НОВИНКА : ТЕПЕРЬ И АУДИО СТИХИ !!! всего : 1726Яндекс цитирования

Алмазов Б. Н. биография, о авторе, библиография (1827-1876)

Читайте так же:
Статьи, критика по творчеству Алмазов Б. Н.
Сочинения по творчеству Алмазов Б. Н.
Борис Николаевич Алмазов (27 октября (8) 1827, г. Вязьма Смоленской губернии — 3 (15 апреля) 1876, Москва) — русский поэт-пародист, переводчик, литературный критик, прозаик.

Биография
Происходил из старой дворянской семьи, относящейся к высшей московской знати. Сын отставного штабс-капитана. Детство провëл в родовом селе Караваево (Смоленской губернии). Первоначально получил домашнее образование. В 1839 году был принят в 1-ю Московскую гимназию, откуда перевëлся в пансион Эннеса. В 1848 году поступил на юридический факультет Московского университета, где посещал лекции известных профессоров-историков Т. Н. Грановского и П. Н. Кудрявцева. Университетского курса не кончил, в 1850 году отчислен за неуплату.
В 1853 году Алмазов женился на С. З. Ворониной, которой ранее давал уроки литературы. Семейная жизнь принесла с собой серьëзные материальные трудности: жена не имела состояния, а потомство молодой четы быстро увеличивалось. В поисках заработка в 1854 году был вынужден поступить на службу в канцелярию попечителя московского учебного округа, откуда в 1857-м перешёл в контору московской синодальной типографии. По свидетельству друзей Алмазова,
он был самым непрактическим человеком в мире и никогда не мог устроиться… К службе он был неспособен.
— Аверкиев Д. В. Дневник писателя. 1885. No 4. Стр. 146
Прослужив несколько лет, Алмазов уже в 1861 году вышел в отставку в чине губернского секретаря.
Последние годы жизни поэта были омрачены смертью жены (1874), оставившей ему на воспитание семерых детей (еще семерых детей семья Алмазовых лишилась ранее). Постоянная нужда и горе подкосили здоровье Б. Н. Алмазова. Он скончался в Шереметевской больнице. Похоронен в московском Донском монастыре.

Литературная деятельность
С 1851 года занялся литературной деятельностью. Благодаря тесной дружбе с А. Н. Островским и Аполлоном Григорьевым примкнул к кружку, так называемой «молодой редакции» журнала «Москвитянин». В состав которого входили, кроме А. Н. Островского и Ап. Григорьва, Писемские, А. А. Потехин, Печерский-Мельников, Е. Н. Эдельсон, Л. А. Мей, Николай Берг, Горбунов и др. Никто из них не был славянофилом правоверного толка, но всех их «Москвитянин» привлекал тем, что здесь они могли свободно обосновывать свое общественно-политическое миросозерцание на фундаменте русской действительности.
В «Москвитянине» Б. Н. Алмазов дебютировал (под псевдонимом Эраста Благонравова), с весëлыми, остроумными фельетонами. Алмазов был больше эстетик, чем политик. Вот почему ему было так легко, после прекращения выхода «Москвитянина», перешëл в «Библиотеку для чтения», придерживающуюся западнических взглядов и англоманский «Русский Вестник». Здесь он помещал переводы произведений разных поэтов, изредка оригинальные пьесы и критические статьи.
С возникновением в самом конце 1850-х годов ряда сатирических журналов, Б. Н. Алмазов становится одним из самых видных российских деятелей этого жанра литературы. Его тонко-остроумные стихотворные пародии, большею частью помещенные в «Развлечении» Федора Миллера, получили большую популярность. Из произведений Алмазова наиболее слабая единственная его повесть «Катенька». Из-под пера литератора вышел ряд критических работ, в частности, статья о Пушкине в сборнике «Утро». Основным тезисом критических статей Алмазова был доведенный до крайности принцип «искусства для искусства».
Какими частными достоинствами ни блистало бы поэтическое произведение, но если в нëм развивается какая-нибудь философская идея, оно уже лишено свежести и представляет натяжки в построении — Б. Н. Алмазов.
В 1860-1870-х годах Алмазов как литературный критик почти не выступает, но продолжает плодотворно работать как поэт и переводчик. Он сотрудничает в журналах «Русский вестник» (1861—1864, 1871—1872), «Развлечение» (1859—1866), «Искра» (1861—1862), «Заноза» (1863), «Зритель общественной жизни, литературы и спорта» (1862—1863) и других, где публикует в основном юмористические стихи.
В 1863 году под псевдонимом Б. Адамантов издал в Москве сборник пародий «Диссонансы». Темы, сюжеты, типы, к которым обращается Алмазов, традиционны для русской демократической сатиры и юмористики. Оригинальных стихотворений Б. Н. Алмазова из разряда «серьёзных» очень немного — около 15 пьес. Здесь он выступает «гражданским» поэтом, бичующим разные несимпатичные его консервативному образу мыслей стороны общественной жизни 1860-х годов. В основном они философичны и проникнуты религиозным чувством («Гроза», «Успокоение»). Некоторые стихотворения «Учено-литературный маскарад», «Московский поэт и петербургский обыватель» и ряд других пользовались большим успехом. Написанные им в 1854 г. поэма «Русь и Запад», стихотворения «Старая русская партия» (1864), «Русскому царю», пронизаны славянофильскими умонастроениями.
Очень хороши его пародии. Пародии автора можно разделить на два разряда: общего характера и специально-литературного, где пикантность заключается в том, что фигурируют в комических положениях современные ему литераторы. Из последних наиболее интересны: «Похороны «Русской речи», скончавшейся после непродолжительной, но тяжкой болезни» и «Учено-литературный маскарад». Основное свойство пародий Б. Н. Алмазова — тонкий изящный, но, вместе с тем, совершенно незлобивый юмор. При всей безукоризненности техники и при всем бесспорном остроумии, Алмазов остается, забавным пародистом, никогда не возвышавшимся до сатиры.
С конца 1860 годов Алмазов много переводит. Крупной работой в этой области стал его первый вольный перевод на русский язык «Песни о Роланде», изданный в 1869 г. в Москве под названием «Роланд».
В 1875 г. публикует повесть «Катенька», выдержанную в основном в духе «натуральной школы».
Итоговым в творчестве Б. Н. Алмазова стал сборник «Стихотворения» (М., 1874), вобравший в себя почти все ранее написанное поэтом. Сочинения Б. Н. Алмазова собраны в 3 тома. (М., 1892).
Член «Общества любителей российской словесности».
Современники по-разному воспринимали творчество Б. Н. Алмазова. Для большинства он остался даровитым юмористом, «певцом минуты», и лишь немногие разглядели самобытный облик интересного русского поэта и критика, бескомпромиссно отстаивающего свои взгляды на искусство.

Сочинения
Сочинения в 3 т. М., 1892;
Стихотворения // Сатира 60-х гг. / Сост. Н. Кравцов, А. Морозов.-- М.; Л., 1932;
Русская стихотворная пародия (XVIII — начало XX в.) / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. А. А. Морозова,-- Л., 1960 (по указателю);
Поэты 1860-х гг. / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. И. Г. Ямпольского.-- Л., 1968;
Сон по случаю одной комедии // Русская эстетика и критика 40—50-х гг. XIX в. / Подгот. текста, сост., вступ. ст. и примеч. В. К. Кантора, А. Л. Осповата.-- М., 1982.

Алмазов Б. Н. стихи:

Алмазов Б. Н. все стихи