Викто́р Мари́ Гюго́ (фр. Victor Marie Hugo [viktɔʁ maʁi yˈɡo]; 26 февраля 1802, Безансон — 22 мая 1885, Париж) — французский писатель (поэт, прозаик и драматург), одна из главных фигур французского романтизма. Член Французской академии (1841).
Виктор Гюго был младшим из трёх братьев (старшие — Абель, (1798—1865) и Эжен, (1800—1837)). Отец писателя, Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго (1773—1828), стал генералом наполеоновской армии, его мать Софи Требюше (1772—1821) — дочь нантского судовладельца, была роялисткой-вольтерьянкой.
Раннее детство Гюго протекает в Марселе, на Корсике, на Эльбе (1803—1805), в Италии (1807), в Мадриде (1811), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж. Путешествия оставили глубокое впечатление в душе будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание.
В 1813 году мать Гюго, Софи Требюше, имевшая любовную связь с генералом Лагори, разошлась с мужем и обосновалась с сыном в Париже.
С 1814 по 1818 год Гюго учился в Лицее Людовика Великого. В 14 лет он начал творческую деятельность: пишет свои неопубликованные трагедии — "Yrtatine", которую посвящает своей матери; и "Athelie ou les scandinaves", драму "Louis de Castro", переводит Вергилия. В 15 лет уже получает почётный отзыв на конкурсе Академии за стихотворение "Les avantages des études", в 1819 — две премии на конкурсе "Jeux Floraux" за поэмы "Верденские девы" (Vierges de Verdun) и оду "На восстановление статуи Генриха IV" (Rétablissement de la statue de Henri IV), положившие начало его "Легенде веков". Затем печатает ультрароялистическую сатиру "Телеграф", впервые обратившую на него внимание читателей. В 1819—1821 издаёт Le Conservateur littéraire, литературнoe приложение к роялистическому католическому журналу Le Conservateur. Заполняя сам под различными псевдонимами своё издание, Гюго опубликовал там "Оду на смерть герцога Беррийского", надолго закрепившую за ним репутацию монархиста.
В октябре 1822 года Гюго женился на Адель Фуше (1803—1868), в этом браке родилось пятеро детей:
Леопольд (1823—1823)
Леопольдина, (1824—1843)
Шарль, (1826—1871)
Франсуа-Виктор, (1828—1873)
Адель (1830—1915).
В 1823 году был опубликован роман Виктора Гюго "Ган Исландец" (Han d’Islande), получивший сдержанный приём. Хорошо аргументированная критика Шарля Нодье привела к встрече и дальнейшей дружбе между ним и Виктором Гюго. Вскоре после этого прошло собрание в библиотеке Арсенала — колыбели романтизма, которое оказало большое влияние на развитие творчества Виктора Гюго.
Дружба Гюго и Нодье продлится с 1827 по 1830 год, когда последний станет всё более критично высказываться по поводу произведений писателя. Несколько ранее Гюго возобновляет отношения со своим отцом и пишет поэмы "Ода моему отцу" (Odes à mon père, 1823), "Два острова" (1825) и "После битвы" (Après la bataille). Его отец скончался в 1828 году.
Пьеса Гюго "Кромвель" (Cromwell), написанная специально для великого актёра французской революции Франсуа-Жозефа Тальма и, опубликованная в 1827 году, вызвала бурные споры. В предисловии к драме автор отвергает условности классицизма, особенно единство места и времени, и закладывает основы романтической драмы.
Семья Гюго часто устраивает в своем доме приёмы и устанавливает дружеские отношения с Сент-Бёвом, Ламартином, Мериме, Мюссе, Делакруа.
С 1826 по 1837 год семья писателя часто проживает в Шато де Рош, в Бьевре, поместье Луи-Франсуа Бертена, редактора Journal des débats. Там Гюго встречается с Берлиозом, Листом, Шатобрианом, Джакомо Мейербером; составляет сборники поэм "Восточные мотивы" (Les Orientales, 1829) и "Осенние листья" (Les Feuilles d’automne, 1831). Тема "Восточных мотивов" — Греческая война за независимость, где Гюго выступает в поддержку родины Гомера.
В 1829 году выходит "Последний день приговорённого к смерти" (Dernier Jour d’un condamné), в 1834 — "Клод Ге" (Claude Gueux). В этих двух коротких романах Гюго выражает своё отрицательное отношение к смертной казни. Роман "Собор Парижской Богоматери" был опубликован в промежутке между этими двумя произведениями, в 1831 году.
Гюго становится признанным вождём французского романтизма и его теоретиком.
С 1830 по 1843 год Виктор Гюго работает почти только для театра. Тем не менее, он публикует в это время несколько сборников поэтических произведений:
"Осенние листья" (Les Feuilles d’automne, 1831),
"Песни сумерек" (Les Chants du crépuscule, 1835),
"Внутренние голоса" (Les Voix intérieures, 1837),
"Лучи и тени" (Les Rayons et les Ombres, 1840).
В "Песнях сумерек" Виктор Гюго с великим восхищением возвеличивает Июльскую революцию 1830 года.
Уже в 1828 году он поставил свою раннюю пьесу "Эми Робсарт". 1829 — год создания пьесы "Эрнани" (первая постановка в 1830 году), которая стала поводом для литературных баталий между представителями старого и нового искусства. Ярым защитником всего нового в драматургии выступил Теофиль Готье, c воодушевлением воспринявший это романтическое произведение. Эти споры остались в истории литературы под названием "битва за „Эрнани". Пьеса "Марион Делорм", запрещённая в 1829 году, была поставлена в театре "Порт-Сен-Мартен"; а "Король забавляется" — в "Комеди Франсэз" в 1832 году (снята с репертуара и запрещена сразу же после премьеры, показ возобновлён только спустя 50 лет).
Запрет последней побудил Виктора Гюго написать следующее предисловие к первоначальному изданию 1832 года, которое начиналось так: "Появление этой драмы на сцене театра дало основание неслыханным действиям со стороны правительства. На следующий день после первого представления автор получил записку от мсье Жуслена де ла Саля, директора сцены в "Театр-Франсе". Вот её точное содержание: "Сейчас десять часов тридцать минут, и я получил распоряжение остановить представление пьесы „Король забавляется". Мне передал это распоряжение мсье Тэлор от лица министра".
Это было 23 ноября. Тремя днями позже — 26 ноября — Виктор Гюго обратился с письмом к главному редактору газеты "Le National", в котором говорилось: "Мсье, меня предупредили, что часть благородной учащейся молодежи и художников собирается сегодня вечером или завтра явиться в театр и требовать показа драмы „Король забавляется", а также протестовать против неслыханного акта произвола, из-за которого пьеса была закрыта. Я надеюсь, мсье, что есть другие средства наказать эти незаконные действия, и я их употреблю. Позвольте мне воспользоваться вашей газетой для поддержки друзей свободы, искусства и мысли, и не допустить жестоких выступлений, которые могут привести к бунту, столь желаемому правительством в течение долгого времени. С глубоким уважением, Виктор Гюго. 26 ноября 1832 года".
В основе сюжетного конфликта во всех драмах Гюго лежит жестокий поединок между титулованным деспотом и бесправным плебеем. Таково столкновение безвестного юноши Дидье и его подруги Марион со всесильным министром Ришелье в драме "Марион Делорм" или изгнанника Эрнани с испанским королём доном Карлосом в "Эрнани". Иногда подобное столкновение доведено до гротескной заостренности, как в драме "Король забавляется", где конфликт разыгрывается между баловнем судьбы, облеченным властью, — красавцем и бессердечным эгоистом королём Франциском, и обиженным богом и людьми горбатым уродом — шутом Трибуле.
В 1841 году Гюго избран во Французскую академию, в 1845 году получил звание пэра, в 1848 году избран в Национальное собрание. Гюго был противником государственного переворота 1851 года и после провозглашения Наполеона III императором находился в изгнании. В 1870 году он вернулся во Францию, а в 1876 году был избран сенатором.
Виктор Гюго скончался 22 мая 1885 года, на 84-м году жизни, от пневмонии. Церемония похорон знаменитого писателя продолжалась десять дней; в ней участвовало около миллиона человек.
1 июня гроб с телом Гюго был выставлен в течение двух суток под Триумфальной Аркой, которую закрыли чёрным крепом.
После пышных национальных похорон прах писателя был помещён в Пантеон.
Как и на многих молодых писателей его эпохи, на Гюго большое влияние оказал Франсуа Шатобриан, известная фигура в литературном течении романтизма и выдающаяся — во Франции начала XIX века. В молодости Гюго решил быть "Шатобрианом или никем", а также что его жизнь должна соответствовать жизни его предшественника. Как и Шатобриан, Гюго будет содействовать развитию романтизма, будет занимать весомое место в политике как лидер республиканизма, и будет сослан в ссылку из-за своих политических взглядов.
Рано зародившаяся страсть и красноречие первых работ принесли Гюго успех и славу ещё в ранние годы жизни. Его первый поэтический сборник "Оды и разные стихи" (Odes et poésies diverses) был опубликован в 1822 году, когда Гюго было только 20 лет. Королём Людовиком XVIII было пожаловано ежегодное денежное содержание для писателя. Стихами Гюго восхищались из-за их спонтанного пыла и беглости. За этим собранием сочинений последовало собрание "Оды и баллады" (Odes et Ballades), написанное в 1826 году, через четыре года после первого триумфа. Оно представило Гюго как великолепного поэта, настоящего мастера лирики и песни.
Первая зрелая работа Виктора Гюго в жанре художественной литературы, "Последний день приговорённого к смерти" (Le Dernier jour d’un condamné), была написана в 1829 году и отразила острое социальное сознание писателя, которое продолжилось в его последующих работах. Повесть оказала большое влияние на таких писателей, как Альбер Камю, Чарльз Диккенс и Ф. М. Достоевский. Claude Gueux, короткая документальная история о реально существовавшем убийце, казнённом во Франции, увидела свет в 1834 году и впоследствии была расценена самим Гюго как предвестник его великолепной работы о социальной несправедливости — романа-эпопеи "Отверженные" (Les Miserables). Но первым полноценным романом Гюго станет невероятно успешный Notre-Dame de Paris ("Собор Парижской Богоматери"), опубликованный в 1831 году и быстро переведённый на многие языки по всей Европе. Одним из эффектов появления романа было последующее привлечение внимания к запустелому Собору Парижской Богоматери, который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали активно беречь.
"Отве́рженные" (фр. "Les Misérables") — роман-эпопея французского классика Виктора Гюго. Широко признан мировой литературной критикой и мировой общественностью апофеозом творчества писателя и одним из величайших романов XIX столетия. Впервые опубликован в 1862 году.
Роман переведён на многие мировые языки и входит в большое количество школьных курсов по литературе. Он многократно ставился на сценах театров и не раз экранизировался во Франции и за её пределами под своим оригинальным названием.
"Собо́р Пари́жской Богома́тери" (фр. Notre-Dame de Paris) — первый исторический роман на французском языке. Написан Виктором Гюго, опубликован в марте 1831 года.
Роман был написан Гюго с целью вывести в качестве главного героя готический собор Парижа, который в то время собирались снести, либо модернизировать. Вслед за выходом романа во Франции, а затем во всей Европе развернулось движение за сохранение и реставрацию готических памятников (см. неоготика, Виолле-ле-Дюк).
Роман Гюго многократно экранизировался (впервые — в 1905 году). Также на основе "Собора Парижской Богоматери" были написаны музыкальные произведения, наиболее известное из которых — мюзикл "Нотр-Дам де Пари", поставленный в 1998 году во Франции.
"Человек, который смеётся" (фр. L'Homme qui rit) — один из самых известных романов Виктора Гюго, написанный в 60-х годах XIX века. Точкой отсчёта в сюжете романа является 29 января 1690 года, когда в Портленде при таинственных обстоятельствах оказывается брошен ребёнок.
К работе над романом Гюго приступил в июле 1866 года в Брюсселе. В письме к парижскому издателю Лакруа Виктор Гюго предлагает название произведения "По приказу короля", но позже, по совету друзей, останавливается на окончательном заглавии "Человек, который смеётся".
Роман был закончен 23 августа 1868 года, а 19 апреля — 8 мая 1869 года вышел в свет у Лакруа. Действие сюжета происходит с 1688 по 1705 год. Перед написанием Гюго в течение нескольких месяцев собирал материалы по истории Англии с конца XVII до начала XVIII века.
Ган Исландец (Han d’Islande, 1823).
Бюг-Жаргаль (Bug-Jargal, 1826)
Последний день приговорённого к смерти (Le Dernier jour d’un condamné, 1829).
Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris, 1831).
Клод Гё (Claude Gueux, 1834).
Отверженные (Les Misérables, 1862).
Труженики моря (Les Travailleurs de la Mer, 1866).
Человек, который смеётся (L’Homme qui rit, 1869).
Девяносто третий год (Quatrevingt-treize, 1874).
Инес де Кастро (Inez de Castro, 1819/1820)
Кромвель (Cromwell, 1827).
Эми Робсарт (Amy Robsart, 1828, опубликована 1889).
Марион Делорм (Marion de Lorme, 1829).
Эрнани (Hernani, 1829).
Король забавляется (Le roi s’amuse, 1832).
Лукреция Борджиа (Lucrèce Borgia, 1833).
Мария Тюдор (Marie Tudor, 1833).
Анджело, тиран Падуанский (Angelo, tyran de Padoue, 1835).
Рюи Блаз (Ruy Blas, 1838).
Бургграфы (Les Burgraves, 1843).
Торквемада (Torquemada, 1882).
Свободный театр. Малые пьесы и фрагменты (Théâtre en liberté, 1886).
Оды и поэтические опыты (Odes et poésies diverses, 1822).
Оды (Odes, 1823).
Новые оды (Nouvelles Odes, 1824).
Оды и баллады (Odes et Ballades, 1826).
Восточные мотивы (Les Orientales, 1829).
Осенние листья (Les Feuilles d’automne, 1831).
Песни сумерек (Les Chants du crépuscule, 1835).
Внутренние голоса (Les Voix intérieures, 1837).
Лучи и тени (Les Rayons et les ombres, 1840).
Возмездие (Les Châtiments, 1853).
Созерцания (Les Contemplations, 1856).
Песни улиц и лесов (Les Chansons des rues et des bois, 1865).
Грозный год (L’Année terrible, 1872).
Искусство быть дедом (L’Art d'être grand-père, 1877).
Папа (Le Pape, 1878).
Революция (L'Âne, 1880).
Четыре ветра духа (Les Quatres vents de l’esprit, 1881).
Легенда веков (La Légende des siècles, 1859, 1877, 1883).
Конец Сатаны (La fin de Satan, 1886).
Бог (Dieu, 1891).
Все струны лиры (Toute la lyre, 1888, 1893).
Мрачные годы (Les années funestes, 1898).
Последний сноп (Dernière Gerbe, 1902, 1941).
Океан (Océan. Tas de pierres, 1942).
Œuvres complètes de Victor Hugo, Édition définitive d’après les manuscrits originaux — édition ne varietur, 48 vv., 1880—1889
Маленький Наполеон. — М., издательство "С. Дороватовского и А. Чарушникова", 1902, 4200 экз.
Избранное: в 2 т. — Государственное издательство художественной литературы, 1952
Собрание сочинений: В 15 т. — М.: Гослитиздат, 1953—1956
Собрание сочинений: В 10 т. — М.: Правда, 1972 (серия "Библиотека "Огонёк". Зарубежная классика)
Собрание сочинений: В 6 т. — М.: Правда, 1988
Собрание сочинений: В 6 т. — Тула: Сантакс, 1993
Собрание сочинений: В 4 т. — М.: Литература, 2001
Собрание сочинений: В 14 т. — М.: Терра, 2001—2003
Почта Франции выпускала почтовые марки, посвящённые Виктору Гюго в 1933, 1935, 1936, 1938, 1985 годах.
Дом-музей Виктора Гюго в Париже.
Памятник в Сорбонне работы Лорана Маркеста.
Дом-музей Виктора Гюго в Люксембурге.
Бюст Гюго, созданный Огюстом Роденом.
Памятник Гюго в саду "Эрмитаж". Автор — Лоран Маркест, бронзовый бюст был создан в 1920 году. Дар мэрии Парижа Москве, установлен 15 мая 2000 года.
Улица В. Гюго в Калининграде.
Улица Виктора Гюго в Твери, утверждена решением Тверской городской думы 20 сентября 2011 года.
В честь Виктора Гюго назван кратер на Меркурии.
Гюго причислен к лику святых во вьетнамской религии Каодай.
Станция метро Victor Hugo в Париже на 2-ой линии.
