Серге́й Анто́нович Клычко́в (деревенское прозвище семьи, использовавшееся иногда как псевдоним, — Лешенков; 1 (13) июля 1889, Дубровки, Тверская губерния — 8 октября 1937) — русский и советский поэт, прозаик и переводчик.БиографияРодился в деревне Дубровки Тверской губернии в семье сапожника-старообрядца. Участвовал в революции 1905 года, в 1906 году написал ряд стихов на революционные темы. Ранние стихи Клычкова были одобрены С. М. Городецким. В 1908 году с помощью М. И. Чайковского выехал в Италию, где познакомился с Максимом Горьким. Поэт учился на историко-филологическом факультете Московского университета (а после — на юридическом; исключён в 1913 году), затем, во время Первой мировой войны, отправился на фронт; войну окончил в звании прапорщика. В 1919—1921 годах жил в Крыму, где едва не был расстрелян (махновцами, затем белогвардейцами). В 1921 году переехал в Москву, где сотрудничал в основном в журнале "Красная новь".Стихи ранних поэтических сборников Клычкова ("Песни: Печаль-Радость. Лада. Бова", 1911; "Потаённый сад", 1913) во многом созвучны со стихами поэтов "новокрестьянского" направления — Есенина, Клюева, Ганина, Орешина и др. Некоторые из стихов Клычкова были размещены в "Антологии" издательства "Мусагет". Ранние клычковские темы были углублены и развиты в последующих сборниках "Дубравна" (1918), "Домашние песни" (1923), "Гость чудесный" (1923), "В гостях у журавлей" (1930), в стихах которых отразились впечатления Первой мировой войны, разрушение деревни; одним из основных образов становится образ одинокого, бездомного странника. В поэзии Клычкова появились ноты отчаяния, безысходности, вызванные гибелью под натиском "машинной" цивилизации сошедшей с пути Природы старой Руси.Клычков — один из трёх авторов кантаты, посвящённой "павшим в борьбе за мир и братство народов" (1918).Клычковым написаны три романа — сатирический "Сахарный немец" (1925; в 1932 году вышел под названием "Последний Лель"), сказочно-мифологический "Чертухинский балакирь" (1926), "Князь мира" (1928).Лирика Клычкова связана с народным творчеством, он ищет утешения в природе. Поначалу его стихи были повествовательны, позднее они отличались определёнными раздумьями пантеистического, пессимистического характера, но всегда были далеки от всякой революционности. В прозе Клычкова проступает его исконная связь с традиционным миром крестьянства и крестьянской демонологии, равно как и влияние Н. Гоголя, Н. Лескова и А. Ремизова. Романы Клычкова не богаты действием, они составлены из отдельных сцен, ассоциативных, наполненных образами из мира реальности и мира сна и духов; рассказ ведётся от лица крестьянина — любителя поговорить на разные темы, ритм этой прозы часто очень хорош. Город, машины, железо и фабричные трубы как символы пролетарской революции, превращаются для Клычкова с его привязанностью к метафизическому миру деревни и леса в орудия сатаны.— Вольфганг КазакВыступал Клычков и с критическими статьями ("Лысая гора", 1923; "Утверждение простоты", 1929), переводами (в 1930-х; переводил эпосы народов СССР, народные песни и сказания; переводил произведения многих грузинских поэтов — Г. Леонидзе, Важа Пшавела и др., перевёл знаменитую поэму Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре").Поэт был близко знаком с С. А. Есениным, С. Т. Конёнковым, П. Н. Васильевым.В 1937 году Сергей Клычков был арестован по ложному обвинению, 8 октября 1937 года приговорён к смертной казни и в тот же день расстрелян. В 1956 году реабилитирован. В справке о реабилитации указана ложная дата смерти — 21 января 1940 года, перешедшая в некоторые издания.Его прах - в братской могиле на Донском кладбище в Москве.ПамятьВ настоящее время на родине поэта, в селе Дубровки Талдомского района Московской области, существует мемориальный музей Клычкова. СМИ сообщают (окт. 2009), что музей не действует, а здание музея разрушается.СочиненияЯ с даром ясной речи,И чту я наш язык,А не блеюн овечийИ не коровий мык!"Должно быть, я калека…", 1929-Песни, 1911-Потаенный сад. Стихи, М., Альциона, 1913 - 90 с. 2-е изд. — М.,1918-Дубрава. Стихи, 1918-Кольцо Лады. Стихи. М., 1918. - 60 с.-Гость чудесный. Стихи, 1923-Домашние песни. Стихи, М. 1923-Сахарный немец, М.1925-Чертухинский балакирь, М.1926-Последний Лель, 1927-Талисман. Стихи, Л.1927-Князь мира, 1928-В гостях у журавлей. Стихи, М., "Федерация", 1930-Сараспан. Обработки фольклора и переводы, 1936