по оригиналам
по переводам
Поиск стихотворения-оригинала
Поиск стихотворения-перевода

Биография Людвига Уланда

род. 1787 - 1862 ум.
0
0

Людвиг Уланд (нем. Ludwig Uhland; 26 апреля 1787, Тюбинген — 13 ноября 1862, там же) — немецкий поэт, крупнейший представитель так называемой "швабской школы" (нем. Schwäbische Dichterschule) — группы поздних немецких романтиков (Ю. Кернер, Г. Шваб, В. Гауф, Э. Мёрике и др.). Поэт, учёный, юрист и общественный деятель замкнутого и тесного мирка родной Швабии. Член вюртембергского ландтага. Став в 1848 году в ряды демократической оппозиции (в штутгартском парламенте), неизменно исповедовал романтическое народничество и национализм. В своём творчестве Уланд, как и вся "швабская школа" романтиков, выражал консервативный традиционализм мелкого и среднего бюргерства в период европейской реакции.

Жизнь и творчество

Людвиг Уланд родился 26 апреля 1787 года в Тюбингене.

Как учёный-литературовед Уланд, верный романтическим заветам "народности" (Volkstümlichkeit) и стремлению уйти от современности, углублялся в кропотливое изучение старофранцузской и старонемецкой поэзии, оставив ряд исследований о старофранцузском эпосе ("Über das altfranzösische Epos"), Вальтере фон дер Фогельвейде (1812), о скандинавской мифологии ("Sagenforschungen", 1812—1836), о немецкой поэзии в Средние века, в XII—XIII веках (1830—1831) и других, вошедших в восьмитомные "Uhlands Schriften zur Geschichte der Dichtung und Sage" (1865—1873).

Изучая легендарную героику средневекового эпоса, У. стремился перенести её в своё поэтическое творчество. Он культивировал формы баллады и старинной народной песни, черпая темы и образы из средневековых легенд и поэм (маленький Роланд, побеждающий великана; лорд, разбивший волшебный кубок и с ним счастье Эденгалля; Карл Великий, ведущий корабль, менестрель, проклинающий короля, и т. д.), но подвергал их идеализации. Поэзия Уланда — последний замирающий отзвук немецкого романтизма. Философские концепции романтизма господствуют в мировоззрении Уланда, болезненная острота романтического отношения к действительности смягчается; Уланд тяготел к более сдержанному, созерцательному творчеству. Его лирика мягка и задумчива; содержанием её являются впечатления весны и природы ("Вечерняя прогулка поэта", "Божий день"), поэзия смирения и религиозного чувства ("Часовня"). В своей поэтической практике Уланд воссоздаёт черты романтической экзотики и фантастики, создавая своеобразный каталог предметов, "близких романтизму": "Монахи, монахини, крестоносцы, рыцари Грааля, вообще все поэтические рыцари и женщины Средневековья". Это — канонизация внешней стороны романтизма, замена его мучительной раздвоенности, острой иронии меланхолическим смирением.

К поэзии Уланда обращались Эдвард Григ, Иоганнес Брамс, Ференц Лист, Феликс Мендельсон, Франц Шуберт, Роберт Шуман, Камиль Сен-Санс, Рихард Штраус, Макс Регер, А. Н. Верстовский, А. С. Даргомыжский, Н. К. Метнер и другие композиторы. В России Уланда переводили В. Жуковский, Ф. Тютчев, М. Л. Михайлов, А. Фет, П. И. Вейнберг, А. Л. Чижевский и другие.

В России на текст баллады "Три песни" Людвига Уланда (в переводе В. А. Жуковского) написана кантата Льва Конова "Три песни" (1976) для смешанного хора, фортепиано, органа и ударных (литавры и тамбурин). Премьера состоялась в 1976 году в Малом зале Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.

Использование сайта означает согласие с пользовательским соглашением
Оплачивая услуги Вы принимаете оферту
Информация о cookies
Ждите...