вся поэзия.ру
стихи, сонеты, поэмы, сказки, басни, мадригалы, оды, эпиграммы, дифирамбы, акростихи, сонаты, пьесы, элегии, думы, канцоны русских поэтов
359 авторов, 715 анализов, сочинений, рефератов по произведениям
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Е
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Щ
- Э
- Я
Кушнер А. С. биография, о авторе, библиография (1936-)
Читайте так же:
Статьи, критика по творчеству Кушнер А. С.
Сочинения по творчеству Кушнер А. С.
Алекса́ндр Семёнович Ку́шнер (14 сентября 1936, Ленинград) — русский поэт. Автор около 50 книг стихов (в том числе для детей) и ряда статей о классической и современной русской поэзии, собранных в пяти книгах.
Биография
Родился в 1936 году, отец будущего поэта подполковник С. С. Кушнер (1911—1980) был военно-морским инженером. Учился на филологическом факультете Педагогического института им. А. Герцена. В 1959—1969 преподавал в школе русский язык и литературу. С конца 1960-х перешёл на профессиональную литературную деятельность. В 1993 году подписал «Письмо сорока двух».
Член СП СССР (1965), Русского ПЕН-центра (1987). Главный редактор «Библиотеки поэта» (с 1992; с 1995 — «Новой библиотеки поэта»). Член редколлегий журналов «Звезда», «Контрапункт» (с 1998), виртуального журнала «Арт-Петербург» (с 1996).
Женат на поэтессе Елене Невзглядовой. Единственный сын Евгений с семьёй живёт в Израиле.
Творчество
В поэзии следует принципам, заложенным акмеистами и близкими по поэтике авторами (от И. Анненского до Бориса Пастернака): описание предметного мира, быта и одновременно включённость в мировую культуру (цитатность). Особое место в творчестве Кушнера занимает образ его родного Петербурга-Ленинграда: судьба лирического героя поэта неотделима от этого города («Он и не мыслит счастья без примет / Топографических, неотразимых» — стих. «Что мне весна? Возьми её себе!..»). Кушнер чужд формальным экспериментам: белому стиху, верлибру, словотворчеству; в то же время его работа с традиционными стихотворными размерами отличается утончённостью и рефлективностью, искусным использованием разностопных стихов, переносами. Выразительную характеристику языка Кушнера дал его современник и товарищ Иосиф Бродский: «Если можно говорить о нормативной русской лексике, то можно, я полагаю, говорить о нормативной русской поэтической речи. Говоря о последней, мы будем всегда говорить об Александре Кушнере».
Тот же Бродский дал общую оценку творчества: «Александр Кушнер — один из лучших лирических поэтов XX века, и его имени суждено стоять в ряду имён, дорогих сердцу всякого, чей родной язык русский».
Сти¬хам Кушнера свойственна скромность, близость к прозаической речи; мастерство поэта рас¬крывается только при неторопливом чтении этих стихов — в соответствии с тем, как сам Кушнер раскрывает окружающий мир.
Книги стихов издавались в переводе на английский, голландский, итальянский. Стихотворения переводились на немецкий, французский, японский, иврит, чешский и болгарский.
Библиография
Сборники стихотворений
Первое впечатление. — М.-Л.: Советский писатель, 1962. — 96 с.
Ночной дозор. — М.; Л.: Советский писатель, 1966. — 124 с.
Приметы. — Л.: Советский писатель, 1969. — 112 с.
Письмо. — Л.: Советский писатель, 1974. — 96 с.
Прямая речь. — Л.: Лениздат, 1975. — 112 с.
Голос. — Л.: Советский писатель, 1978. — 127 c.
Канва: Из шести книг. — Л.: Советский писатель, 1981. — 207 с.
Таврический сад. — Л.: Сов. писатель, 1984. — 103 с.
Дневные сны. — Л.: Лениздат, 1986. — 86 с.
Стихотворения. — Л.: Художественная литература, 1986. — 302 с.
Живая изгородь. — Л.: Советский писатель, 1988. — 142 с.
Память / Сост. и пер. с рус. И. Аузиньш — Рига: Лиесма, 1989. — 106 с.
Флейтист. — М.: Правда, 1990. — (Б-ка «Огонёк»; № 8). — 29 с.
Аполлон в снегу: Заметки на полях. — Л.: Советский писатель, 1991. — 512 с. — ISBN 5-265-01145-5.
Ночная музыка. — Л.: Лениздат, 1991. — 110 с. — ISBN 5-289-01086-6.
Apollo in the snow. — New-York: Farras, Straus and Giroux, 1991.
На сумрачной звезде. — СПб: Акрополь, 1994. — 103 с. — ISBN 5-86585-022-9.
Избранное. — СПб: Художественная литература, 1997. — 494 с. — ISBN 5-280-03199-2.
Тысячелистник: [Книга стихов; Заметки на полях]. — СПб: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1998. — 367 с. — ISBN 5-86789-073-2.
La poesia di San Pietroburgo. — Milano: 1998.
Летучая гряда. — СПб: Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2000. — 95 с. — ISBN 978-5-86789-115-2.
