Евге́ний Алекса́ндрович Евтуше́нко (фамилия при рождении — Гангнус, род. 18 июля 1932 [по паспорту — 1933], Зима; по другим данным — Нижнеудинск, Иркутская область) — советский, русский поэт, прозаик, режиссёр, сценарист, публицист и актёр. Биография и очерк творчества Евгений родился в семье геолога и поэта-любителя Александра Рудольфовича Гангнуса (по происхождению — прибалтийского немца) (1910—1976). В 1944, по возвращении из эвакуации со станции Зима в Москву, мать поэта, Зинаида Ермолаевна Евтушенко (1910—2002), геолог, актриса, Заслуженный деятель культуры РСФСР, поменяла фамилию сына на свою девичью (об этом — в поэме "Мама и нейтронная бомба"), — при оформлении документов для смены фамилии была сознательно допущена ошибка в дате рождения: записали 1933 г., чтобы не получать пропуска, который положено было иметь в 12 лет. Начал печататься в 1949, первое стихотворение опубликовано в газете "Советский спорт". С 1952 по 1957 г. учился в Литературном институте им. М. Горького. Исключён за "дисциплинарные взыскания", а также — за поддержку романа Дудинцева "Не хлебом единым". В 1952 году выходит первая книга стихов "Разведчики грядущего", — впоследствии автор оценил её как юношескую и незрелую. В 1952 году стал самым молодым членом Союза писателей СССР, минуя ступень кандидата в члены СП. "Меня приняли в Литературный институт без аттестата зрелости и почти одновременно в Союз писателей, в обоих случаях сочтя достаточным основанием мою книгу. Но я знал ей цену. И я хотел писать по-другому". — Евтушенко, "Преждевременная автобиография". В последующие годы печатает несколько сборников, которые приобретают большую популярность ("Третий снег" (1955), "Шоссе энтузиастов" (1956), "Обещание" (1957), "Стихи разных лет" (1959), "Яблоко" (1960), "Нежность" (1962), "Взмах руки" (1962)). Появление молодого поэта на литературной сцене совпало с хрущёвской оттепелью и частичной либерализацией советского общества. Свежие и яркие стихи Евтушенко резонировали с позитивными настроениями молодёжи. Одним из символов оттепели стали вечера в Большой Аудитории Политехнического музея, в которых вместе с Робертом Рождественским , Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой и другими поэтами волны 1960-х годов также принимал участие Евтушенко. На поэтических вечерах в Политехническом неоднозначно относились к трем авторам: Евтушенко, Вознесенскому, Ахмадулиной. Одно из первых публичных выступлений Е. Евтушенко перед большой аудиторией состоялось в Центральном лектории Харькова в 1961 году. Организатором этого выступления был харьковский литературовед Л. Я. Лившиц. Произведения его отличает широкая гамма настроений и жанровое разнообразие. Первые строки из пафосного вступления к поэме "Братская ГЭС" (1965): "Поэт в России больше, чем поэт", — манифест творчества самого Евтушенко и крылатая фраза, которая устойчиво вошла в обиход. Поэту не чужда тонкая и интимная лирика: стихотворение "Бывало спит у ног собака" (1955). В поэме "Северная Надбавка" (1977) слагает настоящую оду пиву — любимому народному напитку, которого тогда так не хватало на Дальнем Севере. Поэт затрагивает самые разные, в том числе откровенно политические, темы. Евтушенко объездил весь Советский Союз и весь Земной шар в поисках своих тем и героев. Пишет он и о людях труда, — зверобоях, строителях, геологах… ("Северная надбавка", "Катер Связи"). Несколько поэм и циклов стихотворений посвящено зарубежной и антивоенной тематике : "Под кожей Статуи Свободы", "Коррида", "Итальянский цикл", "Голубь в Сантьяго", "Мама и нейтронная бомба". Чрезмерному успеху Евтушенко способствовала простота и доступность его стихов, а также скандалы, часто поднимавшиеся критикой вокруг его имени. Рассчитывая на публицистический эффект, Евтушенко то избирал для своих стихов темы актуальной политики партии (напр., "Наследники Сталина", "Правда", 1962, 21.10. или "Братская ГЭС", 1965), то адресовал их критически настроенной общественности (напр., "Бабий Яр", 1961, или "Баллада о браконьерстве", 1965). Его стихи большей частью повествовательны и богаты образными деталями. Многие страдают длиннотами, декламационны и поверхностны. Его поэтическое дарование редко проявляется в глубоких и содержательных высказываниях. Он пишет легко, любит игру слов и звуков, нередко, однако, доходящую