Глубокий интерес к фольклору проявляется в творчестве самого Жуковского с первых шагов его поэтической деятельности (либретто комической оперы "Алеша Попович", баллады, сказки, замысел поэмы "Владимир" в жанре национальной поэмы из эпохи Киевской Руси и др.). Обнаруженные в библиотеке 17 глав поэмы Гердера "Сид", изучение Жуковским истории ее создания и литературно-фольклорных источников позволяют говорить о возросшем внимании поэта к народному эпосу. Жуковский не переводит гердеровскую поэму, а создает своеобразный эквивалент народного эпоса, что проявляется в подзаголовке ("Извлечение из древних романсов испанских") и подтверждается совпадением целого ряда образов, мотивов этого варианта и подлинных испанских романсов. Глубокий интерес к фольклору, народность того или иного писателя станут для Жуковского важнейшим критерием его литературно-критических оценок (см. отзывы о Крылове, Пушкине, Востокове, Гебеле и др.).
В литературе уже указывалось на эволюцию исторических взглядов Жуковского в 1820-1830-х годах под влиянием французской романтической историографии. Следуя за Карамзиным, Шлецером, Гердером, за историками эпохи реставрации, Жуковский не принимал рационалистическую трактовку истории, утверждая идею единства и закономерности исторического процесса, идею исторической необходимости. Однако все эти идеи осмысляются Жуковским в идеалистическом плане.
Историческое развитие понималось Жуковским как развитие преимущественно духовное, как "нравственное образование", а русская история представлялась как смена эпох, из которых каждая решала свою особую духовную проблему национального бытия. Очевидно, что в исторических взглядах Жуковского глубоко переплелись идеи русской дворянской историографии с последовательным отстаиванием концепции европейского просвещения.
Таким образом, историческис и естественнонаучные штудии Жуковского, и прежде всего творческое восприятие идей европейского сенсуализма, во многом определили объективные основы романтической эстетики Жуковского, ее особую объективно-идеалистическую направленность. Признавая наличие объективного мира, влияющего на человека и вызывающего в нем эмоциональную реакцию, Жуковский вместе с тем признавал существование сверхличпой силы, бога, провидения. Не все в душе человека связано с влиянием внешнего мира. Определенный круг духовной жизни носит сверхличный характер, лежит вне опыта и берет начало за пределами действительности. Дуализм Жуковского проявился в понимании такой ваятейшей проблемы личности, как проблема свободы и необходимости, к решению которой Жуковский также пришел в процессе чтения французских сенсуалистов, прежде всего Бонне и Руссо. Записи Жуковского на трактатах и "Новой Элоизе" Руссо составляют около 20 страниц и дают неоценимый материал для уяснения его концепции человека.
Отстаивание свободы воли, как отличительной особенности духовной деятельности личности, важно для Жуковского не только в плане нравственно-философского исследования проблемы - оно имеет прямой выход в эстетику. Со свободой действия связаны романтическая непредугаданность, сложность и противоречивость поступков человека, она ориентирует поэта на исследование индивидуальной психологии.
Таким образом, широта исторического и философского мышления позволила Жуковскому подойти к диалектическому пониманию человека, как существа не только материального, но и духовного, не только детерминированного, но и активного, обладающего свободой нравственного выбора, а тем самым и способного к нравственной саморегуляции и, следовательно, нравственно ответственного перед собою и другими людьми, но в то же время и внутренне противоречивого.
Но когда мы говорим о концепции личности у Жуковского, мы должны иметь в виду еще одно важное обстоятельство. Жуковский-романтик органически усвоил мысль Руссо и европейского сентиментализма о природном равенстве человека, о его исконной доброте и стремлении к счастью.35 Для Жуковского принципиально важна мысль о значительности всякого человека, ему во многом чужды аристократические индивидуалистические теории, которые исповедовали многие европейские и русские романтики 1820-1830-х годов.
Это гуманистическое просветительское начало в его эстетике (и творчестве) очень хорошо проявилось во многих литературно-критических и эстетических декларациях поэта. Чрезвычайно важны в этом отношении его замечания к театральному трактату Руссо. Отталкиваясь от крайностей нравственного ригоризма Руссо, отрицавшего в полемическом задоре значение театра вообще, Жуковский в своем понимании пользы спектакля идет от руссоистской идеи внесословной ценности человека, выступает против индивидуализма и абстрактного морализирования. В духе просветителей он исходит из интересов неисключительной личности, а большинства людей.