по оригиналам
по переводам
Поиск стихотворения-оригинала
Поиск стихотворения-перевода

ПОЭТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В А ЖУКОВСКОГО

13 мин.
83
0
allpoetry.ru
2012-10-11 21:50:58

Василий Андреевич Жуковский - колоссальная фигура в мире литературы XIX века. Он сильно повлиял на развитие таланта юного поэта Пушкина. Известно, что Жуковский подарил молодому человеку свой портрет, который был подписан следующим образом: "Победителю-ученику от побежденного учителя". Как раз в этот день будущий литературный гений закончил свою поэму "Руслан и Людмила". Кстати, подарок Пушкин брал с собой во все путешествия и ссылки. Жуковский, изображенный на бумаге, сопровождал своего ученика всю жизнь. В последние дни жизни Пушкина Василий Андреевич сообщал взволнованным поклонникам своего друга о его состоянии. Он писал короткие записки и приклеивал их к входной двери. Именно Жуковский после кончины поэта собрал все его произведения и издал сборник сочинений.

Огромный вклад Жуковский внес в сферу переводной литературы. Если бы не он, русский читатель не скоро познакомился бы с произведениями зарубежных классиков: "Одиссеей" Гомера, балладами Гете, Шиллера, Вальтера Скотта.

Но все же главной заслугой Василия Андреевича Жуковского была его поэзия, наполненная загадочностью и мелодичностью. У него было собственное понимание окружающего мира, и, конечно, это отражалось в его стихах. Он внимательно наблюдал за жизнью природы, старался показать читателю ее подлинную красоту. Его поэтические строки тро¬гают за душу и волнуют воображение:

Встречал в подлунной стороне, И Вдохновение слетало С небес, незваное, ко мне; На все земное наводило Животворящий луч оно - И для меня в то время было Жизнь и Поэзия одно.

Читая поэзию Жуковского, невольно уносишься мыслями в какую- то волшебную страну. Образ лирического героя четко не нарисован. Можно лишь догадываться, каков его характер. Я думаю, что герой Жуковского печален и задумчив. Его рассказ плавный, неторопливый, лишенный динамичности. Поэзию Жуковского можно сравнить с колыбельной песней.

Элегия "Вечер" - одно из самых знаменитых стихотворных произведений поэта. Жуковский создает образ тихих, спокойных сумерек: Уж вечер... облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает; Последняя в реке блестящая струя С потухшим небом угасает. Все тихо: рощи спят; в окрестности покой...

Безупречны поэтические образы автора, но главное в лирике Жуковского - это настроение. Лирический герой находится в состоянии легкой грусти, задумчивости и усталости от внешней суеты, нет ни единого переживания, его душа абсолютно спокойна. Вся природа погружена в состояние безмолвного успокоения. Его образы мягкие и нежные (стихотворение "Ночь"):

Ночь молчаливая мирно Пошла по дороге эфирной...

Далее идет обращение лирического героя к звезде: Сойди, о небесная, к нам С волшебным твоим покрывалом, С целебным забвеньем фиалом. Дай мира усталым сердцам. Своим миротворным явленьем, Своим усыпительным пеньем Томимую душу тоской, Как матерь дитя, успокоит.

Образ моря в изображении Жуковского уникален. Как правило, морская вода - это символ бунта, свободы, она бурлит, волна настигает волну. По мнению автора, море - это душа Земли. Оно переменчиво, подобно человеку:

Ты чисто в присутствии чистом его: Ты льешься его светозарной лазурью, Вечерним и утренним светом горишь, Ласкаешь его облака золотые И радостно блещешь звездами его. Когда же сбираются темные тучи, Чтоб ясное небо отнять у тебя - Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

Поэтические тексты Жуковского наполнены красочными эпитетами и олицетворениями. К явлениям природы он обращается, как к живым существам. Например, в элегии "Море" он использует слова "ласкаешь", "воешь", "рвешь", "терзаешь" и т. д.

Вполне возможно, что на написание элегии Жуковского вдохновили какие-то личные переживания, такие же сильные, как непостоянная стихия. Очевидно только то, что в момент сочинения стихов его душа была чем-то сильно взволнована.

Еще одно превосходное творение Жуковского - "Царскосельский лебедь". Поэт восхищается увиденной картиной природы. В стихотворении важно не только описание лебедей, но и восхитительные пейзажные зарисовки. Образы так и всплывают перед глазами: Лебеди младые...

Длинной вереницей, белым флотом стройно Плавают в сиянье солнца по спокойной Озера лазури; ночью ж меж звездами В небе, повторенном тихими водами, Облаком перловым, вод не зыбля, реют; Иль двойною тенью, дремля, в них белеют; А когда гуляет месяц меж звездами, Влагу расшибая сильными крылами, В блеске волн, зажженных месячным сиянием, Окружены брызгов огненным сверканьем, Кажутся волшебных призраков явленьем - Пламя молодое, полное кипенья Жизни своевольной.

Поэт обращает внимание и на старого лебедя:

Спутников давнишних, прежней современных Жизни, переживши, сетуя глубоко, Их ты понимаешь думой одинокой!

