по оригиналам
по переводам
Поиск стихотворения-оригинала
Поиск стихотворения-перевода

НЕИЗВЕСТНЫЙ ПУШКИН

4 мин.
35
0
фото Виталия Казакова
Виталий Казаков
2020-02-29 20:42:06

"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей"

(А. С. Пушкин, "Пророк")

Речь пойдёт о Гавриилиаде, многими ошибочно называемой Гаврилиадой.

"Гавриилиада" написана 22-летним Пушкиным в апреле 1821 года в Кишинёве.

Стиль поэмы — типичный ранний пушкинский, и многие стихи "Гавриилиады" близки к другим его стихотворениям.

Как произведение совершенно непозволительное по цензурным условиям того времени, некоторое время оно было известно только в узком кругу друзей Пушкина, но уже начиная с лета 1822 года стало расходиться в списках. Вяземский, посылая 10 декабря 1822 года А. И. Тургеневу значительный отрывок из "Гавриилиады", написал: "Пушкин прислал мне одну свою прекрасную шалость".

В 1828 году по доносу дворовых отставного штабс-капитана Митькова, имевшего у себя список "Гавриилиады", митрополит Серафим (Глаголевский) довел до сведения правительства о существовании поэмы. После этого началось дело по распоряжению Николая I.

По делу о "Гавриилиаде" Пушкина вызвали и допрашивали во Временной верховной комиссии, действовавшей как исполнительный орган на период отсутствия Николая, который был в это время на войне с Турцией. К возникшей угрозе Пушкин относился вполне серьёзно, судя по письмам и стихотворениям, ощущал перспективу ссылки или даже смертной казни:

("Снова тучи надо мною собралися в тишине…"

(Предчувствие)

"Вы ль вздохнёте обо мне, если буду я повешен?"

(Ек. Н. Ушаковой)

Замысел "Гавриилиады" сводится к тому, что к зачатию Христа имели отношения дьявольские силы (Змей-искусситель), эгрегориально-церковные (Архангел Гавриил) и Бог.

"Усталая Мария

Подумала: "Вот шалости какие!

Один, два, три! — как это им не лень?

Могу сказать, перенесла тревогу:

Досталась я в один и тот же день

Лукавому, архангелу и богу".

Тем самым А.С. Пушкин явно указывает на то, что Имя Христа задействовано одновременно в трёх сценариях. Во-первых он был Праведником, получившим откровения Свыше, во-вторых он используется на эгрегориальном уровне церковными иерархиями параsитирующими на пастве и, наконец, сатанинскими силами гуманоидов "общечеловеков", на протяжении многих веков насилующими человечество и проливающими реки крови с крестами на груди и Христовым именем на устах. В "Гавриилиаде" понимание этих процессов А.С. Пушкин демонстрирует открыто, словами, вложенными в уста Змия:

"С рассказом Моисея

Не соглашу рассказа моего:

Он вымыслом хотел пленить еврея,

Он важно лгал, - и слушали его.

Бог наградил в нём слог и ум покорный,

Стал Моисей известный господин,

Но я, поверь, - историк не придворный,

Не нужен мне Пророка важный чин!"

Как это не странно будет Вам слышать, но Пушкинская Гавриилиада перекликается с Ветхим наветом, вот что повествует в беседе с Марией Змий:

"Попы вас обманули,

И Еву я не погубил, а спас!"

"Спас! от кого?"

"От бога"

"Враг опасный!"

"Он был влюблён…"

"Послушай, берегись!"

"Он к ней пылал —"

"Молчи!"

"— любовью страстной,

Она была в опасности ужасной".

"Змия, ты лжёшь!"

"Ей богу!"

"Не божись".

"Но выслушай…"

А вот мы с Вами и выслушаем, как об этом повествует Ветхий Навет:

Читаем главу 4 книги бытия.

"1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.

2 И еще родила брата его, Авеля".

Сама Ева сказала от кого она родила Авеля – от Господа.

От того самого, кто:

"Тиран несправедливый,

Еврейский бог, угрюмый и ревнивый,

Адамову подругу полюбя,

Её хранил для самого себя…"

Да это тот самый бог, что:

"увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время"?

и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.

И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их".

(Бытие, гл. 6: 5-7)

За что же уничтожил человеков этот "тиран несправедливый… угрюмый и ревнивый"?

А вот за что:

" …сыны Божии (которые) увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал"?

(Бытие, гл. 6:2)

На допросе Пушкин отрёкся от авторства (приписав его покойному к тому времени Д. П. Горчакову и сказав, что якобы был знаком с текстом ещё в Лицее, в 1817 году).

Впоследствии сюжет с писателем, отказывающимся от авторства "преступной поэмы", был использован Пушкиным в мистификации "Последний из свойственников Иоанны д’Арк", написанной в январе 1837 г. незадолго до дуэли с Дантесом (таким образом, она оказалась последним его произведением). В этом тексте Вольтер отрекается от авторства "Орлеанской девственницы", испугавшись дуэли с потомком брата Жанны д’Арк.

В настоящее время "Гавриилиада" хорошо известна читателям Пушкина, так как она входит во все полные собрания его сочинений, неоднократно перепечатывалась в сборниках разного характера и назначения, выпускалась отдельными изданиями.

Мне помогло !
   
Дать монетку!
Жалоба
Печать
Поделиться :
Использование сайта означает согласие с пользовательским соглашением
Оплачивая услуги Вы принимаете оферту
Информация о cookies
Ждите...