у него до вычурности. Честолюбивое стремление Евтушенко стать, продолжая традицию В. Маяковского, трибуном послесталинского периода приводило к тому, что его талант, — как это ярко проявляется, напр., в стихотворении "По ягоды", казалось, ослабевает. Вольфганг Казак Известность получили сценические выступления Евтушенко: он с успехом читает собственные произведения. Выпустил несколько дисков и аудиокниг в собственном исполнении: "Ягодные места", "Голубь в Сантьяго" и другие. С 1986 по 1991 год был секретарём правления Союза писателей СССР. С декабря 1991 года — секретарь правления Содружества писательских союзов. С 1989 года — сопредседатель писательской ассоциации "Апрель". С 1988 года — член общества "Мемориал". 14 мая 1989 года с огромным отрывом, набрав в 19 раз больше голосов, чем ближайший кандидат, был избран народным депутатом СССР от Дзержинского территориального избирательного округа городаХарькова и был им до конца существования СССР. В 1991 году, заключив контракт с американским университетом в г. Талса, штат Оклахома, уехал с семьёй преподавать в США, где и проживает в настоящее время. В 2007 году в спорткомплексе "Олимпийский" состоялась премьера рок-оперы "Идут белые снеги", созданной на стихи Евгения Евтушенко композитором Глебом Маем. Евтушенко известен также как режиссёр, актёр, драматург, сценарист. Известны его фотографии, он экспонировал свою фотовыставку "Невидимые нити". Критика Литературный стиль и манера Евтушенко давала обширное поле деятельности для критики. Его часто упрекали в славословии, пафосной риторике и скрытом самовосхвалении. Так, литературовед Николай Гладких писал о поэме "Фуку!": "Самопрославление не может обрести форму спокойного, уверенного в себе самолюбования, не может быть и выражением аутентичной личности. Амбиции исключительно велики и давно превзошли масштаб дарования. Жанр оказывается яростно полемичным в каждом своём слове, в каждом высказывании, и главное — говорящий не может ни на минуту остановиться; вступив в спор с временем и миром, он вынужден непрерывно манифестировать" — далее критик упрекает Евтушенко в скрытом подражании Маяковскому, который оказал, несомненно, глубокое влияние на творчество поэта. Гражданская позиция Политические оппоненты и беспристрастные наблюдатели отмечали, что поэт умел находить общий язык с властями при любом режиме. В первый сборник стихов вошли такие задушевные строки о Сталине: … В бессонной ночной тишине Он думает о стране, о мире, Он думает обо мне. Подходит к окну. Любуясь солнцем, Тепло улыбается он. А я засыпаю, и мне приснится Самый хороший сон. Одна глава поэмы "Казанский Университет" посвящена В. И. Ленину и написана как раз к 100 летнему юбилею Ленина. — По заверениям самого поэта, всё это (равно как и другие искренно-пропагандистские его стихотворения советского времени: "Партбилеты", "Коммунары не будут рабами" и т. п.) следствие влияния пропаганды. В 1962 году в газете "Правда" опубликовано ставшее широко известным, стихотворение "Наследники Сталина" приуроченное к выносу измавзолея тела Сталина. Большой резонанс вызвали и другие его произведения "Бабий яр" (1961), "Письмо Есенину" (1965), "Танки идут по Праге" (1968). Несмотря на столь откровенный вызов тогдашней власти, поэт продолжал печататься, ездить по всей стране и за рубеж. В 1969 году был награждён орденом "Знак Почёта". Евгений Евтушенко печатается в слывших оппозиционными в советское время журналах "Юность" (также входил в редколлегию этого журнала), "Новый Мир", "Знамя". Известными стали его выступления в поддержку советских диссидентов Бродского, Солженицына, Даниэля. Несмотря на это Иосиф Бродский недолюбливал Евтушенко (со словСергея Довлатова, известна его крылатая фраза "Если Евтушенко против колхозов, то я — за") и резко раскритиковал избрание Евтушенко почётным членом Американской академии искусств и словесности в 1987. В 1990 году стал сопредседателем Всесоюзной ассоциации писателей в поддержку перестройки "Апрель". Личная жизнь Евгений Евтушенко был официально женат 4 раза. Его жёны: Изабелла (Белла) Ахатовна Ахмадулина, поэтесса (1954); Галина Семёновна Сокол-Луконина (1961), сын Пётр; Джен Батлер, ирландка, его страстная поклонница (1978), сыновья Александр и Антон; Мария Владимировна Новикова (р.1962), в браке с 1987, сыновья Евгений и Дмитрий. Всего у Евтушенко 5 сыновей. Интересные факты Владеет английским, испанским, итальянским и французским языками. Любимый поэт и писатель — Александр Сергеевич Пушкин. Американский обозреватель Роберт Шелтон в номере газеты New York Times за 28 октября 1963 года сравнивает молодого Боба Дилана с Евтушенко "…perhaps an American Yevtushenko (the Russian poet)." Стихотворение "Галстук-бабочка", написанное в 1976, было посвящено встрече Евтушенко с Василием Шукшиным на приёме у Ахмадулиной: Шукшин, выпив, едко подметил: "Ты же вырос в Сибири, на станции Зима, а носишь галстук-бабочку, как последний пижон!", — на что Евтушенко парировал: "А твои кирзовые — не пижонство?". Евтушенко согласился снять галстук "бабочку", если Шукшин скинет сапоги. Некоторые источники, в частности П. А. Судоплатов, сообщают, что Е. А. Евтушенко сотрудничал с КГБ, выполняя роль "агента влияния". Евтушенко открыл в подмосковном Переделкине музей-галерею, приурочив это событие к своему дню рождения 18 июля 2010 года. В музее представлена личная коллекция картин, подаренных Евтушенко известными художниками — Шагалом, Пикассо. Есть редчайшая картина Эрнста, одного из родоначальников сюрреализма. Музей работает в специально построенном рядом с дачей поэта здании. Супермикрокнига со стихотворением "Волга" имеет размер 0,5×0,45 мм, и является одной из 10 самых маленьких книг в мире. Литературные произведения Поэмы "Станция Зима" (1953—1956). "Бабий яр" (1961). "Братская ГЭС" (1965). "Пушкинский перевал" (1965). "Коррида" (1967). "Под кожей статуи Свободы", (1968). "Казанский университет", (1970) "Снег в Токио", (1974). "Ивановские ситцы", (1976). "Северная надбавка", (1977). "Голубь в Сантьяго", (1974—1978). "Непрядва", (1980) "Мама и нейтронная бомба", (1982). "Дальняя родственница" (1984). "Фуку!" (1985). "Тринадцать" (1996). "В полный рост" (1969—2000). "Просека" (1975—2000). Сборники стихов "Третий снег" (1955) "Шоссе Энтузиастов" (1956) "Обещание" (1957) "Разведчики грядущего" (1952) "Взмах руки" (1962) "Нежность" (1962) "Катер связи" (1966) "Идут белые снеги" (1969) "Поющая дамба" (1972) "Интимная лирика" (1973) "Утренний народ" (1978) "Отцовский слух" (1978) "Стихотворения" (1987) "Я прорвусь в двадцать первый век…" (2001) "Окно выходит в белые деревья" (2007) "Гимн России" "Моя футболиада" (1969—2009) "Счастья и расплаты" (2012) Романы "Ягодные места" (1982) "Не умирай прежде смерти" (1991—1993) Повести "Пирл-Харбор" ("Мы стараемся сильнее") (1967) "Ардабиола" (1981) Кинематограф В кинематографе Евтушенко известен как актёр, режиссёр-постановщик, автор-сценарист, а также как автор стихов к песням на музыку к кинофильмам. Награды и признание 1969 год — Орден "Знак Почёта" 1983 год — Орден Трудового Красного Знамени 1984 год — Государственная премия СССР — за поэму "Мама и нейтронная бомба" 1993 год — Орден Дружбы Народов — Евтушенко отказался его получать в знак протеста против войны в Чечне 1993 год — Медаль "Защитнику свободной России" 2003 год — Царскосельская художественная премия 2006 год — Почётный гражданин города Петрозаводска 2004 год — Орден "За заслуги перед Отечеством" III степени 2007 год — Почётный доктор Петрозаводского государственного университета 2009 год — Командор чилийского ордена Бернардо О’Хиггинса. 2010 год — Государственная премия России. Почётный член Российской академии художеств 2011 год — награждён "Златой цепью Содружества" — высшей наградой РОО "Русскоязычное содружество творческих деятелей" Также присуждены: Литературные премии: "Фруджено-81" (Италия), "Академии СИМБА" в 1984 году (Италия), Международная премия "Золотой лев" (Венеция) и др. 22 января 2005 в Турине Евтушенко была вручена итальянская литературная премия Гринцане Кавур (Premio Grinzane Cavour) — "за способность донести вечные темы средствами литературы, особенно до молодого поколения". В 2007 году, по инициативе Всемирного конгресса русскоязычных евреев (ВКРЕ), выдвигался на Нобелевскую премию по литературе 2008 года за поэму "Бабий яр". Является почётным членом Испанской и Американской академий, профессором в Питсбургском университете, в университете Санто-Доминго. В 1994 году именем поэта названа малая планета Солнечной системы, открытая 6 мая 1978 года в Крымской астрофизической обсерватории (4234 Evtushenko).