вся поэзия.ру
стихи, сонеты, поэмы, сказки, басни, мадригалы, оды, эпиграммы, дифирамбы, акростихи, сонаты, пьесы, элегии, думы, канцоны русских поэтов
359 авторов, 715 анализов, сочинений, рефератов по произведениям
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Е
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Щ
- Э
- Я
Галина Г. биография, о авторе, библиография (1870/1873-1942)
Читайте так же:
Статьи, критика по творчеству Галина Г.
Сочинения по творчеству Галина Г.
Галина Галина - Глафи́ра Адо́льфовна Ри́нкс, урождённая Глафи́ра Никола́евна Мамо́шина, в первом браке — Эйнерли́нг, во втором браке —Гу́сева. При жизни наиболее известна по литературному псевдониму Гали́на Га́лина, (1870 год (по другим данным — 1873 год, Санкт-Петербург, Российская империя — 1942, возможно, Ленинград, СССР) — русская поэтесса, эссеистка, переводчица.
Автор слов, лёгших в основу народной песни «Трансвааль, Трансвааль, страна моя…» Активная участница российского либерально-демократического движения конца XIX — начала XX веков. Жена писателя С. И. Гусева-Оренбургского.
Жизнь
Родилась в Санкт-Петербурге. Сведения о годе рождения разнятся: по одним данным, появилась на свет в 1870 году, по другим — в 1873 году. Будущая поэтесса родилась в семье Адольфа Ринкса и получила его фамилию и отчество, хотя фактически брак её матери к этому времени распался, но не был официально расторгнут. Её действительным отцом был преподаватель гимназии Николай Мамошин.
По окончании гимназии в течение нескольких лет работала телеграфисткой. После замужества приняла фамилию супруга — Эйнерли́нг. Начав в 1895 году сотрудничество с петербургским журналом «Живописное обозрение», взяла по рекомендации его главного редактора А. К. Шеллера-Михайлова литературный псевдоним Гали́на Га́лина.
Лес рубят — молодой, нежно-зеленый лес...
А сосны старые понурились угрюмо
И полны тягостной неразрешимой думы...
Безмолвные, глядят в немую даль небес...
Лес рубят... Потому ль, что рано он шумел?
Что на заре будил уснувшую природу?
Что молодой листвой он слишком смело пел
Про солнце, счастье и свободу?
Лес рубят... Но земля укроет семена;
Пройдут года, и мощной жизни силой
Поднимется берез зеленая стена —
И снова зашумит над братскою могилой!..
Галина Галина
Придерживаясь либерально-демократических взглядов, Г. Галина активно участвовала в общественной жизни. Открыто выражала сочувствие участникам студенческого движения, жертвам политических репрессий, в том числе в творчестве. Наиболее откровенной декларацией гражданской позиции стало стихотворение 1901 года «Лес рубят, молодой, нежно-зеленый лес…» — отклик на подавление проходивших в 1900 году выступлений студентов Киевского университета (183 наиболее активных участника были отданы в солдаты). Произведение снискало широкую популярность при том, что некоторое время не было опубликовано: ходило в списках, позднее появилось в зарубежной либеральной печати и лишь затем — в российских социал-демократических изданиях. 3 марта 1901 года автор публично зачитала его в петербургском Союзе писателей в присутствии ряда крупных литераторов, в частности, А. М. Горького, К. Д. Бальмонта, В. Г. Короленко,Д. Н. Мамина-Сибиряка, С. Г. Скитальца.
С учётом состоявшейся на следующий день в Санкт-Петербурге на Казанской площади массовой манифестации протеста, это действие было расценено властями как подстрекательство к общественным беспорядкам, что послужило поводом для высылки поэтессы из столицы. Горьковский журнал «Жизнь» (журнал издавался при самом активном участии писателя), чья редакция приняла наиболее активное участие в этих событиях, оказался закрыт. В этих условиях в следующем 1902 году часть прежних сотрудников журнала, и в их числе Г. Галина, предприняли попытку издания этого журнала за границей, в заграничной «Жизни» поэтесса печаталась под псевдонимом Л. Шустова. Но ещё в конце мая 1901 года В. И. Ленин среди прочих материалов переслал в типографию газеты «Искра» два стихотворения. К подготавливаемым для печати материалам он сделал следующее примечание: «Приводим два ходящие по рукам стихотворения, характеризующие общественное настроение». Одним из стихотворений была аллегория К. Д. Бальмонта «То было в Турции…», а вторым, наиболее вероятно, — «Лес рубят…».
Позднее редакция «Искры» решила не печатать стихотворения на своих страницах, а выпустить приложением отдельный сборник «Песни борьбы», где они и увидели свет в разделе «Из весенних мотивов 1901 года». В период революции 1905—1907 годов Галина вновь принимает активное участие в общественной деятельности, в частности, возобновляет публичное чтение гражданской лирики собственного сочинения. После расторжения первого брака она вышла замуж за литератора С. И. Гусева-Оренбургского, приняв его фамилию.
