Остановимся на балладе Жуковского "Светлана" (1811). Она представляет собой попытку поэта создать самостоятельную русскую народную балладу. Но народность в начале XIX века понималась поэтами, тесно связанными с сентиментализмом, с одной стороны, как приукрашенное изображение народного быта, а с другой, как мир сказок и легенд, созданный народной поэтической фантазией. Так понял народность Жуковский. Основную идею баллады Жуковский сам разъясняет в послесловии:
Вот баллады толк моем: "Лучший яруг нам в жизни сей Вера в провиденье. Благ зиждителя закон: Здесь несчастье — лживый сои; Счастье — пробужденье".
Идейное содержание баллады говорит о религиозности и консерватизме Жуковского. Жуковский старается показать кротость и религиозность Светланы как типические черты русского народа.
По своему стилю "Светлана" — произведение, включающее черты и сентиментализма и романтизма. Этот сентиментально-романтический стиль баллады находит своё выражение в образе героини, в сюжете, построении и в языке произведения. В духе сентиментализма изображены подруги Светланы, её жених, картина гадания, свадьба. Преобладают характерные для писателя-сентименталиста существительные в ласкательных и уменьшительных формах: вечерок, башмачок, подруженьки и т. д.; типична для сентиментализма н вопросительно-восклицательная интонация.
Но наряду с этой струёй идёт и другая — романтическая. С ней связаны образы страшного и ужасного: образ жениха-мертвеца, скачка на конях ночью, карканье ворона — предвестника несчастья, гроб в избушке, оживающий мертвец и т. п. Пейзаж этой части баллады — снежная мертвенная равнина, бледный свет луны, одинокая церковка, слабо освещенная, — типично романтический.
Композиция баллады отличается стройностью. Лёгкий, плавный стих выдержан в духе разговорной интонации. Строфа имеет 14 строк со своеобразной рифмовкой: первые восемь строк имеют перекрёстную рифму, девятая и десятая — смежную, последние четыре — охватывающую.
В его творчестве внутренний мир человека, его
Душевные переживания, чувства, настроения составляют основное содержание.
Другая заслуга Жуковского в том, что он нашёл такие поэтические средства языка и стиля, которые давали поэту возможность выразить самые тонкие душевные переживания, оттенки чувств. Он обогатил русскую поэзию разнообразными стихотворными размерами и ритмами. Он применил новые приёмы, рифмовки, например чередование дактилических рифм с мужскими;
Отнимает наши радости
Без замены хладный свет.
Вдохновенье пылкий младости
Гаснет с чувством жертвой лет.
Музыкальность стиха Жуковского поражала его современников. Один из них так писал о стихе Жуковского: гармонический язык, так сказать, музыка языка, навсегда запечатлело стихи Жуковского... Он отделывает каждую ноту своей песни тщательно, верно, столько же дорожит звуком, сколько и словом... То. чем отличается Жуковский от всех других поэтов русских,— это музыкальность стиха его, так сказать,— мелодическое выражение, сладкозвучие"
Пушкин так отозвался о Жуковском — своем учителе в области языка и стиха:
Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль
И. внемля нм. вздохнёт о славе младость.
Утешится безмолвная печаль.
И резвая задумается радость.