Константин Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии, третьим из семерых сыновей. Русский поэт. Известно, что дед поэта был морским офицером. Отец Дмитрий Константинович Бальмонт (1835—1907) служил в Шуйском уездном суде и земстве: сначала — коллежским регистратором, затем мировым судьёй, наконец — председателем уездной земской управы. Мать Вера Николаевна, урождённая Лебедева, происходила из генеральской семьи, в которой любили литературу и занимались ею профессионально[; она выступала в местной печати, устраивала литературные вечера, любительские спектакли; она оказала сильное влияние на мировоззрение будущего поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории, первой научив постигать "красоту женской души". Вера Николаевна хорошо знала иностранные языки, много читала и "не была чужда некоторого вольнодумства": в доме принимали "неблагонадёжных" гостей. Именно от матери Бальмонт, как сам он писал, унаследовал "необузданность и страстность", весь свой "душевный строй" Детские годы Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата. Растроганный отец подарил Константину по этому случаю первую книжку, "что-то о дикарях-океанийцах". Мать познакомила сына с образцами лучшей поэзии. "Первые поэты, которых я читал, были народные песни, Никитин, Кольцов, Некрасов и Пушкин. Из всех стихов в мире я больше всего люблю „Горные вершины" Лермонтова (не Гёте, Лермонтова)", — писал позже поэт. Вместе с тем, — "…Моими лучшими учителями в поэзии были — усадьба, сад, ручьи, болотные озерки, шелест листвы, бабочки, птицы и зори", — вспоминал он в 1910-х годах. "Красивое малое царство уюта и тишины", — так писал он позже о деревушке с десятком изб, при которой находилась скромная усадьба — старый дом, окруженный тенистым садом. Гумнищи и родной край, где прошли первые десять лет его жизни, поэт вспоминал всю свою жизнь и всегда описывал с огромной любовью. Когда пришло время отдавать старших детей в школу, семья переехала в Шую. Переезд в город не означал отрыва от природы: дом Бальмонтов, окружённый обширным садом, стоял на живописном берегу реки Тезы; отец, любитель охоты, часто выезжал в Гумнищи, и Константин сопровождал его чаще других. В 1876 году Бальмонт поступил в подготовительный класс Шуйской гимназии, которую позже называл "гнездом декадентства и капиталистов, чьи фабрики портили воздух и воду в реке". Сначала мальчик делал успехи, но вскоре ученье ему наскучило, и успеваемость снизилась, зато наступило время запойного чтения, причём французские и немецкие произведения он читал в подлиннике. Под впечатлением от прочитанного он в возрасте десяти лет сам начал писать стихи. "В яркий солнечный день они возникли, сразу два стихотворения, одно о зиме, другое о лете", — вспоминал он. Эти поэтические начинания, однако, были раскритикованы матерью, и мальчик не пытался повторить свой поэтический эксперимент в течение шести лет. Из седьмого класса в 1884 году Бальмонт был исключён за принадлежность к нелегальному кружку, который состоял из гимназистов, заезжих студентов и учителей, а занимался тем, что печатал и распространял в Шуе прокламации исполнительного комитета партии "Народная воля". Подоплёку этого своего раннего революционного настроя поэт впоследствии объяснял так: "…Я был счастлив, и мне хотелось, чтобы всем было так же хорошо. Мне казалось, что, если хорошо лишь мне и немногим, это безобразно". Усилиями матери Бальмонт был переведён в гимназию города Владимира. Но здесь жить ему пришлось на квартире у учителя греческого языка, который ревностно исполнял обязанности "надзирателя". В конце 1885 года состоялся литературный дебют Бальмонта, студента последнего курса. Три его стихотворения были напечатаны в популярном петербургском журнале "Живописное обозрение" (2 ноября — 7 декабря). Это событие не было замечено — никем, кроме наставника, который запретил Бальмонту печататься вплоть до завершения учёбы в гимназии. Курс Бальмонт окончил в 1886 году, по собственным словам, "прожив, как в тюрьме, полтора года". "Гимназию проклинаю всеми силами. Она надолго изуродовала мою нервную систему", — писал впоследствии поэт. Подробно детские и юношеские годы были описаны им в автобиографическом романе "Под новым серпом" (Берлин, 1923). В семнадцатилетнем возрасте Бальмонт испытал и первое литературное потрясение: роман "Братья Карамазовы", как вспоминал он позже, дал ему "больше, чем какая-либо книга в мире". В 1886 году Константин Бальмонт поступил на юридический факультет Московского университета, где сблизился с П. Ф. Николаевым, революционером-шестидесятником. Но уже в 1887 году за участие в беспорядках (связанных с введением нового университетского устава, который студенты считали реакционным), Бальмонт был исключён, арестован и посажен на трое суток в Бутырскую тюрьму, а затем без суда выслан в Шую. Бальмонт, который "в юности больше всего увлекался общественными вопросами", до конца своей жизни считал себя революционером и бунтарём, мечтавшим "о воплощении человеческого счастья на земле". Поэзия в интересах Бальмонта возобладала лишь позже; в юные годы он порывался стать пропагандистом и "уйти в народ". Литературный дебют В 1889 году Бальмонт вернулся в университет, но из-за сильного нервного истощения учиться не смог — ни там, ни в ярославском Демидовском лицее юридических наук, куда успешно поступил. В сентябре 1890 года он был отчислен из лицея и на этом оставил попытки получить "казённое образование". "…Я не смог себя принудить , зато жил истинно и напряженно жизнью своего сердца, а также пребывал в великом увлечении немецкой литературой", — писал он в 1911 году. Своими знаниями в области истории, философии, литературы и филологии Бальмонт был обязан себе самому и старшему брату, страстно увлекавшемуся философией. Бальмонт вспоминал, что в возрасте 13 лет узнал английское слово selfhelp ("самопомощь"), с тех пор полюбил исследования и "умственную работу" и работал, не щадя своих сил, до конца своих дней. В 1889 году Бальмонт женился на Ларисе Гарелиной, дочери шуйского фабриканта. Год спустя в Ярославле на собственные средства он издал свой первый "Сборник стихотворений"; некоторые юношеские произведения, вошедшие в книгу, были опубликованы ещё в 1885 году. К этому времени относится знакомство юного поэта с В. Г. Короленко. Известный писатель, получив от товарищей Бальмонта по гимназии тетрадь с его стихами, отнёсся к ним серьёзно и написал гимназисту обстоятельное письмо — благожелательный наставнический отзыв. "Он писал мне, что у меня много красивых подробностей, успешно выхваченных из мира природы, что нужно сосредоточивать своё внимание, а не гоняться за каждым промелькнувшим мотыльком, что никак не нужно торопить своё чувство мыслью, а надо довериться бессознательной области души, которая незаметно накопляет свои наблюдения и сопоставления, и потом внезапно всё это расцветает, как расцветает цветок после долгой невидной поры накопления своих сил", — вспоминал Бальмонт. "Если вы сумеете сосредоточиться и работать, мы услышим от вас со временем нечто незаурядное", — так заканчивалось письмо Короленко, которого поэт называл впоследствии своим "крестным отцом". Впрочем, дебютный сборник 1890 года интереса не вызвал, близкие люди его не приняли, и вскоре после выхода поэт сжёг почти весь небольшой тираж. В марте 1890 года произошёл инцидент, наложивший отпечаток на всю последующую жизнь Бальмонта: он попытался покончить с собой, выбросился из окна третьего этажа, получил серьёзные переломы и провёл год в постели. Считалось, что толкнуло его на такой поступок отчаяние от семейного и финансового положения: женитьба рассорила Бальмонта с родителями и лишила финансовой поддержки, непосредственным же толчком явилась прочитанная незадолго до этого "Крейцерова соната". Год, проведённый в постели, как вспоминал сам поэт, оказался творчески весьма плодотворным и повлёк "небывалый расцвет умственного возбуждения и жизнерадостности". Именно в этот год он осознал себя поэтом, увидел собственное предназначение. В 1923 году в биографическом рассказе "Воздушный путь" он писал: В долгий год, когда я, лёжа в постели, уже не чаял, что я когда-нибудь встану, я научился от предутреннего чириканья воробьёв за окном и от лунных лучей, проходивших через окно в мою комнату, и от всех шагов, достигавших до моего слуха, великой сказке жизни, понял святую неприкосновенность жизни. И когда наконец я встал, душа моя стала вольной, как ветер в поле, никто уже более не был над нею властен, кроме творческой мечты, а творчество расцвело буйным цветом… К. Бальмонт. Воздушный путь (Берлин, 1923). Некоторое время после болезни Бальмонт, к этому времени с женой расставшийся, жил в нужде; он, по собственным воспоминаниям, месяцами "не знал, что такое быть сытым, и подходил к булочным, чтобы через стекло полюбоваться на калачи и хлебы". "Начало литературной деятельности было сопряжено со множеством мучений и неудач. В течение четырёх или пяти лет ни один журнал не хотел меня печатать. Первый сборник моих стихов… не имел, конечно, никакого успеха. Близкие люди своим отрицательным отношением значительно усилили тяжесть первых неудач"[ , — писал он в автобиографическом письме 1903 года. Под "близкими людьми" поэт подразумевал жену Ларису, а также друзей из числа "мыслящих студентов", которые враждебно встретили публикацию, посчитав, что автор предал "идеалы общественной борьбы" и замкнулся в рамках "чистого искусства". В эти трудные дни Бальмонту вновь помог В. Г. Короленко. "Теперь он явился ко мне, сильно примятый разными невзгодами, но, по-видимому, не упавший духом. Он, бедняга, очень робок, и простое, внимательное отношение к его работе уже ободрит его и будет иметь значение", — писал тот в сентябре 1891 года, обращаясь к М. Н. Альбову, который тогда был одним из редакторов журнала "Северный вестник", с просьбой обратить внимание на начинающего поэта. Огромную помощь оказал Бальмонту и профессор Московского университета Н. И. Стороженко. "Он поистине спас меня от голода и как отец сыну бросил верный мост…", — вспоминал поэт впоследствии. Бальмонт отнёс ему свою статью о Шелли ("из рук вон плохую", по собственному более позднему признанию), и тот взял начинающего литератора под свою опеку. Именно Стороженко уговорил издателя К. Т. Солдатёнкова поручить начинающему поэту перевод двух фундаментальных книг — "Истории скандинавской литературы" Горна-Швейцера и "Истории итальянской литературы" Гаспари. Оба перевода были опубликованы в 1894—1895 годах. "Эти работы были моим насущным хлебом целых три года и дали мне возможности желанные осуществить свои поэтические мечты", — писал Бальмонт в очерке "Видящие глаза". В 1887—1889 годы поэт активно переводил немецких и французских авторов, затем в 1892—1894 годах взялся за работу над произведениями Перси Шелли и Эдгара Аллана По; именно этот период считается временем его творческого становления. Профессор Стороженко, кроме того, ввёл Бальмонта в редакцию "Северного вестника", вокруг которой группировались поэты нового направления. Первая поездка Бальмонта в Петербург состоялась в октябре 1892 года: здесь он познакомился сН. М. Минским, Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус; общие радужные впечатления, впрочем, были омрачены наметившейся взаимной антипатией с последней. На почве переводческой деятельности произошло сближение Бальмонта с меценатом, знатоком западноевропейских литератур, князем А. Н. Урусовым, который во многом способствовал расширению литературного кругозора молодого поэта. На средства мецената Бальмонт выпустил две книги переводов Эдгара По ("Баллады и фантазии", "Таинственные рассказы"). "Он напечатал мой перевод „Таинственных рассказов" Эдгара По и громко восхвалял мои первые стихи, составившие книжки „Под северным небом" и „В безбрежности", — позже вспоминал Бальмонт. "Урусов помог моей душе освободиться, помог мне найти самого себя", — писал поэт в 1904 году в книге "Горные вершины". Называя свои начинания "…осмеянными шагами по битому стеклу, по тёмным острокрайним кремням, по дороге пыльной, как будто не ведущей ни к чему", Бальмонт в числе людей, помогавших ему, отмечал также переводчика и публициста П. Ф. Николаева. В сентябре 1894 года в студенческом "Кружке любителей западноевропейской литературы" Бальмонт познакомился сВ. Я. Брюсовым, впоследствии ставшим его самым близким другом. Брюсов писал об "исключительном" впечатлении, которое произвели на него личность поэта и его "исступлённая любовь к поэзии". Сборник "Под северным небом", вышедший в 1894 году, принято считать отправной точкой творческого пути Бальмонта. В декабре 1893 года, незадолго до выхода книги, поэт сообщал в письме Н. М. Минскому: "Написал я целую серию стихов (своих) и в январе приступлю к печатанию их отдельной книжкою. Предчувствую, что мои либеральные друзья будут очень меня ругать, ибо либерализма в них нет, а „растлевающих" настроений достаточно". Стихи были во многом продуктом своего времени (полнясь жалобами на унылую, безрадостную жизнь, описаниями романтических переживаний), но предчувствия начинающего поэта оправдались лишь отчасти: книга получила широкий отклик, и отзывы были в основном положительными. В них отмечалась несомненная одарённость дебютанта, его "собственная физиономия, изящество формы" и свобода, с которой он владеет ею. Восхождение к славе Если дебют 1894 года не отличался оригинальностью, то во втором сборнике "В безбрежности" (1895) Бальмонт приступил к поискам "нового пространства, новой свободы", возможностей соединения поэтического слова с мелодикой. "…Я показал, что может сделать с русским стихом поэт, любящий музыку. В них есть ритмы и перезвоны благозвучий, найденные впервые", — позже писал он сам о стихах 1890-х годов. Несмотря на то, что сборник "В безбрежности" современные Бальмонту критики признали неудачным, "блеск стиха и поэтический полёт" (согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона) обеспечили молодому поэту доступ в ведущие литературные журналы. 1890-е годы были для Бальмонта периодом активной творческой работы в самых разнообразных областях знаний. Поэт, обладавший феноменальной работоспособностью, осваивал "один за другим многие языки, упиваясь работой, как одержимый… прочитывал целые библиотеки книг, начиная с трактатов о любимой им испанской живописи и кончая исследованиями по китайскому языку и санскриту". Он увлечённо изучал историю России, книги по естественным наукам и народному творчеству. Уже в зрелые годы, обращаясь к начинающим литераторам с наставлением, он писал, что дебютанту нужно "…уметь в весенний свой день сидеть над философской книгой и английским словарём, и испанской грамматикой, когда так хочется кататься на лодке и, может быть, можно с кем-то целоваться. Уметь прочесть и 100, и 300, и 3 000 книг, среди которых много-много скучных. Полюбить не только радость, но и боль. Молча лелеять в себе не только счастье, но и вонзающуюся в сердце тоску". К 1895 году относятся знакомства Бальмонта с Юргисом Балтрушайтисом, которое постепенно переросло в дружбу, продолжавшуюся много лет, и С. А. Поляковым, образованным московским коммерсантом, математиком и полиглотом, переводчиком Кнута Гамсуна. Именно Поляков, издатель модернистского журнала "Весы", пять лет спустя учредил символистское издательство "Скорпион", где вышли лучшие книги Бальмонта. В 1896 году Бальмонт женился на переводчице Е. А. Андреевой и отправился с супругой в Западную Европу. Несколько лет, проведённых за границей, предоставили начинающему литератору, интересовавшемуся, помимо основного предмета, историей, религией и философией, огромные возможности. Он посетил Францию, Голландию, Испанию, Италию, много времени проводя в библиотеках, совершенствуя знание языков. В те же дни он писал матери из Рима: "Весь этот год за границей я себя чувствую на подмостках, среди декораций. А там — вдали — моя печальная красота, за которую десяти Италий не возьму". Весной 1897 года Бальмонт был приглашён в Англию для чтения лекций по русской поэзии в Оксфордском университете, где познакомился, в частности, с антропологом Эдуардом Тайлором и филологом, историком религий Томасом Рис-Дэвидсом. "Первый раз в жизни я живу всецело и безраздельно эстетическими и умственными интересами и никак не могу насытиться сокровищницами живописи, поэзии и философии", — восторженно писал он Акиму Волынскому. Впечатления от путешествий 1896—1897 годов нашли своё отражение в сборнике "Тишина": критикой он был воспринят как лучшая на тот момент книга поэта. "Мне показалось, что сборник носит на себе отпечаток всё более и более окрепшего стиля. Вашего собственного, бальмонтовского стиля и колорита", — писал поэту в 1898 году князь Урусов. В 1899 году К. Бальмонт был избран членом Общества любителей российской словесности. Пик популярности В конце 1890-х годов Бальмонт не оставался подолгу на одном месте; основными пунктами его маршрута были Санкт-Петербург (октябрь 1898 — апрель 1899 годов), Москва и Подмосковье (май — сентябрь 1899 года), Берлин, Париж, Испания, Биарриц и Оксфорд (конец года). В 1899 году Бальмонт писал поэтессе Л. Вилькиной: У меня много новостей. И все хорошие. Мне "везёт". Мне пишется. Мне жить, жить, вечно жить хочется. Если бы Вы знали, сколько я написал стихов новых! Больше ста. Это было сумасшествие, сказка, новое. Издаю новую книгу, совсем не похожую на прежние. Она удивит многих. Я изменил своё понимание мира. Как ни смешно прозвучит моя фраза, я скажу: я понял мир. На многие годы, быть может, навсегда. Сборник "Горящие здания" (1900), занимающий центральное место в творческой биографии поэта, создавался большей частью в имении Поляковых "Баньки" Московского уезда; хозяин его был с большой теплотой упомянут в посвящении. "Нужно быть беспощадным к себе. Только тогда можно достичь чего-нибудь", — такими словами в предисловии к "Горящим зданиям" Бальмонт сформулировал свой девиз. Основную задачу книги автор определил как стремление к внутреннему освобождению и самопознанию[. В 1901 году, отсылая сборник Л. Н. Толстому, поэт писал: "Эта книга — сплошной крик души разорванной, и, если хотите, убогой, уродливой. Но я не откажусь ни от одной её страницы и — пока — люблю уродство не меньше, чем гармонию". Благодаря сборнику "Горящие здания" Бальмонт приобрёл всероссийскую известность и стал одним из лидеров символизма, нового движения в русской литературе. "В течение десятилетия Бальмонт нераздельно царил над русской поэзией. Другие поэты или покорно следовали за ним, или, с большими усилиями, отстаивали свою самостоятельность от его подавляющего влияния", — писал В. Я. Брюсов. Постепенно образ жизни Бальмонта во многом под влиянием С. Полякова стал меняться. Жизнь поэта в Москве проходила в усидчивых занятиях дома, чередовавшихся с бурными кутежами, когда встревоженная жена принималась разыскивать его по всему городу. При этом вдохновение не оставляло поэта. "Ко мне пришло что-то более сложное, чем я мог ожидать, и пишу теперь страницу за страницей, торопясь и следя за собой, чтобы не ошибиться в радостной торопливости. Как неожиданна собственная душа! Стоит заглянуть в неё, чтобы увидеть новые дали… Я чувствую, что я напал на руду… И если я не уйду с этой земли, я напишу книгу, которая не умрёт", — писал он в декабре 1900 года И. И. Ясинскому. Четвёртый поэтический сборник Бальмонта "Будем как Солнце" (1902) разошёлся тиражом 1800 экземпляров в течение полугода, что считалось неслыханным успехом для поэтического издания, закрепил за автором репутацию лидера символизма и в ретроспективе считается его лучшей поэтической книгой. Блок назвал "Будем как солнце" "книгой, единственной в своём роде по безмерному богатству". Конфликт с властью В 1901 году произошло событие, оказавшее существенное влияние на жизнь и творчество Бальмонта и сделавшее его "подлинным героем в Петербурге". В марте он принял участие в массовой студенческой демонстрации на площади у Казанского собора, основным требованием которой была отмена указа об отправлении на солдатскую службу неблагонадёжных студентов. Демонстрация была разогнана полицией и казаками, среди её участников были жертвы. 14 марта Бальмонт выступил на литературном вечере в зале Городской думы и прочитал стихотворение "Маленький султан", в завуалированной форме критиковавшее режим террора в России и его организатора, Николая Второго ("То было в Турции, где совесть — вещь пустая, там царствует кулак, нагайка, ятаган, два-три нуля, четыре негодяя и глупый маленький султан"). Стихотворение пошло по рукам, его собирался напечатать в газете "Искра" В. И. Ленин. По постановлению "особого совещания" поэт был выслан из Санкт-Петербурга, на три года лишившись права проживания в столичных и университетских городах. Несколько месяцев он пробыл у друзей в усадьбе Волконских Сабынино Курской губернии (ныне Белгородской области), в марте 1902 года выехал в Париж, затем жил в Англии, Бельгии, вновь во Франции. Летом 1903 года Бальмонт вернулся в Москву, затем направился на балтийское побережье, где занялся стихами, которые вошли в сборник "Только любовь". Проведя осень и зиму в Москве, в начале 1904 года Бальмонт вновь оказался в Европе (Испания, Швейцария, после возвращения в Москву — Франция), где нередко выступал в качестве лектора; в частности, читал публичные лекции о русской и западноевропейской литературе в высшей школе в Париже. К моменту выхода сборника "Только любовь. Семицветник" (1903) поэт уже пользовался всероссийской славой. Его окружали восторженные поклонники и почитательницы. "Появился целый разряд барышень и юных дам „бальмонтисток" — разные Зиночки, Любы, Катеньки беспрестанно толклись у нас, восхищались Бальмонтом. Он, конечно, распускал паруса и блаженно плыл по ветру", — вспоминал соседствовавший с Бальмонтом Б. К. Зайцев. Создававшиеся в эти годы поэтические кружки бальмонистов старались подражать кумиру не только в поэтическом самовыражении, но и в жизни. Уже в 1896 году Валерий Брюсов писал о "школе Бальмонта", причисляя к ней, в частности, Мирру Лохвицкую. "Все они перенимают у Бальмонта и внешность: блистательную отделку стиха, щеголяние рифмами, созвучаниями, — и самую сущность его поэзии", — писал он. Бальмонт, по словам Тэффи, "удивил и восхитил своим „перезвоном хрустальных созвучий", которые влились в душу с первым весенним счастьем". "…Россия была именно влюблена в Бальмонта… Его читали, декламировали и пели с эстрады. Кавалеры нашептывали его слова своим дамам, гимназистки переписывали в тетрадки…". Многие поэты (в их числе Лохвицкая, Брюсов, Андрей Белый, Вяч. Иванов, М. А. Волошин, С. М. Городецкий) посвящали ему стихотворения, видя в нём "стихийного гения", вечно вольного Аригона, обреченного возвышаться над миром и полностью погружённого "в откровения своей бездонной души". "Наш царь" В 1906 году Бальмонт написал стихотворение "Наш царь" об императоре Николае II: Наш царь — Мукден, наш царь — Цусима, Наш царь — кровавое пятно, Зловонье пороха и дыма, В котором разуму — темно... Наш царь — убожество слепое, Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел, Царь-висельник, тем низкий вдвое, Что обещал, но дать не смел. Он трус, он чувствует с запинкой, Но будет, час расплаты ждёт. Кто начал царствовать — Ходынкой, Тот кончит — встав на эшафот. Другое стихотворение из того же цикла — "Николаю Последнему" — заканчивалось словами: "Ты должен быть убит, ты стал для всех бедой". В 1904—1905 годах издательство "Скорпион" выпустило собрание стихов Бальмонта в двух томах. В январе 1905 года поэт предпринял путешествие в Мексику, откуда отправился в Калифорнию. Путевые заметки и очерки поэта наряду с выполненными им вольными переложениями индейских космогонических мифов и преданий позже вошли в "Змеиные цветы" (1910). Этот период творчества Бальмонта завершился выходом сборника "Литургия красоты. Стихийные гимны" (1905), во многом созданном под впечатлением от событий русско-японской войны. В 1905 году Бальмонт вернулся в Россию и принял активное участие в политической жизни. В декабре поэт, по собственным словам, "принимал некоторое участие в вооружённом восстании Москвы, больше — стихами". Сблизившись с Максимом Горьким, Бальмонт начал активное сотрудничество с социал-демократической газетой "Новая жизнь" и парижским журналом "Красное знамя", который издавал А. В. Амфитеатров. Е. Андреева-Бальмонт подтверждала в воспоминаниях: в 1905 году поэт "страстно увлёкся революционным движением", "все дни проводил на улице, строил баррикады, произносил речи, влезая на тумбы". В декабре, в дни московского восстания, Бальмонт часто бывал на улицах, носил в кармане заряженный револьвер, произносил речи перед студентами. Он даже ждал расправы над собой, как ему казалось, законченным революционером. Увлечённость революцией у него была искренней, хотя, как показало будущее, неглубокой; опасаясь ареста, в ночь на 1906 год поэт спешно уехал в Париж. Первая эмиграция: 1906—1913 годы В 1906 году Бальмонт обосновался в Париже, считая себя политическим эмигрантом. Он обосновался в тихом парижском квартале Пасси, но большую часть времени проводил в дальних разъездах. Почти сразу же он ощутил острую тоску по родине. "Жизнь заставила меня надолго оторваться от России, и временами мне кажется, что я уже не живу, что только струны мои ещё звучат", — писал он профессору Ф. Д. Батюшкову в 1907 году. Вопреки сложившемуся представлению, страхи поэта перед возможным преследованием российских властей не были безосновательнями. А. А. Нинов в своем документальном исследовании "Так жили поэты…", подробно исследуя материалы, касающиеся "революционной деятельности" К. Бальмонта, приходит к выводу, что охранка "считала поэта опасным политическим лицом" и негласный надзор за ним сохранялся даже за границей. Два сборника 1906—1907 годов были составлены из произведений, в которых К. Бальмонт непосредственным образом откликнулся на события первой русской революции. Книгу "Стихотворения" (Спб., 1906, "Знание") конфисковала полиция; "Песни мстителя" (Париж, 1907) были запрещены к распространению в России. В годы первой эмиграции были также опубликованы сборники "Злые чары" (1906), арестованный цензурой из-за "богохульных" стихотворений, а также "Жар-птица. Свирель славянина" (1907) и "Зеленый вертоград. Слова поцелуйные" (1909). Настроению и образности этих книг, отразивших в себе увлечение поэта древне-былинной стороной русской и славянской культуры, были созвучны и "Зовы древности" (1909). Критика пренебрежительно отзывалась о новом повороте в творческом развитии поэта, но сам Бальмонт не сознавал и не признавал творческого спада. Весной 1907 года Бальмонт побывал на Балеарских островах, в конце 1909 года посетил Египет, написав серию очерков, которые составили впоследствии книгу "Край Озириса" (1914), в 1912 году совершил путешествие по южным странам, длившееся 11 месяцев, посетив Канарские острова, Южную Африку, Австралию, Новую Зеландию, Полинезию, Цейлон,Индию. Особенно глубокое впечатление произвели на него Океания и общение с жителями островов Новая Гвинея, Самоа, Тонга. "Мне хочется обогатить свой ум, соскучившийся непомерным преобладанием личного элемента во всей моей жизни", — так объяснял поэт свою страсть к путешествиям в одном из писем. Возвращение: 1913—1920 годы В 1913 году политическим эмигрантам по случаю 300-летия Дома Романовых была предоставлена амнистия, и 5 мая 1913 года Бальмонт возвратился в Москву. На Брестском вокзале в Москве ему была устроена торжественная общественная встреча. Жандармы запретили поэту обратиться к встречавшей его публике с речью; вместо этого, как явствовало из сообщений тогдашней прессы, он разбросал среди толпы свежиеландыши. В честь возвращения поэта были устроены торжественные приёмы в Обществе свободной эстетики и Литературно-художественном кружке В 1914 году была завершена публикация полного собрания стихов Бальмонта в десяти томах, продолжавшаяся семь лет. Тогда же он опубликовал поэтический сборник "Белый зодчий. Таинство четырёх светильников", свои впечатления от Океании. После возвращения Бальмонт много ездил по стране с лекциями ("Океания", "Поэзия как волшебство" и другими). "Сердце здесь сжимается… много слёз