Романтическая субъективность окрасила и другой излюбленный Жуковским жанр - балладу, в которой фантастические или исторические образы и сюжеты стали наполняться глубоким, идущим из внутреннего мира поэта содержанием. Баллады Жуковского вызвали в русской литературе увлечение этим жанром, хотя поэты, связанные с революционным романтизмом, стали находить иные пути развития русской баллады.
Но, познавая и выражая самого себя в лирических и лиро-эпических формах, поэт-романтик учился познавать и изображать других. Новые средства передачи сложного душевного состояния, найденные в лирике, оказывались полезными и в других литературных жанрах. Через лирику Жуковского литература шла к решению проблемы характера. Гуманистическая идея Человека обостряла внимание к человеческой психологии. Однако романтику Жуковскому было "еще далеко до реалистического раскрытия личности в ее национальной, исторической, социальной характерности. Романтическая субъективность вела к известной односторонности, подмеченной в свое время Гете, ценившим Жуковского, но считавшим, что ему "надлежало бы более обратиться к объекту".
Своеобразие художественного метода Жуковского хорошо можно почувствовать на его пейзаже. Опять обратимся к глубокой и точной формуле Белинского: "…изображаемая Жуковским природа - романтическая природа, дышащая таинственною жизнию души и сердца, исполненная высшего смысла и значения". Вкладывая свою душу в природу, поэт учится постигать "душу" самой природы. А, постигая внутреннюю, живую жизнь природы, поэт овладевает искусством живописать ее. Характерна в этом отношении элегия Жуковского "Море" (1822, опубл. 1829):
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью.
Тревожною думой наполнено ты.
Романтический метод пейзажной живописи позволял Жуковскому находить верные краски при изображении природы. Такова, например, деталь лунного пейзажа в "Подробном отчете о луне. Послании к государыне императрице Марии Федоровне" (1820):
В зерцало ровного пруда
Гляделось мирное светило,
И в лоне чистых вод тогда
Другое небо видно было,
С такой же ясною луной,
С такой же тихой красотой;
Но иногда, едва бродящий,
Крылом неслышным ветерок
Дотронувшись до влаги спящей,
Слегка наморщивал поток:
Луна звездами рассыпалась;
И смутною во глубине
Тогда краса небес являлась,
Толь мирная на вышине…
Противопоставление "смутной" и "мирной" красоты наводит поэта на мысль о человеке, душа которого полна "небесного" и все же "земным возмущена".