Франсуа́ Рене́ де Шатобриа́н иногда Рене Шатобриан (фр. François-René, vicomte de Chateaubriand; 4 сентября 1768, Сен-Мало — 4 июля 1848, Париж) — французский писатель, политик и дипломат, ультрароялист, виконт, пэр Франции, консерватор, один из первых представителей романтизма.
Родился в 1768 году в бретонской дворянской семье. Учился в коллеже г. Доль, затем в Ренне и Динане. Юные годы его прошли в родовом замке Комбур (Combourg). После смерти отца в 1786 г., уехал в Париж, где поступил на службу в Навварский полк.
В 1791 году совершил путешествие в Северную Америку. Возвратился во Францию на пике Великой французской революции. В конце марта 1792 г. Шатобриан женился на 17-летней Селесте де ла Винь-Бюиссон, дочери арматора из Сен-Мало (брак был бездетен). 15 июля 1792 года, в сопровождении своего брата, Шатобриан покидает Францию и эмигрирует в Кобленц. Там он вступил в ряды роялистских войск ("армия принцев"). Принял участие в осаде Тионвилля. Оправляясь после ранения, добрался до Англии, где провел семь лет, с 1793 по 1800 гг. В Англии он написал и опубликовал "Опыт о революциях" (1797 г.), в котором негативно оценил революционные события во Франции.
Вернувшись в 1800 году во Францию по наполеоновской амнистии, он опубликовал основанный на американских впечатлениях роман "Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне" (1801), повесть "Рене, или Следствия страстей" (1802) и философский трактат "Гений христианства" (1802). Последний явился вдохновенной апологией христианства, не догматической или богословской, а поэтической попыткой показать, "что из всех существовавших религий, христианская — самая поэтичная, самая человечная, самая благоприятная свободе, искусствам и наукам; современный мир обязан ей всем, от земледелия до абстрактных наук, от больниц для бедных до храмов, воздвигнутых Микеланджело и украшенных Рафаэлем; … она покровительствует гению, очищает вкус, развивает благородные страсти, даёт мысли силу, сообщает писателю прекрасные формы и художнику совершенные образцы".
В 1803 году Шатобриан по приглашению Наполеона стал 1-м секретарем французского посольства в Риме. Однако после расстрела герцога Энгиенского, поэт демонстративно вышел в отставку.
В 1803—1804 — поверенный в делах республики (швейцарском кантоне) Вале.
В 1811 году он был избран членом Французской академии.
В 1809 году вышел в свет его роман "Мученики", продолжающий развивать идеи "Гения христианства" и повествующий о первых христианах. Для написания романа Шатобриан совершил путешествие по Греции и Ближнему Востоку.
После отречения Наполеона и вступления в Париж войск союзников, Шатобриан 5 апреля 1814 года выпустил памфлет, написанный еще до свержения императора, который носил название "О Буонапарте и Бурбонах и о необходимости поддержать наших законных государей ради благоденствия Франции и всей Европы". Брошюра имела большой успех, и за два месяца было продано 16 000 ее экземпляров. Сам Людовик XVIII неоднократно повторял, что эта брошюра "принесла ему больше пользы, чем стотысячная армия".
После реставрации Бурбонов, в 1815 году, Шатобриан стал пэром Франции. Сотрудничал в газете "Conservateur". Шатобриан был одним из немногих ультрароялистов (крайних сторонников монархии), кто искренне принял хартию 1814 года, исходя из невозможности восстановления дореволюционных порядков. В 1820 г. был командирован на конгресс в Вероне, где настаивал на совместном подавлении якобинских и анархических волнений в Испании. В этом вопросе он встретил упорное сопротивление представителей Великобритании. Именно Шатобриан, и в этой именно связи, нарёк Британию Коварным Альбионом.
После Вероны работал послом в Берлине (1821), Лондоне (1822), и Риме (1829), в 1823—1824 годах был министром иностранных дел. В 1830, после Июльской революции, приведшей к падению старшей линии Бурбонов, поэт окончательно вышел в отставку. Умер 4 июля 1848 года в Париже.
После смерти были изданы его воспоминания — "Замогильные записки", один из самых значительных образцов мемуарного жанра.
Центральным романом в творчестве Шатобриана является "Апология христианства". "Атала" и "Рене", по замыслу автора, являлись иллюстрациями к "Апологии".
"Атала" — это роман о "любви двух влюблённых, шествующих по пустынным местам и беседующих друг с другом". В романе используются новые способы выразительности — чувства героев автор передаёт через описания природы — то равнодушно величавой, то грозной и смертоносной.
Параллельно в этом романе автор полемизирует с теорией "естественного человека" Руссо: герои Шатобриана, дикари Северной Америки, "в природе" свирепы и жестоки и превращаются в мирных поселян, только столкнувшись с христианской цивилизацией.
В честь главной героини романа "Атала" назван астероид (152) Атала, открытый в 1875 году.
