Прежде всего обратимся к названию произведения. Слово “путник” имеет не бытовую, а поэтическую, архаическую, скорее всего, сказочную окраску (сравни: пешеход, турист, путешественник). Оно подразумевает длительное путешествие, совершаемое пешком. Пеший ход труден, и понятие “путник” ассоциативно связано с такими, как “преодоление препятствий”, “усталость”.
Первые двустишия создают ощущение того, что все трудности остались далеко позади. Оно передается противопоставлением “свой край” - “дальняя земля”. Не случайно употребление выражений “в гости зашли”, “приюти”: путники пришли сюда как в родной дом. Все плохое, опасное – за стенами, “в темной ночи”. Но следующая строка стихотворения заканчивается вопросом, который вносит некоторую тревогу:
Но где же красавица? Где твоя дочь?
Ответ складывается из двух стихов. Первый как будто подтверждает счастливые надежды:
Принять, приютить вас готова, друзья.
Второй стих разрушает их:
Скончалась красавица дочка моя.
Та, к которой спешили путники, мертва.
Таким образом, композиционно стихотворение делится на две части: противопоставление диалога и трех обращений к мертвой девушке. Первая часть стихотворения, с ее атмосферой радостного ожидания, нужна лишь для того, чтобы подчеркнуть непоправимость трагедии.
Изменяется настроение стихотворения. Это проявляется в переосмыслении понятия “свет”. Оно возникает благодаря тому, что слово “светлица” в сочетании со словом “свеча” в поэтическом тексте создает впечатление освещенности. Но, накладываясь одно на другое, значения этих слов приобретают новый оттенок: свет резкий, неприятный. И действительно, теперь путники видят: “красавица в гробе лежит”.
Вторая часть стихотворения членится на три монолога. Если вначале путники выступали как одно лицо, подчеркивалась их общность (“зашли”, “нас”), то теперь – различие (“первый”, “другой”, “третий”).
Сила их чувств проявляется в поступках: первый – “на мертвую смотрит с унылой душой”, другой – “горько заплакал”, “взор опустил”, третий – “в бледны уста целовал”.
В словах путников особое значение приобретают грамматические формы глаголов. В речи первого наклонение, выражающее желание и неуверенность одновременно. Второй говорит о реальном чувстве (изъявительное наклонение глагола), но говорит в прошедшем времени: смерть сильнее его любви. Третий – о вечной любви, которая сильнее времени (с этим связано употребление глаголов в инфинитиве).
Противопоставление вечности времени завершает стихотворение.