Стихотворения: Четыре десятилетия. — М.: Прогресс-Плеяда, 2000. — 288 с. — ISBN 5-93006-010-X.
Пятая стихия. — М.: Эксмо-Пресс, 2000. — 384 с. — ISBN 5-04-005458-0.
Кустарник. — СПб: Пушкинский фонд, 2002. — 88 с. — ISBN 5-89803-100-6.
Волна и камень. Стихи и проза. — СПб: Logos, 2003. — 768 с. — ISBN 5-87288-242-4.
Холодный май. — СПб: Геликон + Амфора, 2005. — 96 с. — ISBN 5-93682-189-7.
Избранное. — М.: Время, 2005. — 270 с. — ISBN 5-94117-093-9.
Аполлон в траве: Эссе; Стихи. — М.: Прогресс-Плеяда, 2005. — 632 с. — ISBN 5-93006-036-3.
В новом веке. — М.: Прогресс-Плеяда, 2006. — 336 с. — ISBN 5-93006-057-6.
Времена не выбирают: Пять десятилетий. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 224 с. — ISBN 978-5-91181-580-6.
Избранные стихотворения: [Буклет с текстом в составе мультимедийной книги]. — СПб.: Геликон Плюс, 2007. — (Серия «Живые стихи»).
Таврический сад: Избранное. — М.: Время, 2008. — 528 с. — ISBN 978-5-9691-0200-2.
Облака выбирают анапест. — Мир энциклопедий Аванта+; Астрель, 2008. — 95 с. — ISBN 978-5-98986-156-9.
Мелом и углём. — М.: Мир энциклопедий Аванта+; Астрель; Полиграфиздат, 2010. — 128 с. — ISBN 978-5-98986-393-8. — ISBN 978-5-271-283-75-8. — ISBN 978-5-42-15-1045-1.
По эту сторону таинственной черты: Стихотворения, статьи о поэзии. — СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2011. — 544 с. — ISBN 978-5-389-01520-3.
Вечерний свет. — СПб.: Издат. группа «Лениздат», 2013. — 112 с. — ISBN 978-5-4453-0055-7.
Награды
Государственная премия Российской Федерации (1995)
Премия «Северная Пальмира» (1995)
Премия журнала «Новый мир» (1997)
Пушкинская премия фонда А. Тепфера (1998)
Пушкинская премия Российской Федерации (2001)
Царскосельская художественная премия (2004)
Премия «Поэт» (2005)
Премия имени Корнея Чуковского «За плодотворную деятельность, стимулирующую интерес детей к чтению, к отечественной детской литературе» (2007).
Премия ММКВЯ «Книга года» в номинации «Поэзия» (2011)[3]
Литобъединение
Литературное объединение под руководством Александра Семеновича Кушнера существует в Санкт-Петербурге с начала 1970-х. Среди первого состава участников ЛИТО были такие поэты, как Владимир Ханан, Валерий Скобло, Юрий Колкер, Борис Лихтенфельд, Константин Ескин, Татьяна Костина, Александр Танков. За время своего существования ЛИТО многократно переезжало с одной площадки на другую: от швейного объединения «Большевичка» до нынешнего местонахождения в Доме писателя на Звенигородской улице. Когда А. С. Кушнеру стало трудно вести занятия, эстафету перенял его давний ученик: в настоящее время литобъединением руководит поэт Александр Танков.
Участников ЛИТО А. С. Кушнера объединяет преданность русской поэзии и высокая требовательность к слову. Многие бывшие ученики давно стали самостоятельными известными поэтами — так, из ЛИТО Кушнера вышли Алексей Пурин, Алексей Машевский, Николай Кононов. С 1980-х состав ЛИТО практически не менялся: его участники по-прежнему встречаются хотя бы раз в месяц, чтобы послушать новые стихи своих друзей и узнать их мнение о своих стихах. Среди сегодняшних участников числятся Александр Танков, Александр Фролов, Вероника Капустина, Иван Дуда. Все эти поэты давно вступили в Союз писателей Санкт-Петербурга, имеют собственные сборники стихов, они — лауреаты литературных премий имени Ахматовой, Пастернака, Заболоцкого. Двух значительных поэтов семинар потерял — трагически рано умерли Александр Гуревич и Василий Русаков.
По словам Александра Танкова:
«…входящие в ЛИТО поэты очень разные, у каждого свой голос, своя собственная интонация. Сухая, твердая, даже жесткая философская лирика Давида Раскина ничуть не похожа на странные, иногда кажущиеся абсурдными, но завораживающие и трогающие за сердце стихи Ивана Дуды, блестящие, нанизанные на тщательно построенный сюжет стихи Александра Фролова – на ассоциативно-фонетические строки Александра Танкова, трагические, мучительные, словно кровоточащие стихи Сергея Николаева – на щемящие, прозрачные, светящиеся ночным неоном строфы Василия Ковалева. Кто-то, сравнивая поэтов этого ЛИТО с живописцами, поставил рядом с Иваном Дудой Филонова, рядом с Давидом Раскиным – немецких экспрессионистов, рядом с Вероникой Капустиной – Модильяни, рядом с Аллой Михалевич – цветные гравюры Хокусая»