НОВИНКА : ТЕПЕРЬ И АУДИО СТИХИ !!! всего : 1726Яндекс цитирования

СОЧИНЕНИЕ-ОТЗЫВ НА СТИХОТВОРЕНИЕ О. БЕРГГОЛЬЦ «Я ИДУ ПО МЕСТАМ БОЕВ…»
- анализ, сочинение, реферат к произведению
Бергольц О. Ф. Я ИДУ ПО МЕСТАМ БОЕВ.

ALLPOETRY | 18-10-2012 21:39:52
СОЧИНЕНИЕ-ОТЗЫВ НА СТИХОТВОРЕНИЕ О. БЕРГГОЛЬЦ «Я ИДУ ПО МЕСТАМ БОЕВ…»

Почему мы пишем о войне?
Почему мы читаем о войне?
Почему мы помним о войне?
Прошло почти шестьдесят пять после Победы в Великой Отечественной войне, но нет такой семьи в нашей стране, в которой бы забыли об этих страшных годах. Слишком велики боль и страдание, печаль и память о погибших на этой войне.
Маленький кусочек памяти – стихотворение Ольги Фёдоровны Берггольц «Я иду по местам боёв…», написанное в 1964 году, в период так называемой «литературной оттепели».
Это стихотворение – воспоминание о блокадном городе. Ни в одной строчке нет никаких географических указателей. Но в том, что это героический Ленинград, нет ни малейшего сомнения. Во-первых, автор – «блокадная муза» ленинградцев О. Берггольц, во-вторых, ритмика стихотворения, особенно его первой строфы, звучит как метроном на Пискарёвском кладбище.
Повторяемость сочетаний «я иду» (анафора) носит суггестивный (внушаемый) характер: воздействует на восприятие, настораживает, заставляя сосредоточиться, и настраивает на тот трагический и тревожный ритм осаждённого города.
Короткие, упругие первые предложения
Я иду по местам боёв.
Я по улице нашей иду.
(не перечисление, а уточнение) показывают, что места боёв – это и есть конкретный город, улица, дом, комната.
Короткое вступление – приглашение в прошлую жизнь – перетекает в воспоминания о «свирепо-великих» годах. Этот эпитет подчёркивает как трагизм того времени, страх и ужас пережитых событий, так и безмерное уважение к тем, кто смог выжить, выстоять и остаться Человеком.
Потому-то там и «оставлено сердце» – память, которая преклоняется перед мужеством ленинградцев-блокадников.
Память О. Ф. Берггольц постоянно возвращается в то время, в то место, к тем событиям, когда дом служил долговременной огневой точкой –местом обороны, местом атаки.
Здесь мы жили когда-то с тобой.
Был наш дом не домом, а дотом,
окна комнаты угловой –
амбразурами пулемётам.
Обледеневший, полуразрушенный дом в сполохах огня, в котором и жизнь, и смерть фактически слились в единое целое, – вот что видит автор и теперь, спустя 20 лет после снятия блокады:
… огнь, и лёд, и шаткая кровля, –
было нашей любовью, друг,
нашей гибелью, жизнью, кровью.
Именно «оставленное сердце» помнит и видит всё прошедшее в мельчайших подробностях, заставляет вновь и вновь переживать боль, страх и ужас блокады.
Повторяющиеся слоги –ду (иду – году – в бреду – чаду – льду – найду – беду) постепенно усиливают звук метронома, он слышится всё громче и напряжённее. Этому способствуют и повторяющиеся уточнения:
В том году, в том бреду, в том чаду,
в том, уже первобытном, льду,
я тебя, моё сердце, найду…
Зачем память поэтессы возвращается вновь и вновь к тому страшному времени?
Чтобы предаться воспоминаниям?
Чтобы растревожить раны?
Нет! Берггольц отвечает:
… сердце найду,
может быть, себе на беду.
И тут метроном смолкает – уходит напряжённый доминантный слог (-ду).
Но такое, в том льду, в том огне,
ты всего мне сейчас нужней.
Так вот оно – главное: нужно помнить всё, нужно сохранить ту самую, «первобытную», правду о тех днях, сколь жесткой и горькой она бы ни была.
Теперь уже не секрет, что многие страницы истории нашей страны были искажены, «подправлены», и Ольга Берггольц, будучи очевидцем и участницей многих трагических событий, вопреки всем преградам утверждает о необходимости в литературе искренности, честности и смелости:
Чтоб сгорала мгновенно ложь –
вдруг осмелится подойти, –
чтобы трусость бросало в дрожь,
в леденящую, – не пройдёшь! –
ели встанет вдруг на пути.
Чтобы лести сказать: не лги!
Чтоб хуле сказать: не твоё!
Именно правду поэтесса сохраняла в своей памяти, в своём сердце, «в том льду, в том огне».
Последние строки – обращение к Другу, к тому, кто «в том году, в том бреду, в том чаду» был «рядом, здесь, на местах боёв».
И опять – повторяемость слов, опять чеканный шаг коротких строк, и уже набатом звучит метроном:
Друг, я слышу твои шаги
рядом, здесь, на местах боёв.
Друг мой, сердце моё, оглянись:
мы с тобой идём не одни.
Да, идёт по местам боёв
поколенье твоё и моё…
Автор верит, что «поколенье твоё и моё» всегда будет помнить и чтить подвиг нашего народа. И мы, и потомки наши, «ещё неизвестные нам», не забудем героизм и жертвенность прошлых лет, мы будем обязаны противостоять всякой лжи, не позволим никому фальсифицировать историю нашей Победы, принижать подвиг наших отцов, дедов и прадедов, разобщать некогда боровшиеся плечом к плечу братские народы. Эта вера, эта «железная молитва» звучит и в высеченных на гранитной стеле Пискарёвского кладбища словах:
…Знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто…

рейтинг: не помогло 13 | помогло 52

читать стихотворение Бергольц О. Ф. Я ИДУ ПО МЕСТАМ БОЕВ.

все стихи: