Элегическое творчество Жуковского создало особый эстетический мир, главный отличительный признак которого - меланхолия. Меланхолия - это нравственно-эстетическое восприятие действительности, нравственно-эстетическая оценка. Меланхолия не отождествляется ни с красотой, ни с трагическим, ни с возвышенным, ни с романтическим - эстетическими категориями, к которым поэт весьма внимателен и чуток. Меланхолия - особое эстетическое переживание, продиктованное нравственной позицией человека.
Жуковский давал неоднократно определения меланхолии. Он видел в ней эстетическое начало: "непонятное очарование, которое придает неизъяснимую прелесть самим мучениям". Меланхолия - вид эстетического наслаждения, близкого любовному счастью: "счастье любви есть наслаждение меланхолическое"; "любовь… необходимо соединена с меланхолией"; "в обманчивом ожидании перемен заключено тайное меланхолическое наслаждение". Анализируя психологический механизм этого переживания, поэт вскрывает его противоречивую природу: в нем нет завершенности, определенности, оно состоит из противоположной эмоциональной тональности: "Меланхолия не есть ни горесть, ни радость, я назвал бы ее оттенком веселея на сердце печального, оттенком уныния на душе счастливца". И это чувство Жуковский связывал с детством человеческого рода. Античное миросозерцание наполняло жизнь "поэтическими созданиями", человек чувствовал себя на "пиру жизни", но он знал о неизбежности его конца и торжества фатума. "Все сокровища были на земле, все заключалось в земных радостях и все с ними исчезло" - так воспроизводил Жуковский сознание человека античного времени. Меланхолия, рожденная таким сознанием, - грустное чувство, вызванное пониманием изменчивости жизни, неверности житейских благ, "предчувствием утраты невозвратимой и неизбежной". На основе такого мироощущения, заключающего в себе единство наслаждения и мучения, радости и печали, поэт разрабатывает поэтический мотив "утешения в слезах". Так и называется стихотворение 1817 г. (из Гете):
"Скажи, что так задумчив ты?
Все весело вокруг;
В твоих глазах печали след;
Ты, верно, плакал, друг?"
"О чем грущу, то в сердце мне
Запало глубоко;
А слезы… слезы в сладость нам;
От них в душе легко".
У Жуковского и близких ему поэтов - целая философия слез Слезы - свидетельство слабости человека, его отказа от гордыни самолюбия или они - результат раскаяния. Слезы - средство обновления души. Они - знак утраты желанного, принесенной человеком жертвы, а значит - приобретения им каких-то нравственных заслуг, за которые он может быть вознагражден счастьем. Поэтому слезы облегчают душу и вселяют в нее надежду. Такова философия "сладких слез". "Сладкие слезы" - типично меланхолическое переживание, ведущее человека к счастью.
В элегическом стихотворении "Теон и Эсхин" - этическая программа поэта, размышляющего о счастье человека. Автор убеждал в необходимости не внешней активности, а нравственной. Странствователю Эсхину был противопоставлен домосед Теон, нашедший истинный путь к счастью в нравственно чистом существовании и стремлении к возвышенным целям. Только духовные ценности, открытые в человеческом сердце, нетленны, утверждают автор и его любимый герой. Звание человека - лучшее среди всех званий и санов: "При мысли великой, что я человек, Всегда возвышаюсь душою". Гуманность Теона позволила ему пережить тяжелые личные утраты, примириться с ними и сохранить просветленное, хотя и не лишенное меланхолии сознание.
Меланхолическое бытие в элегических стихах Жуковского - обычно вечернее, тихое, задумчивое. Переживание неустойчивости, изменчивости бытия и ожидание перемен проникает в его пейзажи и даже организует их композицию, как в элегиях "Вечер" и "Славянка". Передается движение времени с конца дня к вечеру раннему и позднему, для поэта особенно знаменательны явления на небе, смена светил - солнца луной. Образ задумчивой луны с зыбким бледным блеском, иллюзорным, призрачным, обманчивым, лишающим предметы реального мира своей достоверности,- неотъемлемая принадлежность элегического, меланхолического мира.
Меланхолией окрашено все эстетическое сознание поэта, весь строй его чувств. Все же было бы неверным сводить эстетический мир его стихов лишь к меланхолии, он богат и другими эстетическими переживаниями. В элегиях - чувство красоты, ведь в воспроизведении ее поэт видел цель искусства. Красота, которую несут в себе стихи Жуковского, была связана с эстетическими традициями XVIII века, и вместе с тем у него обнаруживается и новое видение и чувствование прекрасного. Для него ориентиром в художественном творчестве, В постижении прекрасного служит вкус. Хороший вкус требует изображения "изящной природы".
Жуковский изображает "приятную" природу: "Славянка тихая, сколь ток приятен твой". И у него, особенно в первый период творчества, красота "милая" и "сладкая". Но обычно "милой" п "сладкой" оказывается не та красота, которой обладает человек, и та, что ушла в воспоминания или мечты, красота не реальная, а духовная. Жуковский различал два типа красоты: "блестящую красоту" солнечного яркого дня, пышного заката - внешнюю красоту - и красоту внутреннюю, без блеска и роскоши красок, но еще более проникновенную.