по оригиналам
по переводам
Поиск стихотворения-оригинала
Поиск стихотворения-перевода

Биография Эврипида

род. ок 480 до - 406 до нэ ум.
0
0

Эврипи́д (др.-греч. Εὐριπίδης, лат. Euripides, 480-е — 406 до н. э.) — древнегреческий драматург, крупнейший (наряду с Эсхилом и Софоклом) представитель классической афинской трагедии.

Написал около 90 драм, из которых до нас дошло 17 трагедий и сатировская драма "Киклоп".

Биография

Согласно позднему свидетельству в "Су́де", раньше Еврипида жил малоизвестный драматург с таким же именем.

Древние "Жизнеописания" Еврипида утверждают, что он родился на Саламине, в день знаменитой победы греков над персами в морском сражении, 23 сентября 480 до н. э., от Мнесарха и Клейто. Родители оказались на Саламине в числе других афинян, бежавших от войска персидского царя Ксеркса. В этом сражении участвовал Эсхил, а шестнадцатилетний Софокл выступал в хоре юношей, прославлявших одержанную победу. Так древнегреческими летописцами была представлена преемственность трех великих трагиков. Точная привязка дня рождения Еврипида к победе является приукрашением, которое часто встречается в рассказах античных авторов о великих. Так в Суде сообщается, что мать Еврипида зачала его в то время, когда Ксеркс вторгся в Европу (май, 480 до н. э.), из чего следует, что в сентябре он родиться никак не мог. Надпись на Паросском мраморе определяет год рождения драматурга как 486 до н. э., причем в этой летописи греческой жизни имя драматурга упоминается 3 раза — чаще, чем имя любого царя. По другим свидетельствам дата рождения может быть отнесена к 481 до н. э.

Отец Еврипида был уважаемым и, судя по всему, богатым человеком, мать Клейто занималась продажей овощей. В детстве Еврипид серьёзно занимался гимнастикой, даже выиграл соревнования среди мальчиков и хотел было попасть на Олимпийские игры, но был отвергнут по молодости. Потом занимался рисованием, без особого, впрочем, успеха. Еврипид получил прекрасное образование — вероятно, он был учеником Анаксагора, знал также Продика, Протагора и Сократа. Еврипид собирал книги в библиотеку, а вскоре сам стал писать. Первая пьеса, "Пелиад", вышла на сцену в 455 до н. э., но тогда автор не победил из-за ссоры с судьями. Первый приз за мастерство Еврипид завоевал в 441 до н. э. и с тех пор вплоть до смерти создавал свои творения. Общественная активность драматурга проявилась в том, что он участвовал в посольстве в Сиракузы на Сицилии, видимо, поддерживая цели посольства авторитетом писателя, признанного всей Элладой.

Семейная жизнь Еврипида складывалась неудачно. От первой жены, Хлоирины, имел 3 сыновей, но развелся с ней из-за её супружеской неверности, написав пьесу "Ипполит", где высмеивал сексуальные отношения. Вторая жена, Мелитта, оказалась не лучше первой. Еврипид снискал славу женоненавистника, что давало повод шутить над ним мастеру комедии Аристофану.

В 408 до н. э. великий драматург принял решение покинуть Афины, приняв приглашение македонского царя Архелая. Неизвестно точно, что повлияло на решение Еврипида. Историки склоняются к мысли, что основной причиной явилась если и не травля, то обида ранимой творческой личности на сограждан за непризнание заслуг. Дело в том, что из 92 пьес (75 согласно другому источнику) только 4 были отмечены призами на театральных состязаниях при жизни автора, и одна пьеса посмертно. О популярности драматурга в народе говорит рассказ Плутарха про страшное поражение афинян на Сицилии в 413 до н. э.:

"Их (афинян) продавали в рабство и ставили на лбу клеймо в виде лошади. Да, были и такие, кому вдобавок к неволе привелось терпеть ещё и это. Но даже в такой крайности им приносило пользу чувство собственного достоинства и умение себя держать. Владельцы либо отпускали их на свободу, либо высоко ценили. А некоторых спас Еврипид. Дело в том, что сицилийцы, вероятно, больше всех греков, живущих за пределами Аттики, чтили талант Еврипида. Когда приезжающие доставляли им небольшие отрывки из его произведений, сицилийцы с наслаждением вытверживали их наизусть и повторяли друг другу. Говорят, что в ту пору многие из благополучно возвратившихся домой горячо приветствовали Еврипида и рассказывали ему, как они получали свободу, обучив хозяина тому, что осталось в памяти из его стихов, или как, блуждая после битвы, зарабатывали себе пищу и воду пением песен из его трагедий."

Архелай выказывал знаменитому гостю почёт и демонстративное уважение до такой степени, что знаки расположения явились причиной гибели самого царя. Аристотель в труде "Политика" сообщает о неком Декамнихе, которого выдали для бичевания Еврипиду за нанесённую тому обиду, и этот Декамних в отместку организовал заговор, в результате которого Архелай погиб. Случилось это уже поcле смерти самого Еврипида в 406 до н. э. Смерть столь замечательной личности породила легенды, изложенные в Суде:

"Еврипид окончил жизнь в результате заговора Арридея из Македонии и Кратея из Фессалии, поэтов, ревнующих к славе Еврипида. Они подкупили за 10 мин придворного по имени Лисимах, чтобы тот спустил с привязи на Еврипида царских гончих, за которыми следил. Другие говорят, что Еврипид был разорван не псами, но женщинами, когда он ночью спешил на свидание с Кратером, юным любовником Архелая. Третьи утверждают, что он собирался встретиться с Никодикой, женой Арефа."

Версия про женщин — грубая шутка с намёком на пьесу Еврипида "Вакханки", где обезумевшие женщины разорвали царя. Про любовь престарелого писателя к юношам сообщает Плутарх. Современная версия более приземлённая — организм Еврипида просто не выдержал суровой зимы в Македонии.

Афиняне испросили разрешения захоронить драматурга в родном городе, но Архелай пожелал оставить могилу Еврипида в своей столице, Пелле. Софокл, узнав о смерти драматурга, заставил актёров играть пьесу с непокрытыми головами. Афины поставили в театре статую Еврипида, воздав ему почести после смерти. Плутарх передал легенду: в гробницу Еврипида ударила молния, великое знамение, которого удостоился из знаменитых людей только Ликург.

Трагедии Еврипида

Из 92 пьес, приписывавшихся Еврипиду в древности, можно восстановить названия 80. До нас дошло из них 19 трагедий, из которых "Рес", как считается, написан более поздним поэтом, а сатировская драма "Циклоп" представляет собой единственный уцелевший образец данного жанра. Лучшие по оценке древних драмы Еврипида для нас потеряны; из уцелевших увенчан был только "Ипполит". В числе сохранившихся пьес самая ранняя — "Алкеста" (вар. названия: "Алькеста", "Алкестида"), а к более поздним принадлежат "Ифигения в Авлиде" и "Вакханки".

Предпочтительная разработка женских ролей в трагедии была нововведением Еврипида. Гекуба, Поликсена, Кассандра, Андромаха, Макария, Ифигения, Елена, Электра, Медея, Федра, Креуса, Андромеда, Агава и многие другие героини сказаний Эллады представляют собой типы законченные и жизненные. Мотивы супружеской и материнской любви, нежной преданности, бурной страсти, женской мстительности в сплаве с хитростью, коварством и жестокостью занимают в драмах Еврипида весьма видное место. Женщины Еврипида превосходят его мужчин силой воли и яркостью чувств. Также рабы и рабыни в его пьесах не являются бездушными статистами, но имеют характеры, человеческие черты и проявляют чувства подобно свободным гражданам, заставляя зрителей сопереживать. Лишь немногие из уцелевших трагедий удовлетворяют требованию законченности и единства действия. Сила автора прежде всего в психологизме и глубокой проработке отдельных сцен и монологов. В старательном изображении душевных состояний, обычно напряженных до крайности, заключается главный интерес трагедий Еврипида.

Список полностью дошедших пьес

Алкеста (438 г. до н. э., 2-е место)

Медея (431 г. до н. э. , 3-е место)

Гераклиды (430 г. до н. э.)

Ипполит (428 г. до н. э., 1-е место)

Андромаха (425 г. до н. э.)

Гекуба (424 г. до н. э.)

Просительницы (423 г. до н. э.)

Электра (413 г. до н. э.)

Геракл (416 г. до н. э.)

Троянки (415 г. до н. э., 2-е место)

Ифигения в Тавриде (414 г. до н. э.)

Ион (414 г. до н. э.)

Елена (412 г. до н. э.)

Финикиянки (410 г. до н. э.)

Киклоп (408 г. до н. э., сатировская драма)

Орест (408 г. до н. э.)

Вакханки (407 г. до н. э., 1-е место посмертно совместно с "Ифигенией в Авлиде")

Ифигения в Авлиде (407 г. до н. э.)

Рес (приписывается Еврипиду, с чем не согласно большинство современных литературоведов)

Список пьес, сохранившихся частично или утраченных

Авга

Автолик (сатировская драма)

Александр (415 г. до н.э., сохранилась частично)

Алкмена

Алкмеон в Коринфе (около 405 г.до н.э.)

Алкмеон в Псофиде (438 г. до н.э.)

Алоп

Андромеда (412 г. до н.э.)

Антигона

Антиопа (около 408 г. до н.э.)

Архелай (около 407 г. до н.э.)

Беллерофонт (до 425 г. до н.э.)

Бусирис (сатировская драма)

Гипсипила (около 408 г. до н.э.)

Диктис (431 г. до н.э.)

Иксион

Ино

Ипполит закрывающийся (434 г. до н.э.)

Кадм

Кресфонт

Критяне

Критянки (438 г. до н.э.)

Ликимний

Скиросцы

Меланипп в заточении

Меланипп мудрый

Мелеагр

Ойней

Паламед (415 г. до н.э.)

Пелиады (455 г. до н.э.)

Плисфен (сатировская драма)

Polydios

Протесилай

Сизиф (сатировская драма, 415 г. до н.э.)

Syleus (сатировская драма)

Скирон (сатировская драма)

Сфенебея

Телеф

Темен

Темениды

Тесей

Фаэтон (ок. 420 г. до н. э.; сохранилась частично)

Феникс I

Феникс II

Фиест

Филоктет (431 г. до н.э.)

Фрикс

Хрисипп (410/409 г. до н.э.)

Schnitter (сатировская драма, 431 г. до н.э.)

Эврисфей

Эгей

Эдип

Эномай (410/409 г. до н.э.)

Эол (до 423 г. до н.э.)

Эрехтей (около 423 г. до н.э.)

Музыкальная деятельность

Вероятно, Еврипид сам писал музыку для своих трагедий. Сохранился фрагмент первой антистрофы из "Ореста" на папирусе III в. до н. э.], содержащий над стихотворным текстом хорошо различимые нотные знаки. Фрагмент музыки Еврипида подтверждает приписываемую ему в ряде немузыкальных трактатов славу дерзкого композитора-реформатора, который по свидетельству древних внедрил в трагедию хроматику и стал широко использовать кифару (в более древних образцах трагедии стандартно применялся только авлос). Нотация фрагмента, показывающая все три рода мелоса греков — диатонику, хроматику и энармонику, свидетельствует об изысканности и сложности музыкального письма Еврипида.

Другой сохранившийся фрагмент Еврипида — из "Ифигении в Авлиде" (хоровой эпод из второго музыкального антракта; датирован ок. 280 г. до н. э.) — примечателен тем, что кроме букв, обозначающих высоту звуков, папирус содержит знаки ритмической нотации. Анализ этого фрагмента показывает, что музыкальный ритм изменяет метрику стиха. Таким образом, становится очевидно, что (принятая по традиции у филологов) запись текста трагедии как "чистого" стиха (без учёта распева) не даёт правильного представления о его звучании.

Использование сайта означает согласие с пользовательским соглашением
Оплачивая услуги Вы принимаете оферту
Информация о cookies
Ждите...