по оригиналам
по переводам
Поиск стихотворения-оригинала
Поиск стихотворения-перевода

Биография Адама Мицкевича

род. 1798 - 1855 ум.
0
0

Ада́м Берна́рд Мицке́вич (польск. Adam Bernard Mickiewicz; 24 декабря 1798, фольварк Заосье, Новогрудский уезд, Литовская губерния, Российская империя — 26 ноября 1855, Константинополь, Османская империя) — польский поэт белорусского происхождения, политический публицист, деятель польского национального движения. Оказал большое влияние на становление польской и белорусской литературы в XIX в. В Польше считается одним из трёх величайших польских поэтов эпохи романтизма (наряду с Юлиушем Словацким и Зигмунтом Красинским).

Биография

Ранние годы

Сын обедневшего шляхтича герба Порай Миколая Мицкевича (1765—1812), адвоката в Новогрудке (ныне Беларусь); семья принадлежала к старинному литовскому шляхетскому роду Мицкевичей-Рымвидов. Мать поэта происходила из шляхетского рода Маевских, франкистов (крещённых евреев)[7][8] из-под Львова. Крещён в фарном костёле Новогрудка 12 февраля 1799 года.

Получив образование в доминиканской школе при новогрудском храме Михаила Архангела (1807—1815), поступил в Виленский университет (1815). С 1817 года участвовал в создании и деятельности патриотических молодёжных кружков филоматов и филаретов, написал программные стихотворения ("Ода к юности", 1820 и другие). По окончании университета служил учителем в Ковно (1819—1823).

В октябре 1823 году был арестован в Вильне по раздутому Н. Н. Новосильцевым "Делу филоматов" и заключён в тюрьму, располагавшуюся в помещении бывшего базилианского монастыря Святой Троицы. В апреле 1824 был выпущен из тюрьмы на поруки. В октябре 1824 года был выслан в изгнание из Литвы.

До 1829 года пробыл в России: Санкт-Петербург, с февраля по март 1825 года — Одесса, с выездом в Крым, с декабря 1825 — Москва (где неудачно пытался жениться на Каролине Яниш, будущей поэтессе и переводчице Каролине Павловой), с ноября 1828 года[9] снова Петербург. В 1825 −1828 служил в канцелярии военного генерал-губернатора в Москве.[10] В России сблизился с участниками декабристского движения (К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев), с видными русскими писателями и поэтами (А. С. Пушкин[11], А. А. Дельвиг, И. В. Киреевский, братья Ксенофонт Полевой и Николай Полевой, Д. В. Веневитинов, Е. А. Баратынский), с библиографом и знаменитым автором эпиграмм С. А. Соболевским, также дружил с поэтом А. М. Янушкевичем. Особенно близкие дружеские отношения связали Мицкевича с поэтом и журналистом князем Петром Андреевичем Вяземским, который стал первым переводчиком на русский язык "Крымских сонетов"[12].

В мае 1829 года выехал из Петербурга за границу.

Эмиграция

Жил в Германии, Швейцарии, Италии. После безуспешной попытки присоединиться к участникам восстания 1831 года остановился на несколько месяцев в Дрездене. В 1832 года поселился в Париже, сотрудничал с деятелями польской эмиграции, занимался политической публицистикой. В 1839—1840 преподавал латинскую литературу в Лозанне. В 1840 стал первым профессором славянской словесности в Коллеж де Франс. В 1841 году подпал под влияние проповедника польского мессианства Анджея Товяньского. За пропаганду товянизма французское правительство в 1845 отстранило Мицкевича от чтения лекций. В 1852 года он был отправлен в отставку.

В апреле 1855 года Мицкевич овдовел, и уже осенью 1855 года уехал в Константинополь, намереваясь организовать Новый польский, а также еврейский легион для помощи французам и англичанам в борьбе с Россией.

Заразившись холерой, умер 26 ноября. Перед смертью сказал своему другу Служальскому, когда тот спросил, не хочет ли он что-либо передать детям: "Пусть любят друг друга", — и через несколько минут прибавил еле слышным шепотом: "Всегда!".

В 1890 году прах Мицкевича был перевезен из Парижа (Кладбище в Монморанси) в Краков и помещен в саркофаг в Вавельском кафедральном соборе.

Личная жизнь

В студенческие годы, а именно во время летних каникул 1818 года, в имении Верещаков в Тугановичах Мицкевич познакомился с Марылей Верещако (Marianna Ewa Wereszczakówna), дочерью брестского судьи. В имение Адам приехал вместе с Томашем Заном по приглашению друзей — братьев Марыли. Девушка была обручена с графом Вавжинцем Путкамером, поэтому не могла развивать отношения с Адамом.

22 июля 1834 года Адам Мицкевич женился на также происходившей из франкистской семьи[13], Целине Шимановской, дочери известной пианистки и композитора Марии Шимановской, которая родила ему 6 детей: дочерей Марию и Хелену, а также сыновей Владислава (польск.)русск. (1838—1926) — видного деятеля польской эмиграции, Юзефа (1850—1938), Александра и Яна.

Целина Мицкевич (16.07.1812 — 05.03.1855) была похоронена сначала на парижском кладбище Пер-Лашез, а позднее перезахоронена на польском кладбище в Монморанси[14]. После смерти Целины Мицкевич покинул Париж и уехал в Константинополь, где вскоре умер.

Адреса, где жил Мицкевич

Новогрудок 1801—1815 год, улица Валевская (ныне улица Ленина), д.1, 231400.

Вильна (совр. Вильнюс), Литва, 1822 г. ул. Бернардинская (совр. лит. Bernardinų g.), д. 11.

Санкт-Петербург, 04.1828 — 15.05.1829 года — дом И.-А. Иохима — Большая Мещанская улица, 39.

Одесса, февраль — март 1825 г. — Дерибасовская улица, 16.

Евпатория, июль 1825, ул. Караимская, 53. Мицкевич прибыл на яхте "Каролина" из Одессы в компании с Генрихом Ржевуским (будущим шурином Бальзака). Итогом этого путешествия по Крыму явился замечательный лирический цикл "Крымские сонеты", которые он посвятил "товарищам по крымскому путешествию".

Стеблев (Черкасская область, Украина) 1825 — по пути в Крым Мицкевич несколько дней гостевал в имении Головинского (бывшее имение кн. Яблоновского) в Киевской губернии на реке Рось ("скала Мицкевича").

Харьков, ул. Университетская — 25.11.1825 года — дом проф. Даниловича.

Москва, 12.1825 — 03.1826 года — пансион Фёдора Лехнера — Малая Дмитровка, 3/10.

Творчество

Первое стихотворение "Городская зима" („Zima miejska") опубликовано в 1818 году в виленской газете „Tygodnik Wileński". Изданный Юзефом Завадским первый стихотворный сборник "Поэзия" („Poezje", т. 1, Вильна, 1822) включал "Баллады и романсы" („Ballady i Romanse") и предисловие "О романтической поэзии" („O poezji romantycznej"), став манифестом романтического направления в польской литературе.

Одним из первых его произведений была "Живиля", в котором героиня — литовская девушка Живиля убивает своего возлюбленного за то, что тот впускает в родной город русских. Это было одним из первых его произведений, переведённым на другой (литовский) язык Симоном Даукантосом в 1819 году.

Во второй том "Поэзии" (1823) вошли романтическая лироэпическая поэма "Гражина" („Grażyna") и части 2 и 4 драматической поэмы "Дзяды". В России вышла книга "Сонеты" (1826), включившая цикл "Крымские сонеты" (Sonety krymskie) с образом героя-пилигрима, тоскующего о покинутой родине, и новыми для польской поэзии восточными мотивами.

В Санкт-Петербурге в 1828 году вышла поэма "Конрад Валленрод" („Konrad Wallenrod") с посвящением императору Николаю I. В ней повествуется о борьбе населения Литвы с крестоносцами. Главный персонаж — трагический герой, одинокий борец в стане врага, жертвующий личным счастьем ради спасения своего народа. Литовец по происхождению, мнимо отрекшийся от своей родины и ставший во главе Тевтонского ордена, он своим коварством ведёт Орден к катастрофе. Поэма прочитывалась современниками как аллюзия борьбы поляков с поработителями и разрешение проблемы примирения морали с политикой: внешне смириться с оказавшимся сильнее врагом и пойти на службу к нему, одновременно тайно действуя против него ("валленродизм"). В сборник "Поэзия" (т. 1—2, 1829) вошли лирические стихи, поэма "Фарис" и баллады.

В 3-й части поэмы "Дзяды" (1832) с фрагментарным построением и двумя планами действия, фантастическим и реальным, изображено, в частности, следствие по делу филаретов, излагается доктрина "польского мессианизма", согласно которой страдания Польши связаны с особым историческим призванием народа-мученика — "Христа народов".

К "Дзядам" примыкает "Отрывок" — цикл стихотворений с картинами России. В него вошли такие стихи, как "Памятник Петру Великому", "Дорога в Россию", "Олешкевич", "Петербург", "Моим друзьям-москалям" (в русском переводе — "Русским друзьям"). Своим стихотворением "Моим друзьям-москалям" (1830) Мицкевич хотел сказать, что призывает к борьбе не с русским народом, а с имперским гнетом, от которого страдают как поляки, так и русские. В нём, обращаясь к русским поэтам, он спрашивает, остались ли они верны своим свободолюбивым идеалам: "Может быть, кто-то из вас продал душу свою царю и сегодня на его пороге бьёт ему поклоны… Может быть, кто-то из вас продажным языком прославляет его триумф и радуется мучениям своих друзей…"[15]

Идеи польского мессианизма развиты в художественно-публицистическом сочинении "Книги польского народа и польского пилигримства" („Księgi narodu polskiego i pielgrzymstwa polskiego", 1832). Польское рассеяние призвано участвовать во всеобщей войне за вольность народов, воскресение которых должно привести в воскресению Польши. Те же идеи пропагандировались в статьях Мицкевича в газете "Польский пилигрим" („Pielgrzym Polski", 1832—1833).

Крупнейшее произведение Мицкевича — эпическая поэма "Пан Тадеуш" („Pan Tadeusz czyli Ostatni zajazd na Litwie"), писавшаяся в 1832—1834 и изданная в Париже в 1834 году. В поэме создан полный ностальгии и юмора образ красочных, но исторически обреченных шляхетских нравов[16]. Считается польской национальной эпопеей и шедевром словесной живописи. "Пан Тадеуш" экранизован польским режиссёром Анджеем Вайдой (1999).

Язык Мицкевича

Язык Адама Мицкевича является в большой степени языком польскоязычной шляхты[18] в Беларуси и Литве, к которой принадлежал сам поэт и которая с точки зрения грамматической системы и лексических ресурсов имеет в себе множество белорусских элементов, восходящих к местным белорусским говорам[19]. В своём творчестве провинциализмы поэт вводил целенаправленно, тем самым подчеркивая свою локальную особенность. Доктор филологических наук и профессор БГУ Николай Хаустович отмечает, что язык своих произведений Мицкевич называл польским, изредка — "литвинским"[20].

Многие ученые, как историки литературы, так и языковеды соглашаются с тем, что сложно говорить о языке поэта как о художественном средстве, пока не будет изучен объём и характер его провинциализмов[18]. Профессор Университета имени Адама Мицкевича Станислав Добжыцкий в своей работе "Несколько наблюдений за языком Мицкевича" зарегистрировал многочисленные языковые факты, встречающиеся в произведениях Мицкевича, которые выходят за границы литературного польского языка[21].

В 1936 году литературовед и доктор философии польской и славянской литературы Виленского университета Станислав Станкевич в своем труде "Pierwiastki białoruskie w polskiej poezji romantycznej" программно подсуммировал отличительные черты в сфере фонетики, морфологии, синтаксиса и особенности грамматических категорий рода и числа языка Адама Мицкевича в его стихотворных произведениях и филоматской корреспонденции поэта.

Зная литовский язык, Мицкевич придумал и несколько имён, используя разные литовские слова, включая популярное в Литве и Польше имя Гражина; лит. Gražina, пол. Grażyna, построенное от литовского слова "graži" ("красивая")[22] и популярное в Литве имя Живиле; лит. Živilė от литовских слов "žygiuoti" ("двигаться") и "viltis" ("надежда"). Единственные фрагменты на жемайтском говоре литовского языка записаны Мицкевичем в Париже (на Batignol rue de la Sante в 1851 или 1852 г.), когда при встрече с другом Людмилевом Корыльским, при игре в шахматы и распевании польских и литовских песен, разыгрался спор. Корыльский начал петь литовские песни на жемайтском говоре. Мицкевич, встревожившись, что песни поются неправильно, взял листок бумаги и записал по памяти эти три литовские песни. Песни опубликованы в 1908 году сыном Мицкевича Владиславом.

Мицкевич в переводах

На русский язык произведения Мицкевича переводили поэты и переводчики разных масштабов дарования. А. С. Пушкин перевёл балладу "Три Будрыса" (в переводе "Будрыс и его сыновья", 1833; опубликован в "Библиотеке для чтения" в 1834) — чрезвычайно точный перевод, считающийся непревзойденным шедевром переводческого искусства[24], а также балладу "Воевода" и вступление к "Конраду Валленроду". Первый перевод части драматической поэмы "Дзяды" принадлежит В. А. фон Роткирху. Среди переводчиков Мицкевича — И. И. Козлов, который в 1827 по прозаическому подстрочнику П. А. Вяземского полностью перевёл "Крымские сонеты", Н. В. Берг, переводивший стихотворения и эпическую поэму "Пан Тадеуш", В. Г. Бенедиктов ("Гражина", "Конрад Валленрод", лирика), Г. П. Данилевский, С. Ф. Дуров, А. Н. Майков (в частности, "Крымские сонеты"), Л. А. Мей, П. И. Вейнберг, А. П. Колтоновский (в конце 1890-х — начале 1900-х), позднее — К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Игорь Северянин, акмеист М. А. Зенкевич, Е. Г. Полонская, Н. Н. Асеев ("Песнь филаретов"), О. Б. Румер ("Пловец", "Иоахиму Лелевелю" и другие стихотворения), С. И. Кирсанов (в частности, "Посвящение в альбом", широко известное по альбому Давида Тухманова "По волне моей памяти", "Смерть полковника", "Редут Ордона"), Михаил Светлов ("Колокол и колокольцы", "Упрямая жена" и другие стихотворения), М. С. Живов, Л. Н. Мартынов ("Дзяды", стихотворения), Давид Самойлов (отдельные стихотворения), Арсений Тарковский ("Гражина", стихотворения "Шанфари", "Альмотенабби"), А. М. Гелескул, прозаик и переводчик Асар Эппель и многие другие поэты и переводчики. Сонеты Мицкевича, помимо М. Ю. Лермонтова, А. Н. Майкова, И. А. Бунина, В. Ф. Ходасевича и других поэтов, переводил В. Левик.

Среди переводчиков на белорусский язык — В. И. Дунин-Марцинкевич, Александр Ельский, Янка Купала, Б. А. Тарашкевич, Пётр Битель, Язэп Семежон, Максим Лужанин, Рыгор Бородулин, Серж Минскевич, Константин Цвирка, Михась Скобла, Ирина Богданович, Анатоль Брусевич. Существует три полных перевода "Пана Тадеуша" на белорусский язык.

На литовский язык Мицкевича переводили Э. Даукша, В. Кудирка, Майронис, М. Густайтис ("Крымские сонеты" и "Дзяды"), К. Юргелионис (стихотворения), Л. Гира, К. Шакянис (в 1924 перевёл "Пана Тадеуша"), В. Миколайтис-Путинас, Ю. Марцинкявичюс и другие поэты.

Переводами на украинский язык занимались П. А. Кулиш, П. П. Гулак-Артемовский, Елена Пчилка, М. Ф. Рыльский.

На чешском языке Мицкевич публиковался в переводах Ярослава Врхлицкого, Э. Красногорской.

На эсперанто Мицкевича переводили А. Грабовский и И. Лейзерович.

Память

В честь Мицкевича назван кратер на Меркурии.

В СССР и Беларуси были выпущены почтовые марки, посвященные Мицкевичу.

В Новогрудке открыт дом-музей Адама Мицкевича.

В Вильнюсе действует музей Адама Мицкевича

В Каунасе названа улица в честь Мицкевича.

В Киеве с 1961 года есть улица Адама Мицкевича.

В Харькове в 1999 году установлена мемориальная доска в память о встрече Мицкевича с П.Гулак-Артемовским (1825)

В Одессе в память о поэте установлены:

Памятник на пересечении улицы Бунина и Александровского проспекта

Мемориальная доска на фасаде бывшего Ришельевского лицея по Дерибасовской, 16[27].

Во Львове установлен памятник и названа площадь.

В Ивано-Франковске (бывш. Станиславов, Станислав) установлен памятник и названа площадь

В Тбилиси названа улица в честь Мицкевича.

В Бресте в честь Мицкевича названа улица и установлен бюст.

В Лиде есть улица Адама Мицкевича.

В Гродно в честь Мицкевича названа улица и установлен бюст.

В Минске в честь Мицкевича назван сквер, где установлен памятник поэту.

В г. Веймар (Германия) установлен бюст.

В г. Шальчининкай установлен памятник А. Мицкевичу

В Калининградской области г. Зеленоградск в городском саду у Литературной тропы открыт памятник А. Мицкевичу 08.08.2015 .

В 2016 году улица Чапаева в Бердянске переименована в улицу Адама Мицкевича[28].

В Мостовском районе Гродненской области имя А. Мицкевича носит сельскохозяйственное предприятие.

В Кишиневе одна из муниципальных библиотек носит имя Адама Мицкевича.

В Бургасе именем Мицкевича названа улица, на которой он жил за месяц до смерти и установлен памятник (1949).

В Стамбуле (Константинополь) есть улица Адама Мицкевича (на ней стоял дом, в котором умер поэт).

В Париже также имеется улица Мицкевича

Издания

Dzieła. Wydanie narodowe, t. 1-16, Warszawa, 1949—1955

Dzieła. Wydanie jubileuszowe, t. 1-16; Warszawa, 1955

Dzieła wszystkie, t. 1, 4, Warszawa, 1969-72

Собрание сочинений, т. 1-5, Москва, 1948-54

Избранные произведения. Москва — Ленинград, 1929

Избранные произведения в 2-х т. М, Гослитиздат, 1955

Стихотворения. Поэмы, Москва, 1968.

Использование сайта означает согласие с пользовательским соглашением
Оплачивая услуги Вы принимаете оферту
Информация о cookies
Ждите...