В "Рене, или Следствиях страстей" впервые во французской литературе выведен образ героя-страдальца, французского Вертера. "Юноша, полный страстей, сидящий у кратера вулкана и оплакивающий смертных, жилища которых он едва различает, … эта картина даёт вам изображение его характера и его жизни; точно как в течение моей жизни я имел перед глазами создание необъятное и вместе не ощутимое, а рядом с собой зияющую пропасть…".
Влияние Шатобриана на французскую литературу огромно; оно с равной силой охватывает содержание и форму, определяя дальнейшее литературное движение в разнообразнейших его проявлениях. Романтизм почти во всех своих элементах — от разочарованного героя до любви к природе, от исторических картин до яркости языка — коренится в нём; Альфред де Виньи и Виктор Гюго подготовлены им.
В России творчество Шатобриана было популярно в начале XIX века, его высоко ценили К. Н. Батюшков и А. С. Пушкин. В библиотеке Пушкина хранилось 26-томное брюссельское издание Шатобриана (1826–1832), все тома с художественными произведениями разрезаны. У Пушкина присутствует 17 упоминаний о Шатобриане (кроме посвященной ему статьи). М. Горький открыл свою серию книг "История молодого человека" повестью Шатобриана "Рене". В советский период Шатобриан официально был отнесён к "реакционному романтизму", его произведения долгое время не переиздавались и не изучались до 1982 года, когда отрывки из "Гения христианства" были напечатаны в сборнике "Эстетика раннего французского романтизма" (переводчик В. А. Мильчина).
Орден Почётного легиона, офицер (19.08.1823)
Орден Святого Духа (1823)
Орден Святого Михаила (1823)
Орден Святого Людовика, большой крест (05.08.1814)
Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского (1828)
Мальтийский орден (1789)
Орден Золотого руна (Испания, 04.12.1823)
Орден Карлоса III, большой крест (Испания, 21.11.1823)
Орден Христа, большой крест (Португалия, 13.11.1823)
Орден Чёрного орла (Пруссия, 24.12.1823)
Орден "Pour le Mérite für Wissenschaften und Künste" (Пруссия, 1842)
Орден Святого апостола Андрея Первозванного (Россия, 24.11.1823)
Орден Святого Александра Невского (Россия, 24.11.1823)
Высший орден Святого Благовещения (Сардинское королевство, 14.02.1824)
Опыт исторический, политический и моральный о революциях старых и новых, рассматриваемых в соотношении с Французской революцией (Essai historique, politique et moral sur les révolutions anciennes et modernes, considérées dans leurs rapports avec la Révolution française, 1797)
Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне (Atala, ou les Amours de deux sauvages dans le désert, 1801)
Рене, или Следствия страстей (René, ou les Effets des passions,1802)
Гений Христианства (Le Génie du Christianisme, 1802)
Мученики, или Триумф христианской веры (Les Martyrs, ou le Triomphe de la foi chrétienne, 1809)
Путешествие из Парижа в Иерусалим и из Иерусалима в Париж, через Грецию и обратно через Египет, Варварию и Испанию (Itinéraire de Paris à Jérusalem et de Jérusalem à Paris, en allant par la Grèce et revenant par l’Égypte, la Barbarie et l’Espagne, 1811)
О Бонапарте, Бурбонах и необходимости присоединиться к нашим законным принцам ради счастья Франции и Европы (De Bonaparte, des Bourbons, et de la nécessité de se rallier à nos princes légitimes pour le bonheur de la France et celui de l’Europe, 1814)
Политические размышления о некоторых современных произведениях и интересах всех французов (Réflexions politiques sur quelques écrits du jour et sur les intérêts de tous les Français, 1814)
О монархии, согласно хартии (De la Monarchie selon la charte, 1816)
Воспоминания, письма и подлинные записи, касающиеся жизни и смерти Е. К. В. месье Шарля-Фердинанда д’Артуа, сына Франции, герцога Беррийского (Mémoires, lettres et pièces authentiques touchant la vie et la mort de S. A. R. monseigneur Charles-Ferdinand d’Artois, fils de France, duc de Berry, 1820)
Приключения последнего Абенсерага (Aventures du dernier Abencerage, 1826)
Натчезы (Les Natchez, 1827)
Путешествия в Америку и Италию (Voyages en Amérique et en Italie, 1827)
О печати (De la presse, 1828)
Опыт об английской литературе и рассуждения о человеческом духе, временах и революциях (Essai sur la littérature anglaise et considérations sur le génie des hommes, des temps et des révolutions, 1836)
Этюды или исторические речи о падении Римской империи, рождении и развитии христианства и вторжении варваров (Études ou discours historiques sur la chute de l’Empire romain, la naissance et les progrès du christianisme et l’invasion des barbares, 1831)
Веронский конгресс (Congrès de Vérone, 1838)
Жизнь Рансе (Vie de Rancé, 1844)
Замогильные записки (Mémoires d’outre-tombe, 1848)