Сведения о жизни Галины Галиной после Октябрьской революции 1917 года противоречивы. По одним данным, поэтесса последовала за С. И. Гусевым-Оренбургским в эмиграцию. По другим, расставшись с мужем, осталась на родине и скончалась в блокадном Ленинграде в 1942 году. В любом случае, о каком-либо её литературном творчестве или общественной активности в послереволюционный период неизвестно.
Творчество
Первые стихотворения Г. А. Эйнерлинг были опубликованы в 1895 году в литературном журнале «Живописное обозрение». В последующие четыре года поэтесса сотрудничала исключительно с этим изданием, а с 1899 года начала печататься также в других журналах и альманахах — «Русском богатстве», «Мире Божьем», «Образовании», «Журнале для всех», «Жизни», «Жизни для всех», (как и в «Живописном обозрении», как правило под псевдонимом «Галина Галина» либо «Г. Галина», реже под собственным именем). По собственному признанию Г. А. Эйнерлинг, весьма существенное влияние на её раннее творчество оказала поэзия и общественная деятельность П. Ф. Якубовича. Критиками также отмечалось заметное воздействие на неё произведений С. Я. Надсона.
В произведениях первых лет превалирует любовная лирика, тематика душевных переживаний. Для более зрелого творчества характерно обращение к актуальным общественным темам, гражданская и патриотическая патетика. Помимо российских внутриполитических событий внимание поэтессы привлекала, в частности, Англо-бурская война 1899—1902 годов. Симпатизируя, как и большая часть российской общественности, бурам, Галина Галина посвятила их борьбе с британцами цикл стихотворений, наибольшую известность из которых получило «Бур и его сыновья», опубликованное в 1899 году. Попав в народ, это стихотворение легло в основу текста песни «Трансвааль, Трансвааль, страна моя…».
Сборники стихов Галины Галиной, вышедшие в 1902 и 1906 годах, были достаточно прохладно восприняты критикой. В частности, В. Я. Брюсов и 3. Н. Гиппиус отмечали недостаток творческой самобытности, «шаблонность размера и рифмы». Современные исследователи (Е. Г. Коляда) также рассматривают её творчество в русле дидактически-гражданской поэзии. Тем не менее творчество поэтессы оставалось вполне востребованным на широком читательском уровне. Кроме того, к её стихотворениям, как к текстам для романсов обращались многие российские композиторы: С. В. Рахманинов, Р. М. Глиэр, М. Ф. Гнесин, А. Т. Гречанинов, Б. В. Асафьев. Особую популярность среди романсов, созданных на слова Галины Галиной, приобрели рахманиновские «Здесь хорошо…», «Как мне больно…» («Весенняя ночь»), «У моего окна…».
Со второй половины 1900-х годов активно занималась переводческой деятельностью (стихотворные произведения Дж. Байрона, Г. Ибсена, К. Гамсуна,армянских поэтов). Опубликовала также значительное количество детских произведений, как стихотворных, так и прозаических, в частности, два сборника сказок (в 1903 и 1908 годах). В 1910-е годы поэтесса публиковалась уже в массовых иллюстрированных и коммерческих изданиях: «Ниве», «Пробуждении» и т. д.
Наиболее известные произведения
В пути (1893 год)
Балкон (1896 год)
Жизнь (1896 год)
«Оттого я о соснах седых…» (1896 год)
Бур и его сыновья (1899 год)
Из телеграфной жизни. Рассказ — Жизнь, 1900, август
Под тополем (1901 год)
«Лес рубят — молодой, нежно-зеленый лес…» (1901 год)
Льву Николаевичу Толстому (1901 год)
Песня соловья (1902 год)
Накануне весны. — Мир Божий, 1902, апрель;
«Мне снилось, умер тот…» — Русское богатство, 1903, июнь;
«Вот моя семья родная…» (1905 год)
Любовь (1905 год)
На дюнах (1905 год)
На фабрике (1905 год)
«Новой жизни дуновенье…» (1905 год)
Осенним вечером (1905 год)
«Я пою, свободная, как птица…» (1905 год)
Жемчужина (1905 год) — Журнал для всех, 1905, апрель;
«Может быть, это был только радостный сон…» (1903 год) — Образование, 1903, март;
Шлиссельбург. — Современность, 1906, № 1, март;
Освобождённый (1906 год)
Песня мышек (1906 год)
Пограничный камень (1906 год)
«Прости меня… Как все, я не могу любить…» (1906 год)
Рассвет (1906 год)
«Солнце греет уже горячо-горячо…» (1906 год)
«Всем вам, что спите спокойно…» (1907 год)
«Ещё так много струн в душе моей молчит…» (1907 год)
Мать (1905 год) — Журнал для всех, 1905, март;
Старые слова (1907 год)
«Я умру… Но со мной…» (1907 год)
Ёлка. — Юная Россия, 1909, декабрь;
«Нас пред небесным алтарём…» — Жизнь для всех, 1910, май;
Девочка в гробу. — Ежемесячные литературные и популярно-научные приложения к журналу «Нива», 1913, сентябрь;
Леший. — Пробуждение, 1916, № 7.