Сэр Ва́льтер Скотт, (англ. Walter Scott, 15 августа 1771, Эдинбург — 21 сентября 1832, Эбботсфорд, похоронен в Драйборском аббатстве) — всемирно известный шотландский прозаик, поэт, историк, собиратель древностей, адвокат. Считается основоположником жанра исторического романа.
Родился в Эдинбурге, в семье состоятельного шотландского юриста Уолтера Скотта (1729—1799) и Энн Ратерфорд (1739—1819), дочери профессора медицины Эдинбургского университета. Был девятым ребёнком в семье, но, когда ему было полгода, в живых осталось только трое. В семье из 13 детей выжило 6.
В январе 1772 года заболел детским параличом, потерял подвижность правой ноги и навсегда остался хромым. Дважды — в 1775 и 1777 годах — находился на лечении в курортных местечках Бат и Престонпанс.
Детство его тесно связано с областью Шотландского пограничья, где он проводил время на ферме своего деда в Сэндиноу, а также в доме своего дяди близ Келсо. Несмотря на свой физический недостаток, уже в раннем возрасте поражал окружающих живым умом и феноменальной памятью.
В 1778 году возвращается в Эдинбург. С 1779 года учится в эдинбургской школе, в 1785 году поступает в Эдинбургский колледж. В колледже увлекся альпинизмом, окреп физически, и приобрел популярность среди сверстников как отличный рассказчик.
Много читал, в том числе античных авторов, увлекался романами и поэзией, особо выделял традиционные баллады и сказания Шотландии. Вместе со своими друзьями организовал в колледже "Поэтическое общество", изучал немецкий язык и знакомился с творчеством немецких поэтов.
Важным для Скотта стал 1792 год: в Эдинбургском университете он выдержал экзамен на звание адвоката. С этого времени он становится почтенным человеком с престижной профессией и имеет собственную юридическую практику.
В первые годы самостоятельной адвокатской практики много ездил по стране, попутно собирая народные легенды и баллады о шотландских героях прошлого. Увлекся переводами немецкой поэзии, анонимно опубликовал свои переводы баллады Готфрида Бюргера "Ленора".
В 1791 году познакомился со своей первой любовью — Уильяминой Белшес, дочерью эдинбургского адвоката. В течение пяти лет пытался добиться взаимности Уильямины, однако девушка держала его в неопределённости и в конце концов предпочла ему Уильяма Форбса, сына состоятельного банкира, за которого и вышла замуж в 1796 году. Неразделённая любовь стала для молодого человека сильнейшим ударом; частички образа Уильямины в последующем не раз проявлялись в героинях романов писателя.
В 1797 году женился на Шарлотте Карпентер (в девичестве - Шарпантье) (1770—1826). У супругов родилось четверо детей (София, Уолтер, Анна и Чарлз).
В жизни был образцовым семьянином, человеком хорошим, чувствительным, тактичным, признательным; любил своё имение Эбботсфорд, которое перестроил, сделав из него небольшой замок; очень любил деревья, домашних животных, хорошее застолье в семейном кругу.
В 1830 году перенёс первый апоплексический удар, который парализовал его правую руку. В 1830—1831 годах Скотт испытал ещё два апоплексических удара.
Умер от инфаркта 21 сентября 1832 года.
В настоящее время в поместье Скотта Эбботсфорд открыт музей знаменитого писателя.
Вальтер Скотт начал свой творческий путь с поэзии. Первые литературные выступления В. Скотта приходятся на конец 90-х годов XVIII века: в 1796 году выходят переводы двух баллад немецкого поэта Г. Бюргера "Ленора" и "Дикий охотник", а в 1799 году — перевод драмы И. В. Гете "Гец фон Берлихинген".
Первым оригинальным произведением молодого поэта стала романтическая баллада "Иоаннов вечер" (1800). Именно с этого года Скотт начинает активно собирать шотландский фольклор и, как результат, в 1802 году издает двухтомный сборник "Песни шотландской границы". В сборник вошло несколько оригинальных баллад и множество переработанных южношотландских легенд. Третий том сборника вышел в 1803 году. Всю читающую публику Великобритании более всего покорили не его новаторские по тем временам стихи и даже не его поэмы, а прежде всего первый в мире роман в стихах "Мармион" (на русском языке впервые появился в 2000 году в издании "Литературные памятники").
Романтические поэмы 1805-1817 годов принесли ему славу величайшего поэта, сделали популярным жанр лиро-эпической поэмы, которая совмещает драматичную фабулу Средневековья с живописными пейзажами и лирической песней в стиле баллады: "Песня последнего менестреля" (1805), "Мармион" (1808), "Дева озера" (1810), "Рокби" (1813) и др. Скотт стал подлинным основателем жанра исторической поэмы.
Проза уже известного тогда поэта началась романом "Уэверли, или Шестьдесят лет назад" (1814). Вальтер Скотт, при своем слабом здоровье, имел феноменальную работоспособность: как правило, он публиковал не менее двух романов в год. В течение более чем тридцатилетней литературной деятельности писатель создал двадцать восемь романов, девять поэм, множество повестей, литературно-критических статей, исторических трудов.
В сорок два года писатель впервые представил на суд читателей свои исторические романы. Как и его предшественники на этом поприще, Вальтер Скотт обязан многим авторам "готических" и "антикварных" романов, особенно его захватывала деятельность Мэри Эджуорт, в творчестве которой отображена ирландская история. Но Скотт искал свой собственный путь. "Готические" романы не удовлетворяли его избыточным мистицизмом, "антикварные" — непонятностью для современного читателя.
После продолжительных поисков Вальтер Скотт создал универсальную структуру исторического романа, проведя перераспределение реального и вымышленного так, чтобы показать, что не жизнь исторических лиц, а постоянное движение истории, которое не может остановить ни одна из выдающихся личностей, является настоящим объектом, достойным внимания художника. Взгляд Скотта на развитие человеческого общества называют "провиденциалистским" (от лат. Providentia — Божья воля). Здесь Скотт идет следом за Шекспиром. Историческая хроника Шекспира постигала национальную историю, но на уровне "истории королей".
Вальтер Скотт перевел историческую личность в плоскость фона, а на авансцену событий вывел вымышленных персонажей, на судьбу которых влияет изменение эпохи. Таким образом, Вальтер Скотт показал, что движущей силой истории выступает народ, сама народная жизнь является основным объектом художественного исследования Скотта. Его древность никогда не бывает размытой, туманной, фантастической; Вальтер Скотт стремился к точности в изображении исторических реалий, потому считается, что он разработал явление "исторического колорита", то есть искусно показывал своеобразие определенной эпохи.
Предшественники Скотта изображали "историю ради истории", демонстрировали свои выдающиеся знания и таким образом обогащали знание читателей, но ради самих знаний. У Скотта не так: он знает историческую эпоху детально, но всегда связывает её с современной проблемой, показывая, как подобная проблема находила своё решение в прошлом. Следовательно, Вальтер Скотт — творец жанра исторического романа; первый из них — "Уэверли" (1814) — появился анонимно (следующие романы вплоть до 1827 года выходили как произведения автора "Уэверли").
В центре романов Скотта лежат события, которые связаны со значительными социально-историческими конфликтами. Среди них — "шотландские" романы Скотта (которые написаны на основе шотландской истории) — "Гай Мэннеринг" (1815), "Антиквар" (1816), "Пуритане" (1816), "Роб Рой" (1818), "Легенда о Монтрозе" (1819), "Пертская красавица" (1828).
Наиболее удачными среди них являются "Пуритане" и "Роб Рой". В первом изображено восстание 1679 года, которое было направлено против восстановленной в 1660 году династии Стюартов; герой "Роб Роя" — народный мститель, "шотландский Робин Гуд".
В 1818 году появляется том "Британской энциклопедии" со статьей Скотта "Рыцарство".
После 1819 года усиливаются противоречия в мировоззрении писателя. Ставить остро, как раньше, вопрос классовой борьбы Вальтер Скотт больше не осмеливается. Однако тематика его исторических романов стала заметно шире. Выходя за пределы Шотландии, писатель обращается к давним временам истории Англии и Франции. События английской истории изображены в романах "Айвенго" (1819), "Монастырь" (1820), "Аббат" (1820), "Кенилворт" (1821), "Вудсток" (1826).
Роман "Квентин Дорвард" (1823) посвящён событиям во Франции времен правления Людовика XI. Местом действия романа "Талисман" (1825) становится восточное Средиземноморье эпохи крестовых походов.
Если обобщить события романов Скотта, то мы увидим особенный, своеобразный мир событий и чувств, гигантскую панораму жизни Шотландии, Англии и Франции, в течение нескольких веков, с конца XI до начала XIX века.
В творчестве Скотта 1820-х годов, при сохранении реалистичной основы, имеет место существенное влияние романтизма (особенно в "Айвенго" — романе из эпохи XII века). Особенное место занимает роман из современной жизни "Сент-Ронанские воды" (1824). В критических тонах показано обуржуазивание дворянства, сатирически изображается титулованная знать.
В 1820-х годах был опубликован ряд произведений Скотта на историческую и историко-литературную тему: "Жизнь Наполеона Бонапарта" (1827), "История Шотландии" (1829—1830), "Смерть лорда Байрона" (1824). Книга "Жизнеописание романистов" (1821—1824) дает возможность уточнить творческую связь Скотта с писателям XVIII века, особенно с Генри Филдингом, которого он сам называл "отцом английского романа".
Романы Скотта распадаются на две основные группы. Первая посвящена недавнему прошлому Шотландии, периоду гражданской войны — от пуританской революции XVI века до разгрома горных кланов в середине XVIII века и более позднему времени: "Уэверли" (1814), "Гай Маннеринг" (1815), "Эдинбургская темница" (1818), "Шотландские пуритане" (1816), "Ламмермурская невеста" (1819), "Роб Рой" (1817), "Монастырь" (1820), "Аббат" (1820), "Сен-Ронанские воды" (1823), "Антиквар" (1816) и др.
В этих романах Скотт развертывает необыкновенно богатый реалистический типаж. Это целая галерея шотландских типов самых разнообразных социальных слоев, но преимущественно горожан, крестьянства и деклассированной бедноты. Ярко конкретные, говорящие сочным и разнообразным народным языком, они составляют фон, который можно сравнить только с "фальстафовским фоном" Шекспира. В этом фоне немало ярко комедийного, но рядом с комическими фигурами многие плебейские персонажи художественно равноправны с героями из высших классов. В некоторых романах — они главные герои, в "Эдинбургской темнице" героиня — дочь мелкого крестьянина-арендатора. Скотт по сравнению с "сентиментальной" литературой XVIII века делает дальнейший шаг на пути демократизации романа и в то же время дает более живые образы. Но чаще все же главные герои — это условно идеализированные молодые люди из высших классов, порой лишенные большой жизненности.
Вторая основная группа романов Скотта посвящена прошлому Англии и континентальных стран, преимущественно Средним Векам: "Айвенго" (1819), "Квентин Дорвард" (1823), "Кенильворт" (1821), "Карл Смелый, или Анна Гейерштейнская, дева Мрака" (1829) и др. Здесь нет того интимного, почти личного знакомства с ещё живым преданием, реалистический фон не столь богат. Но именно здесь Скотт особенно развертывает своё исключительное чутье прошлых эпох, заставившее Огюстена Тьерри назвать его "величайшим мастером исторической дивинации всех времен". Историзм Скотта — прежде всего внешний историзм, воскрешение атмосферы и колорита эпохи. Этой стороной, основанной на солидных знаниях, Скотт особенно поражал своих современников, не привыкших ни к чему подобному.
Данная им в "Айвенго" (1819) картина "классического" Средневековья в настоящее время несколько устарела. Но такой картины, одновременно тщательно правдоподобной и раскрывавшей такую непохожую на современность действительность, в литературе ещё не было. Это было настоящим открытием нового мира. Но историзм Скотта не ограничивается этой внешней, эмпирической стороной. Каждый его роман основан на определенной концепции исторического процесса в данное время.
Так, "Квентин Дорвард" (1823) дает не только яркий художественный образ Людовика XI и его окружения, но вскрывает сущность его политики как этапа в борьбе буржуазии с феодализмом. Концепция "Айвенго" (1819), где центральным фактом для Англии конца XII века выдвинута национальная борьба саксов с норманнами, оказалась необыкновенно плодотворной для науки истории, — она была толчком для известного французского историка Огюстена Тьерри.
При оценке Скотта надо помнить, что его романы вообще предшествовали работам многих историков его времени.
Для шотландцев он — больше, чем просто писатель. Он возродил историческую память этого народа и открыл Шотландию для остального мира и в первую очередь — для Англии. До него в собственно Англии, особенно в её столице Лондоне, шотландской историей почти не интересовались, считая горцев "дикими". Произведения Скотта, появившиеся сразу же после Наполеоновских войн, в которых шотландские полки покрыли себя славой, заставили образованные круги Великобритании в корне изменить своё отношение к этой бедной, но гордой стране.
Большую часть своих обширных знаний Скотт получил не в школе и университете, а с помощью самообразования. Все, что его интересовало, навсегда запечатлевалось в его феноменальной памяти. Ему не требовалось изучать специальную литературу перед тем, как сочинить роман или поэму. Колоссальный объём знаний позволял ему писать на любую избранную тему.
Романы Скотта первоначально выходили без имени автора, и инкогнито было раскрыто только в 1827 году.
В 1825 году на лондонской бирже разразилась финансовая паника, и кредиторы потребовали оплаты векселей. Ни издатель Скотта, ни владелец типографии Джеймс Баллантайн не смогли уплатить наличными и объявили себя банкротами. Однако Скотт отказался последовать их примеру и взял на себя ответственность за все счета, на которых стояла его подпись, что составило 120 000 фунтов стерлингов, причем долги самого Скотта составляли лишь малую часть этой суммы. Изнурительный литературный труд, на который он себя обрек, дабы выплатить огромный долг, отнял у него годы жизни.
Романы Скотта пользовались огромной популярностью в России среди читающей публики, и поэтому сравнительно быстро переводились на русский язык. Так, роман "Карл Смелый, или Анна Гейерштейнская, дева Мрака", опубликованный впервые в Великобритании в 1829 году, уже в 1830 году вышел в Санкт-Петербурге, в Типографии Штаба отдельного корпуса внутренней стражи.
Известного писателя-исторического романиста Ивана Лажечникова (1790—1869) называли "русским Вальтером Скоттом".
Термин "фрилансер" (букв. "вольный копейщик") впервые был употреблен именно Вальтером Скоттом в романе "Айвенго" для описания "средневекового наёмного воина".
В 1971 году к 200-летию со дня рождения писателя королевская почта Великобритании выпустила почтовую марку достоинством в 7,5 пенса.
Песни шотландской границы (1802)
Песнь последнего менестреля (1805)
Мармион (1808)
Дева озера (1810)
Видение дона Родерика (1811)
Рокби (1813)
Поле Ватерлоо (1815)
Властитель островов (1815)