Жуковский безумно сильно скучает по России. Он тяжело переживает потерю близких друзей и безграничность своего одиночества. Последние годы жизни поэт провел вдали от родных мест и дорогих сердцу людей, поэтому "лебедь благородный дней Екатерины" - это об¬ломок прошлого, приятное воспоминание. Но вместе с тем умирающий лебедь является символом скорбящей души самого Жуковского. Многие поэты предвидят свою кончину. "Царскосельский лебедь" - одно из таких произведений-реквиемов.

Поэтический талант Жуковского проявляется не в умении рифмовать и выдерживать ритм, а прежде всего в самом настроении произведения. Например, в стихотворении "Невыразимое" не уделяется внимание поэтической форме текста. Поэт смотрит гораздо глубже:

Что видимо очам - сей пламень облаков,

По небу тихому летящих,

Сие дрожанье вод блестящих,

Сии картины берегов

В пожаре пышного заката -

Сии столь яркие черты -

Легко их ловит мысль крылата,

И есть слова для их блестящей красоты...

Жуковский задает своему читателю вопрос, не требующий ответа: "Невыразимое подвластно ль выраженью?" Изображение природы в его понимании уникально. Он всегда оставляет что-то недосказанным, чтобы человек сам мог решить для себя, каким будет окончание мысли, соответствующее его настроению.

Письмо Татьяны предо мною;

Его я свято берегу,

Читаю с тайною тоской

И начитаться не могу.

Кто ей внушал и эту нежность,

И слов любезную "небрежность"?

У него "на случай сохранились" стихи Ленского "Куда, куда вы удалились". Рассказывая о своих друзьях и знакомых, автор - неравнодушный созерцатель происшествий их жизни, не просто спокойный наблюдатель. Он принимает живейшее участие в их судьбе, откликается на их переживания, говорит о них то с любовью, с участием, а то и иронически. а иногда строго осуждает поведение своего героя (например, Онегина за то, что он принял вызов Ленского). В некоторых же строфах автор выступает уже как один из основных героев романа: рассказывает о своих лицейских годах, о ссылке, о жизни в деревне, делится с читателями своими мыслями, высказывается по общественно-бытовым вопросам, о литературе, о театре и т. п.:

Увы, на разные забавы Я много жизни погубил! Но если б не страдали нравы, Я балы б до сих пор любил. Люблю я бешеную младость, И тесноту, и блеск, и радость.

Но образ поэта предстает перед нами не только в лирических отступлениях. Он проявляется и в самом тоне повествования, оценке явлений жизни. Многое из своих ощущений поэт вложил в образ главного героя романа. Назвав свой роман по имени одного из героев, Пушкин тем самым подчеркнул центральное положение среди них Евгения Онегина: Условий света свергнув бремя, Как он, отстав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум.

Онегин молод, умен, богат; по своим интеллектуальным качествам он на голову выше окружающей его светской среды - "светской черни", пустоту и ничтожность которой он превосходно понимает и искренно презирает. И в то же время он глубоко несчастен - томится, скучает, нигде не находит себе места, не может заняться никаким делом, которое принесло бы ему хотя бы малейшее удовлетворение. Богатая натура, он

Не находит себе никакого применения; даже в личной жизни его постигает неудача: роман с Татьяной кончается полным крушением. Но в образе и в судьбе героя показана отнюдь не исключительная жизненная ситуация. Уже при появлении первой главы "Онегина" критики признавали широкую распространенность подобного характера и исключительную правдивость его обрисовки.

Пушкин в первой главе подчеркивает свою дружбу с Онегиным, и действительно, современники склонны были узнавать в ряде друзей поэта живой оригинал его героя. Все это свидетельствует, что при яркой художественной индивидуализации, "портретности" образа Онегина Пушкин сумел воплотить в нем некий социальный характер, в котором заключались и черты эпохи. И Пушкин не ограничивается тем, что гениально раскрывает характер героя; он глубоко, психологически точно объясняет его.

С этой целью поэт не только представляет своего героя читателям, но и сразу начинает самым обстоятельным образом его с ними "знакомить", последовательно показывает, как и почему этот характер сложился.

Но Онегин по своей натуре выделяется из аристократической молодежи. Пушкин отмечает его "мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлажденный ум", чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни и интересах светского общества. Покинув его, он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Из попытки писать ничего не вышло: у него не оказалось призвания ("зевая, за перо взялся") и привычки к труду. Попытка борьбы с "душевной пустотой" посредством чтения тоже оказалась безуспешной. Пытается Онегин заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди:

Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил...

Спасти от "душевной пустоты" не смогли Онегина и прекрасные чувства-любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, поскольку выше всего ценил "вольность и покой", не сумел разгадать всю глубину ее натуры и ее чувств к нему. Он убил своего друга Ленского, поскольку не смог пойти наперекор общественному мнению, которое он внутренне презирал. В подавленном состоянии Онегин уехал из деревни. Он "начал странствия", но и это не развеяло его. В образе Онегина Пушкин показал тот путь, которым шла часть дворянской интеллигенции его времени. Но я считаю, что образ Онегина глубже - он показывает жизнь и развенчанные идеалы любого молодого человека, столкнувшегося с реальной жизнью.

Мне помогло !
   
Дать монетку!
Жалоба
Печать
Поделиться :
Использование сайта означает согласие с пользовательским соглашением
Оплачивая услуги Вы принимаете оферту
Информация о cookies
Ждите...