вся поэзия.ру
стихи, сонеты, поэмы, сказки, басни, мадригалы, оды, эпиграммы, дифирамбы, акростихи, сонаты, пьесы, элегии, думы, канцоны русских поэтов
359 авторов, 715 анализов, сочинений, рефератов по произведениям
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Е
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Щ
- Э
- Я
Муравьёв А. Н. биография, о авторе, библиография (1806-1874)
Читайте так же:
Статьи, критика по творчеству Муравьёв А. Н.
Сочинения по творчеству Муравьёв А. Н.
Андре́й Никола́евич Муравьёв (30 апреля (12 мая) 1806, Москва, Российская империя — 18 (30) августа 1874, Киев, Российская империя) —камергер российского императорского двора; православный духовный писатель и историк Церкви, паломник и путешественник; драматург, поэт. Почётный член Императорской академии наук (1836).
Биография
Родился в семье Николая Николаевича Муравьёва (1768—1840), математика, генерал-майора, основателя училища для колонновожатых, и Александры Михайловны Мордвиновой (1768—1809). Его старшие братья — Михаил Муравьёв-Виленский (1796—1866), Николай Муравьёв-Карсский и Александр. Учился у Семёна Раича, в юности переводил «Энеиду» и Фенелонова «Телемака».
Состоял на военной службе. Сдав в апреле 1828 года экзамены при Московском университете, в августе того же года был определён в ведомство Коллегии иностранных дел. Во время русско-турецкой войны 1828—1829 годов в Шумле познакомился с Алексеем Хомяковым. В 1829—1830 годы, как паломник, посетил Египет (в частности, Александрию и Каир),Иерусалим, Кипр, Смирну, Константинополь. Изданное в 1832 году его «Путешествие ко Святым местам в 1830 г.» (рукопись просматривали В. А. Жуковский и митрополит Филарет (Дроздов)) принесло ему популярность в образованном обществе.
Состоял на должности обер-секретаря в Святейшем Синоде; летом 1836 года сыграл важную роль в смещении обер-прокурора Степана Нечаева (был заменён на графа Николая Протасова) и рассчитывал впоследствии получить должность обер-прокурора сам.
С 1842 года член общего присутствия в Азиатском департаменте МИДа. В начале 1850-х переехал в Москву, поселившись во флигеле Останскинского дворца у Дмитрия Николаевича Шереметева. Выйдя в отставку в 1866 году, поселился в Киеве, близ Андреевского собора. Погребён в подземном приделе собора.
Его хлопотами келлия афонского Ватопедского монастыря близ Кареи (первоначально была местом жительства на покое Вселенского Патриарха Афанасия Пателлария) в 1849 году была преобразована в самоуправляющийся скит с русскими насельниками; в 1867 году там был заложен собор во имя Андрея Первозванного (освящён в 1900 году).
Посетив в 1850 году пришедший в полное запустение бывший монастырь Новый Сион в Мирах (селение Демре округа Каш в Анатолийской Турции), где до 1087 года покоились мощи святителя Николая Чудотворца, инициировал работы по его восстановлению храма и возможному устройству там русского монастыря; впоследствии активное участие в проекте принимали граф Николай Игнатьев и Василий Хитрово.
Его сочинения стали первыми на русском языке книгами духовного содержания, получившими распространение в среде высшего общества. Исследовал и ввёл в научный оборот судебное дело Патриарха Никона.
Имел репутацию друга митрополита Московского Филарета (Дроздова), а также знатока и блюстителя богослужебного устава, чем вызван известный исторический анекдот о нём.
Труды
«Таврида» (М.: 1827; поэтический сборник; 2-е изд. СПб.: Наука, 2007)
«Путешествие ко Святым местам в 1830 году»
«Письма о богослужении Восточой кафолической церкви» (М.: 1836; 11 изданий, переведены на все почти европейские языки)
«История российской церкви» (1838)
«Сношения России с Востоком по делам церковным» (1860)
«Путешествие по святым местам русским» (1836, переизд. 1990)
«Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских» (1859)
«Первые IV века христианства» (СПб.: 1840)
«Правда вселенской церкви о Римской и прочих патриарших кафедрах» (СПб.: 1841 и 1849)
«Письма с Востока в 1849—50 годах» (СПб.: 1851)
«Слово кафолического православия Римскому католичеству» (М.: 1852 и 1853)
«Раскол, обличаемый своею историей» (СПб.: 1854)
«Question religieuse d’Orient et d’Occident» (три серии, М.: 1856, СПб.: 1858—1859)
трагедия «Битва при Тивериаде, или Падение крестоносцев в Палестине» (1832)
Акафист Андрею Первозванному
«Русская Фиваида на Севере»
В 1855 году А. Н. Муравьёв, совершив паломничество по вологодским и белозерским святым местам, опубликовал книгу размышлений под названием «Русская Фиваида на Севере».,
Здесь, в тихом уединении, где неожиданно нашёл я себе летний приют, под гостеприимным кровом радушного владельца, здесь предпринимаю описание родной нашей Фиваиды, которую только что посетил в пределах Вологодских и Белозерских. Едва ли кому она известна из людей светских, а многие однако же слышали о Фиваиде Египетской и читали в патериках Греческих о подвигах великих Отцев, просиявших в суровых пустынях Скитской и Палестинской. Но кто знает этот наш чудный мир иноческий, нимало не уступающий Восточному, который внезапно у нас самих развился, в исходе XIV столетия и в продолжение двух последующих веков одушевил непроходимые дебри и лесистые болота родного Севера…
После появления книги термин «Северная Фиваида» стал поэтическим названием северных русских земель, окружающих Вологду и Белозерск (как сравнение с древнеегипетской областью Фиваидой, известным местом поселения раннехристианских монахов-отшельников).
Память
Андрею Муравьеву посвящена одна из витрин Музея Одной Улицы. Благодаря его усилиям с Андреевского спуска были выселены публичные дома. Помимо этого А. Муравьев занимался укреплением горы и обновлением Андреевской церкви; при нем Спуск приобрел тот облик, который сохранился и поныне. В музее представлены многочисленные труды писателя, а также его портреты и фотографии.