Эолова арфа. Написано в ноябре 1814 г. Напечатано впервые в журнале “Амфион”, 1815, кн. III. Принадлежит к числу оригинальных баллад Жуковского. Как в балладах “Алина и Альсим” и “Эльвина и Эдвин”, тема “запрещенной любви” имеет здесь автобиографический смысл (см. примечания к указанным балладам). Автобиографический сюжет облечен в формы “оссиановской” поэзии (средневековый колорит, любовь бедного певца и владелицы замка). Атмосферу “оссианизма” создают также имена и названия – Ордал, Минвана (термин “оссианизм” происходит от имени легендарного поэта Оссиана, – см. Дж. Макферсон “Поэмы Оссиана”, 1762 – 1765). Морвена – название страны в одной из песен Оссиана. Жуковский совмещает оссиановскую сумрачную таинственность с поэтическим лиризмом, характерным для его собственной поэзии этих лет. Замечателен любовный диалог Минваны и Арминия, некоторыми чертами напоминающий сцену прощания Ромео и Джульетты в трагедии Шекспира (3-й акт). Образ оставленной на дереве арфы, своим звучанием напоминающей о певце, навеян стихотворениями Фр. Маттисона “Lied aus der Ferne” (“Песнь издалека”) и И. И. Дмитриева “Лира”.
Белинский писал об “Эоловой арфе”: “…она – прекрасное и поэтическое произведение, где сосредоточен весь смысл, вся благоухающая прелесть романтики Жуковского” .
В балладе “Эолова арфа”, поэт отразил специфику и нравы замковой жизни позднего Средневековья:
“Владыка Морвены,
Жил в дедовском замке могучий Ордал;
Над озером стены
Зубчатые замок с холма возвышал”
“В жилище Ордала
Веселость из ближних и дальних краев
Гостей собирала;
И убраны были чертоги пиров
Еленей рогами… “
Главная тема баллады – любовь певца Арминия и Минваны. Многие витязи пытались добиться руки и сердца симпатичной дочери владыки замка, но она никого до себя не допускала. Только к бедному певцу с арфой, принцесса испытывала нежные чувства:
“Певец сладкогласный.. .
Но, родом не знатный, не княжеский сын;
Минвана забыла
О сане своем
И сердцем любила,
Невинная, сердце невинное в нем”
Используя сюжет, построенный на социальном неравенстве любящей пары, поэт подчеркивает его только потому, что оно усиливает неудовлетворенность жизнью, возвышенность и глубину переживаний влюбленных.
Минвана любит певца, она готова принять его таким, какой он есть и подарить ему свою любовь:
“Лишь царским убором
Я буду с толпой;
А мыслию, взором,
И сердцем, и жизнью, о милый, с тобой”.
В центре внимания – нежная любовь, чуждая житейских интересов. Она обречена на неудачу в реальных, земных условиях. Действительно, скоро владыка узнает о тайных похождениях дочери:
“Молва о свиданье
Достигла отца.. .
И мчит уж в изгнанье
Ладья через море младого певца”
Девушка тяжело переживает разлуку с любимым. Арфа постоянно напоминает о нем:
“С тех пор, унывая,
Минвана, лишь вечер, ходила на холм
И, звукам внимая,
Мечтала о милом, о свете другом,
Где жизнь без разлуки,
Где все не на час –
И мнились ей звуки,
Как будто летящий от родины глас”.