НОВИНКА : ТЕПЕРЬ И АУДИО СТИХИ !!! всего : 1726Яндекс цитирования

СОЧИНЕНИЕ - МЯТЕЖ КАЛАШНИКОВА В ПОЭМЕ ЛЕРМОНТОВА «ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА…»
- анализ, сочинение, реферат к произведению
Лермонтов М. Ю. ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА

ALLPOETRY | 09-10-2012 23:33:20
СОЧИНЕНИЕ - МЯТЕЖ КАЛАШНИКОВА В ПОЭМЕ ЛЕРМОНТОВА «ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА…»

Мятеж Калашникова неотделим от родовых интересов народа, но именно личность осознает эти интересы и выступает в качестве их защитника. В мятеже Калашникова, скрестились личная обида и чувство поруганной народной правды. Поэтому и бой Калашникова с Кирибеевичем происходит на виду всего честного народа. Эмоциональным выражением смертельного поединка, его бескомпромиссности, заранее предопределенного исхода и вместе с тем величия нравственной идеи, заключенной в нем, служит предшествующее бою описание:

Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
На какой ты радости разыгралася?

В этом пейзажном описании поэтически передано и величие будущего поединка, и трагическое предчувствие кровавой развязки, но все здесь наполнено духовной атмосферой справедливости предстоящего возмездия. Природа ликует, празднуя скорую победу правды, которую отстоит Калашников перед лицом Москвы с ее кремлевской белокаменной стеной. Степан Парамонович чувствует, что по только себя защищает он. Поэтому поединку, воспроизведенному с особой тщательностью, придано в «Песне…» символическое значение. Весь ритуал традиционного поединка - от приготовления к бою до описания самого боя А чрезвычайно важен в контексте художественного смысл «Песни…». Лермонтов поэтизирует старые народные обычаи, где сила честно сражается с силой, где нет привходящих, мешающих непосредственному проявлению личной доблести и отваги условностей. Здесь все основано на справедливом законе: «Кто побьет кого, того царь наградит, А кто будет побит, тому бог простит!» Внешним выражением внутренней правды Калашникова и народной правды, стоящей за ним, служит разное описание поведения Кирибеевича и Калашникова перед боем. Страсть Кирибеевича становится для него бедой. Искренняя любовь «удалого бойца» столкнулась с нравственными понятиями, узаконенными народным обычаем. Поэтому она предстает преступной волей, а носитель ее - всего лишь слугой царя:

И выходит удалой Кирибеевич,
Царю в пояс молча кланяется…
Напротив, Степан Калашников
Поклонился прежде царю грозному
После белому Кремлю да святым церквам,
А потом всему народу русскому.

Наконец, в соответствии с народными поэтическими традициями косвенно предсказывается гибель Кирибеевича - он переживает душевное смятение и внутренне нетверд. Напротив, Степан Калашников исполнен решимости: «Постою за правду до последнева!» Совершенно иным эмоциональным колоритом наполнено предшествующее казни Калашникова описание, содержащее внутреннюю тревогу, неизбежную трагедию, предвещающее несправедливую расправу. Заунывный гуд-вой колокола соседствует с мрачной веселостью палача.

Степан Калашников и перед лицом Ивана Грозного защищает личную честь, совместившуюся с народной правдой. Он убежден, что одновременно вступается от всего парода и за общий христианский закон. Но, защищая закон, он совершает преступление против него, ибо честный открытый бой с противником не связан с личной обидой и местью. Это не обычный потешный кулачный бой, какого ожидал Кирибеевич («Так и быть, обещаюсь для праздника, Отпущу живого с покаянием. Лишь потешу царя нашего батюшку»), а смертельный. Степан Калашников вышел «не шутку шутить, не людей смешить», а «на страшный бой, на последний бой!» Человек того же племени той же национальности оказывается смертельным врагом другого человека, своего соотечественника. Потешный бой оборачивается убийством. Форма открытого и честного поединка скрывает личную месть, хотя бы эта месть и была оправдана высокими соображениями о защите правды народной и христианского закона.

Именно конечная вера в народную правду, в нравственные вековые устои народной жизни, носителем которых явился Степан Калашников и ради которых он решился на тяжкое преступление, обеспечивает ему внимание потомства и вечную жизнь в народных сердцах. Похороны Степана Калашникова также совершены, по старинному обычаю, «промеж трех дорог», ведущих в исконные русские земли:

Схоронили его за Москвой-рекой,
На чистом поле промеж трех дорог.
Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской,
И бугор земли сырой тут насыпали,
Над его безымянной могилкою;
И проходят мимо люди добрые,
Пройдет стар человек - перекрестится,
Пройдет молодец - приосанится,
Пройдет довица - пригорюнится,
А пройдут гусляры - споют песенку.

рейтинг: не помогло 0 | помогло 0 |

ещё анализ, сочинение или реферат стихотворения ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА :
1ВОСПРИЯТИЕ И АНАЛИЗ ПОЭМЫ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА "ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА..."
2СОЧИНЕНИЕ - ФОЛЬКЛОР И ИСТОРИЗМ В “ПЕСНЕ ПРО КУПЦА КАЛАШНИКОВА” М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
3СОЧИНЕНИЕ - УНИКАЛЬНОСТЬ «ПЕСНИ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА…» М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
4СОЧИНЕНИЕ - ИДЕЙНО ХУДОЖЕСТВЕННОГО СМЫСЛ «ПЕСНИ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА…» М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
5СОЧИНЕНИЕ - СТЕПАН КАЛАШНИКОВ КАК ОСОБЫЙ ТИП ГЕРОЯ
6СОЧИНЕНИЕ - КИРИБЕЕВИЧ ОПРИЧНИК ПРИБЛИЖЕННЫЙ К ЦАРЮ ЕГО ЛЮБИМЕЦ В ПОЭМЕ ЛЕРМОНТОВА "ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА..."

читать стихотворение Лермонтов М. Ю. ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА

все стихи: