
Статьи, критика по творчеству Шаховской А. А.
Сочинения по творчеству Шаховской А. А.
Князь Александр Александрович Шаховской (1777—1846) — русский драматург и театральный деятель из рода Шаховских, который почти четверть века (в 1802-26 гг.) фактически руководил театрами Петербурга. Член репертуарной комиссии императорских театров, режиссер, педагог, критик. Член литературного общества «Беседа любителей русского слова» с 1811 года. Пушкин писал о нём в «Евгении Онегине»:
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой.
Творческий путь
Князь А. Шаховской был весьма образованным человеком своего времени. Учился в Благородном пансионе при Московском университете, который окончил в 1792 году. С 1802 по 1826 год фактически руководил театрами Петербурга. Своей главной задачей считал помощь «мудрому правительству» в борьбе с «безрассудными нововведениями».
За свою жизнь написал более ста произведений (комедии, водевили, дивертисменты, оперы и пр.), большинство из которых до сих пор не опубликовано.
С 1810 года член Российской академии. В 1812 г., в момент общего патриотического подъёма, большой успех имела комедия Шаховского «Казак-стихотворец», не лишенная некоторых достоинств, вследствие которых она долго продержалась на сцене. Шаховской принял участие в событиях этого времени и как ополченец, командуя тульской дружиной. Партизанская война дала ему материал для патриотической оперы-водевиля «Крестьяне или встреча незваных» (1814).
Его патриотизм выразился также в нападках на русских романтиков в комедии «Липецкие воды» (1815), в которой, под именем Фиалкина, «молодого человека с растрепанными чувствами и измятой наружностью», представлен, может быть, Жуковский. Арзамасцы отомстили Шаховскому рядом язвительных эпиграмм и статей, которые, выражая новые литературные стремления, были сильнее усилий староверов «Беседы», поддерживавших Шаховского.
В 1818 году в первый раз вышел в отставку в связи с конфликтом с директором Императорских театров. В 1821 году, при новом директоре, вернулся на службу и окончательно покинул ее в 1826 году. Выйдя на пенсию, принялся за написание мемуаров. Был также выдающимся театральным педагогом. Среди учеников: Е. С. Семенова, В. А. Каратыгин.А. М. Каратыгина-Колосова, И. И. Сосницкий, Я. Г. Брянский, М. И. Вальберхова, Н. О. Дюр, его сестра Л. О. Дюрова, А. Е. Асенкова, А. Н. Рамазанов, сёстры Надежда Аполлоновна и Мария Аполлоновна из артистической семьи Азаревичей и др.
В 1811 он организовал «Молодую труппу», выступавшую с комедийным репертуаром. В состав этой труппы входили его воспитанники. Среди наиболее известных пьес Шаховского — «Новый Стерн» (1805), «Урок кокеткам, или Липецкие воды» (1815), «Пустодомы» (1819) — одни из самых репертуарных пьес первой четверти XIX века.
Как отмечала «Театральная энциклопедия»,
Из пёстрого, неравноценного в художественном отношении литературного наследия Шаховского наибольший интерес представляют его комедии. Шаховской преодолел однообразие распространённого в то время александрийского стиха, ввел разностопный ямб, простую «грубую» речь, его стих обладал меткостью, афористичностью. Достижения Шаховского в области языка были развиты Грибоедовым. Как режиссёр и театральный педагог Шаховской добивался общей слаженности спектакля, стремился пробудить в актёре не только ответственность за исполнение своей роли, но и внимание к игре партнёров. В романтические «волшебные представления» он широко вводил музыку, танцы, различные зрелищные эффекты.
Семья
Драматург проживал в гражданском браке с актрисой Александринского театра Екатериной Ивановной Ежовой. В то время гражданские браки не признавались юридически и требовали особого мужества. Не раз Шаховской просил Ежову стать его законной супругой, но она неизменно отвечала: «Лучше буду любимой Ежовой, чем смешной княгиней».
Творческое наследие
Наследие огромно: более 110 пьес, переводы Буало, Юнга, Т. Тассо, Вольтера; совместный с П. А. Катениным, А. А. Жандром и А. И. Чепеговым перевод «Горациев» (1817), переделки для сцены произведений А. С. Пушкина, Шекспира, В.Скотта.
Стихотворения:
«Расхищенные шубы» — поэма (1811)
«Москва и Париж в 1812 и 1814 гг.» поэма, Спб., 1830)
Пьесы:
«Женская шутка» (1795), первая комедия, позже уничтоженная
«Коварный» (1804) — комедия, провалилась
«Новый Стерн» (1805),
«Любовное зелье» (опера, 1806)
«Беглец от своей невесты» (опера, 1806),
«Русалка» (либретто к опере Катерино Кавоса), 1807
«Все дело в окошках» (оперетта, 1807)
«Домашний театр, или Полубарские затеи» (комедия, 1808); продолжение — пьесы: «Чванство Транжирина, или Следствие полубарских затей» (1822), «Бедовый маскарад, или Европейство Транжирина» (1832); роль Транжирина исполнял М. С. Щепкин.
«Ссора, или Два соседа» (комедия, 1808)
«Заира» — перевод трагедии Вольтера и (1809).
«Китайский сирота» — перевод трагедии Вольтера и (1809).
«Дебора, или Торжество веры» (1810; совместно с Л. Н. Неваховичем),
«Казак-стихотворец» — признается первым русским водевилем
«Крестьяне, или Встреча незваных» — патриотический водевиль (1814), музыка С. Титова
«Ломоносов, или Рекрут-стихотворец» (1814)
«Иван Сусанин» — либретто оперы, музыка К. Кавоса
«Урок кокеткам, или Липецкие воды» — (1815, Ольгин — И. И. Сосницкий)
Положительные герои оказываются и патриотами, а приверженцы иностранного, модного, нового — лицемерами и злословами. Рассчитывая на сильный театральный эффект, Ш. вводит в проходных ролях, известных современников (В. А. Жуковского, С. С. Уварова, В. Л. Пушкина). Скандал вокруг комедии привел к Образованию «Арзамаса», который, борясь с Шаховским, предопределил довольно одностороннее восприятие его позиций (активно участвовали в борьбе Д. Н. Блудов, П. А. Вяземский, А. С. Пушкин).
«Фин» — трагедия по эпизодам поэм Пушкина (1817)
«Керим-Гирей, крымский хан» — трагедия по эпизодам поэм Пушкина (1817)
«Не любо — не слушай, а лгать не мешай» (1818)
«Пустодомы» (1819, Радугин — И. И. Сосницкий)
«Какаду, или Следствие урока кокеткам» (1820) — комедия
«Тетушка, или Она не так глупа» (1821)
«Иванго» (переделка В. Скотта «Айвенго»), 1821;
«Буря», переделка Шекспира (1821)
«Таинственный Карло», переделка В. Скотта (1822)
«Король и пастух» — перевод, 1822
«Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря» (1822/1823, в роли Ренальд — П. С. Мочалов
«Урок женатым» (1823)
«Своя семья, или Замужняя невеста» совместно с А.Грибоедовым и Н.Хмельницким
«Благородный театр»
«Аристофан, или Представление комедии „Всадники“» (1825), постановка в Малом театре 1826 г., Аристофан — П. С. Мочалов
«Ворожея»
«Бенефициант» — водевиль
«Любовная почта»
«Откупщик Бражкин, или Продажа села»
комедия «Ты и Вы»
«Судьба Неджиля, или Все беды для несчастного», переделка В. Скотта (1824)
«Сокол кн. Ярослава Тверского. Русская историческая быль» (1823). Мнение Грибоедова о пьесе:
«…у Ш.[аховского] прежние погремушки, только имя новое, он вообразил себе, что перешел в романтики».
«Сицилиец» — переделка пьесы Мольера
«Фальстаф», переделка Шекспира (1825).
«Юрий Милославский» (по одноименному роману М. Н Загоскина, 1832/1834)
«Батюшкины дочки, или Нашла коса на камень» (1826/1827, в роли Неизвестного — Мочалов)
«Фингал и Роксана» (Фингал — П. С. Мочалов)
«Меркурий на часах» (1827),
«Девкалионов потоп, или Меркурий предъявитель» (1829)
«Романный маскарад» (1829),
«Двумужница, или Зачем пойдешь, то и найдешь» (1830)
«Каламбурист и журналист» (1832)
«Женихи чужих невест»
«Смольяне в 1611 г.» — драма, переделка для сцены романов М. Н. Загоскина (1830, 1832)
«Хризомания» (переделка для театра «Пиковой дамы» А. С. Пушкина 1836).
Проза:
роман «в духе В. Скотта» «Жизнь Александра Пронского»,
цикл повестей «Русский Декамерон» (некоторые переделаны в пьесы),
автобиографический рассказ «Три женитьбы вопреки рассудку»,
повесть «Маруся, Малороссийская Сафо»,
статьи по истории и теории театра