НОВИНКА : ТЕПЕРЬ И АУДИО СТИХИ !!! всего : 1726Яндекс цитирования

СОЧИНЕНИЕ: ПСИХОЛОГИЗМ ЛИРИКИ Ф И ТЮТЧЕВА

ALLPOETRY | 12-10-2012 23:29:56
ПСИХОЛОГИЗМ ЛИРИКИ Ф И ТЮТЧЕВА

Психология — это наука о душе, наука о познании внутреннего мира человека. Люди, занимающиеся психологией, могут глубоко понять своего собеседника, а подчас играть его чувствами, тем самым управляя его сознанием. Вспоминается Порфирий Петрович из романа Достоевского «Преступление и наказание», который был искусным психологом и смог, ловко воздействуя на сознание Рас-кольникова, разоблачить его. Тютчева тоже можно назвать своеобразным психологом, в своих стихотворениях он изображает душу как реально существующую материю, он живет мыслями о ней.

Чуть ли не в каждом стихотворении Ф. И. Тютчева мы встречаем тему души, несмотря на то что часто психологизм скрыт под пеленой таинственности. Эта тема очень волновала поэта. А теперь рассмотрим психологизм лирики Тютчева на конкретных примерах.

Наиболее часто мотив души у Тютчева ассоциируется с состоянием природы. Недаром мы, изучая поэму Гоголя «Мертвые души», говорили о том, что сад — это метафора души. У Тютчева природа берет на себя эту функцию. Состояние природы — состояние поэта. В качестве примера Мы можем взять стихотворение «Тени сизые смесились...»:

...Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул...
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном...

В этом отрывке упоминается мотив полета, мотив бабочки, а бабочка — это душа, поэтому мы можем говорить о полете души. В этом отрывке с точки зрения эвфонии преобладает звук «у», что создает настроение тоски.

...Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, темный, благовонный,
Все залей и утиши...

Эта строфа, по сравнению с вышеприведенными строками, более спокойна, все становится на свои места, сумрак поглощается. Душа все утихомиривает, спасает мир. Здесь преобладают такие звуки, как «т», «и», «у», что создает ощущение гнева, зависти и в то же время нежность, ласку.

Тютчев, как и любой творческий человек, был неуравновеы1ен-ным. Это состояние поэта'нал ожил о свой отпечаток на его творчество, в особенности на психологические стихотворения. Например, стихотворение «Еще земли печален вид...»:

Душа, душа, спала и ты...
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?..

В этом примере душа изображается очень беспокойной, можно предположить, что в тот момент, когда поэт писал это стихотворение, душа его не была на месте, что-то ее волновало, тревожило. Человеческую душу всегда что-нибудь тревожит, она не может находиться в покое. Человек все время придумывает себе какие-либо заботы, в его голове всегда формулируются какие-либо странные мысли. Душа человека всегда терзается и при жизни ее носителя, и после смерти.

Мотив души, психологизм наиболее часто встречаются в стихотворениях о временах года. Самым печальным временем является осень. Осень — это не только время года, но и этап в жизни "человека, это самая унылая пора. Вот стихотворение «Осенний вечер», где можно увидеть мотив души:

Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.

Здесь нет конкретного упоминания о душе и даже нет слова «душа», но ее присутствие мы видим в «кроткой улыбке увяданья». В этом отрывке душа тоже страдает. Страдания, боль, тоска всегда являются причиной, по которой люди души роняют слезы. Самыми горькими и мучительными слезами являются слезы горя:

...Слезы людские, о, слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой...
Льетесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые, —
Льетесь, как льются струи дождевые
В осень глухую порою ночной.

В этом стихотворении Ф. И. Тютчева «слезы людские» льются из-за мучений, терзаний «в осень глухую» — пору тоскливую, пору, когда терзаются души. С точки зрения поэтической техники в этом стихотворении мы встречаем такие приемы, как анафора:

Льетесь...
Льетесь...
................
Льетесь...

Это нам указывает на мучительные страдания, здесь слезы — не просто капли из глаз, а слезы, как «струи дождевые». Это стихотворение окружено печалью, горестью, быть может, это и есть типичное состояние Ф. И. Тютчева.

Хотя душа такая же несчастная, как и мы — люди, но все же душа безжалостна по отношению к нам. Например, стихотворение «Она сидела на полу...»:

Брала знакомые листы
И чудно так на н,их глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...

Человек не умирает, это просто душа покидает его тело. Жизнь человека обречена на смерть. Он не может жить вечно, а душа, покинувшая тело, продолжает существовать. В этом отрывке можно предположить, что душа смеется над «брошенным телом». Эти строки заключают в себе великое пространство, гнев, зависть, печаль, боязнь.

Завершить наше путешествие по лирике Ф. И. Тютчева хотелось бы стихотворением «Видение». В этом стихотворении душа предстает перед нами как часть хаоса. Возникает вопрос: «Почему душа относится к хаосу?»В хаосе все неопределенно, как писал Лаврец-кий: «Хаос, по Тютчеву, — бесформенная и безличная, темная, слепая, неорганизованная и зыбкая, как библейские волы, кипящая, бурная основа Мира». В душе тоже все сумбурно, непонят-\но. В душе человека всегда присутствует смятение, непонятость. Йоэтому душа, как хаос — что-то бесформенное и беспорядочное.

Тогда густеет ночь, как хаос на водах,
Беспамятство, как Атлас, давит сушу;
Лишь Музы девственную душу
В пророческих тревожат боги снах!

В этом стихотворении «Видение» душа изображена как нечто нетронутое, девственное, как мдаденец, который делает первые шаги. Этот отрывок наполнен нежностью, лаской и в то же время великолепием, великим пространством.

Таким образом, рассмотрев некоторые примеры психологической лирики Ф. И. Тютчева, мы можем сделать вывод, что мотив души выражается через природу, ее состояние, через мотив времен года и состояние самого человека, через мотив двойного бытия, а также через полет, полет Души. Лаврецкий писал о Тютчеве: «Личное, как хрупкое, как совершенно нереальное, по сравнению с вечной материей, — нечто противоположное ей, непреходящей и всемогущей». То есть противопоставляется личное, хрупкое Ф. И. Тютчева хаосу, которого поэт боится.

рейтинг: не помогло 0 | помогло 0 |

все стихи: