Тема свободы в лирике Жуковского приобретала особый аспект - "внутренней свободы - свободы проявления чувств, склонностей, интересов":
Свобода друг нам благодатный;
Мы независимо, в тиши
Уютного уединенья,
Богаты ясностью души,
Поем для муз, для наслажденья,
Для сердца верного друзей…
Подобно Карамзину, Жуковский предпочитал переносить решение социальных вопросов в сферу моральную. Но перед каждым из писателей одновременно вставала проблема определения места человека и писателя в обществе.
Размышления Жуковского о сословных предрассудках, оказывающих пагубное воздействие на человека с талантом, получили развитие в его статье "Писатель в обществе" (1808). Доказывая, что писатель "наравне со всеми может с успехом играть свою роль на сцене большого света", Жуковский посвящает значительную часть статьи раздумьям о судьбе литератора, которому "вместе с дарованием досталась в удел и бедность". Эта тема находит непосредственное соответствие в стихотворении Карамзина "К бедному поэту". Утешая "поэта унылого", ропщущего "на скудный жребий свой", автор представляет ему преимущества, которые он может получить благодаря своему дару:
Не Крез с мешками, сундуками
Здесь может веселее жить,
Но тот, кто в бедности умеет
Себя богатством веселить;
Кто дар воображать умеет
В кармане тысячу рублей,
Копейки в доме не имея.
Поэт есть хитрый чародей:
Его живая мысль, как фея,
Творит красавиц из цветка;
На сосне розы производит,
В крапиве нежный мирт находит
И строит замки из песка.
За шутливым характером этих строк скрывался глубокий скепсис писателя, переживавшего в это время духовный кризис и разочарование в прежних идеалах. В стихотворении Карамзина намечается тема, оказавшаяся впоследствии одной из важнейших для поэзии Жуковского:
В мечтах, в желаниях своих
Мы только счастливы бываем.
Жуковский развивает и варьирует этот мотив, глубоко связанный с обстоятельствами его личной судьбы:
Возможно ли нетленного искать?
Оно нас ждет за дверью гробовою;
А на земле всего верней - мечтать!
Обаяние поэтического вымысла, фантазии - тема, привлекавшая в свое время Карамзина, - получает наиболее полное воплощение в творчестве Жуковского. Характерно его обращение к стихотворению Гете "Моя богиня", волыню переложенному им под тем же заглавием в 1809 г.
Воспевая веселую,
Крылатую, милую.
Всегда разновидную,
Всегда животворную,
Любимицу Зевсову,
Богиню Фантазию
Жуковский в сущности продолжал традицию, опять-таки связанную с именем Карамзина.