Виктор Гюго начал рисовать в возрасте 8 лет. Сейчас у частных коллекционеров и в музеях находится около 4000 работ писателя они по сей день имеют успех и продаются на аукционах). Большинство работ были написаны чернилами и карандашами в период с 1848 года по 1851 год. Он делал наброски пером и чёрной тушью на обычной бумаге. Делакруа заявлял Гюго: "Если бы ты стал художником, то затмил бы всех живописцев современности" (Делакруа делал эскизы костюмов для первой пьесы Гюго "Эми Робсарт").
Гюго был знаком со многими художниками и иллюстраторами, братья Девериа, Эжен Делакруа, так его близким другом был Луи Буланже. Восхищение писателем и поэтом вылилось в глубокую взаимную дружбу, ежедневно бывая в доме Гюго, Буланже оставил массу портретов людей, группировавшихся вокруг писателя.
Его привлекали сюжеты фантастические, навеянные все теми же поэмами Гюго: "Призрак", "Ленора", "Дьявольская охота". Мастерски выполнена литография "Ночной шабаш", где в жутком и стремительном хороводе несутся черти, обнаженные ведьмы, змеи и прочая "нечистая сила", фигурирующая в балладе Гюго. На целую серию литографий вдохновил Буланже роман "Собор Парижской богоматери". Конечно, нельзя исчерпать творчество Буланже всеобъемлющим влиянием Гюго. Художник вдохновлялся сюжетами истории прошлого и настоящего, Библией, итальянской литературой… Но лучшими остаются работы, навеянные искусством Гюго. Талант писателя был родствен художнику, в его творчестве он находил наиболее верную поддержку своим исканиям. Их преданная дружба, длившаяся всю жизнь, была предметом восхищения современников. "Месье Гюго потерял Буланже",— сказал Бодлер, узнав о смерти художника. А в отзыве на "Салон 1845 года" (изданной в том же году брошюры объёмом около 50 страниц, подписанной "Бодлер-Дюфаи"). Бодлер дает такую характеристику Луи Буланже: "перед нами последние обломки старого романтизма — вот что значит жить в эпоху, когда считается, будто художнику достаточно вдохновения, заменяющего все остальное; вот та пропасть, куда увлекает Мазепу его дикая скачка. Г-н Виктор Гюго, погубивший столь многих, погубил и г-на Буланже — поэт столкнул в яму живописца. А между тем г-н Буланже пишет вполне прилично — достаточно взглянуть на его портреты; но где, черт возьми, выудил он диплом исторического живописца и вдохновенного художника? Уж не в предисловиях ли и одах своего знаменитого друга?"
В марте 1866 года вышел в свет роман "Труженики моря" с иллюстрациями Гюстава Доре. "Молодой, даровитый мэтр! Благодарю вас, — пишет ему Гюго 18 декабря 1866 года. — Сегодня, несмотря на бурю, до меня дошла ничуть не уступающая ей в силе иллюстрация к „Труженикам моря". Вы изобразили на этом рисунке и кораблекрушение, и корабль, и риф, и гидру, и человека. Ваш спрут страшен. Ваш Жильят велик".
Заказ на памятник Гюго Роден получил в 1886 году. Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того. Кандидатура Родена была выбрана в том числе и потому, что ранее он создал бюст писателя, принятый положительно. Однако работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков. Скульптор изобразил Гюго могучим обнажённым титаном, опирающимся на скалу и окружённым тремя музами. Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице, и в итоге проект был отклонён. В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз. Памятник Гюго в 1909 году был установлен в саду у Пале-Рояль.
Самым известным иллюстратором книг Гюго, пожалуй, является художник Эмиль Байар ("Отверженные"). Эмблемой мюзикла "Отверженные" является картина, на которой покинутая Козетта метёт полы в кабаке у Тенардье. В мюзикле эта сцена соответствует песне "Castle on a Cloud" (Замок на облаке). Обычно используется обрезанная версия картины, где видны только голова и плечи девочки, часто в эмблему вплетается фоном развевающийся французский флаг. Это изображение основано на гравюре Густава Бриона, который в свою очередь взял за основу рисунок Эмиля Байара.
В СССР оформлял его книги Пинкисевич П. Н., последней книгой которую иллюстрировал Кравченко А. И. известный мастер гравюры, был "Собор Парижской богоматери" (1940). Также известностью пользуются иллюстрации современного французского художника Бенжамена Лакомба (Benjamin Lacombe) (род. в 1982). (Victor Hugo, Notre-Dame de Paris, Partie 1 - 2011, Partie 2 - 2012. Éditions Soleil).