в нашей красоте", — замечал поэт, попав после дальних странствий на Оку, в русские луга и поля, где "рожь в человеческий рост и выше". "Я люблю Россию и русских. О, мы, русские, не ценим себя! Мы не знаем, как мы снисходительны, терпеливы и деликатны. Я верю в Россию, я верю в самое светлое её будущее", — писал он в одной из тогдашних статей. В начале 1914 года поэт вернулся в Париж, затем в апреле отправился в Грузию, где получил пышный приём (в частности — приветствие отАкакия Церетели, патриарха грузинской литературы) и провёл курс лекций, имевших большой успех. Поэт стал изучать грузинский язык и взялся за перевод поэмы Шоты Руставели "Витязь в тигровой шкуре". В числе других крупных переводческих работ Бальмонта этого времени — переложение древнеиндийских памятников ("Упанишады", драмы Калидасы, поэма Асвагоши "Жизнь Будды"). Из Грузии Бальмонт вернулся во Францию, где его и застало начало Первой мировой войны. Лишь в конце мая 1915 года окружным путём — через Англию, Норвегию и Швецию — поэт вернулся в Россию. В конце сентября Бальмонт отправился в двухмесячное путешествие по городам России с лекциями, а год спустя повторил турне, которое оказалось более продолжительным и завершилось на Дальнем Востоке, откуда он в мае 1916 года ненадолго выехал в Японию. В 1915 году вышел теоретический этюд Бальмонта "Поэзия как волшебство" — своего рода продолжение декларации 1900 года "Элементарные слова о символической поэзии"; в этом трактате о сущности и назначении лирической поэзии поэт приписывал слову "заклинательно-магическую силу" и даже "физическое могущество". Исследование во многом продолжало начатое в книгах "Горные вершины" (1904), "Белые зарницы" (1908), "Морское свечение" (1910), посвящённых творчеству русских и западноевропейских поэтов. При этом он не переставая писал, особенно часто обращаясь к жанру сонета. В эти годы поэтом было создано 255 сонетов, которые составили сборник "Сонеты Солнца, Неба и Луны" (1917). Книги "Ясень. Видение древа" (1916) и "Сонеты солнца, мёда и луны" (1917) были встречены теплее, чем прежние, но и в них критика усматривала в основном "однообразие и обилие банальных красивостей". Меж двух революций Бальмонт приветствовал Февральскую революцию, начал сотрудничать в Обществе пролетарских искусств, но вскоре разочаровался в новой власти и присоединился к партии кадетов, требовавшей продолжения войны до победного конца. В одном из номеров газеты "Утро России" он приветствовал деятельность генерала Лавра Корнилова. Поэт категорически не принял Октябрьскую революцию, которая заставила его ужаснуться "хаосу" и "урагану сумасшествия" "смутных времён" и пересмотреть многие свои прежние взгляды. Будучи сторонником абсолютной свободы, он не принимал диктатуру пролетариата, которую считал "уздой на свободном слове". В публицистической книге 1918 года "Революционер я или нет?" Бальмонт, характеризуя большевиков как носителей разрушительного начала, подавляющих "личность", выражал тем не менее убеждение в том, что поэт должен быть вне партий, что у поэта "свои пути, своя судьба — он скорее комета, чем планета (то есть, движется не по определённой орбите)". Эти годы Бальмонт жил в Петрограде с Е. К. Цветковской (1880—1943), своей третьей женой, и дочерью Миррой, время от времени приезжая в Москву к Е. А. Андреевой и дочери Нине. Вынужденный таким образом содержать две семьи, Бальмонт бедствовал, отчасти ещё и из-за нежелания идти на компромисс с новой властью. Когда на литературной лекции кто-то подал Бальмонту записку с вопросом, отчего тот не издаёт своих произведений, последовал ответ: "Не хочу… Не могу печатать у тех, у кого руки в крови". Утверждалось, что однажды в Чрезвычайной комиссии обсуждался вопрос о его расстреле, но, как позже писал С. Поляков, "не было большинства голосов". В 1920 году вместе с Е. К. Цветковской и дочерью Миррой поэт переехал в Москву, где "иногда, чтобы согреться, им приходилось целый день проводить в постели". По отношению к власти Бальмонт держался лояльно: работал в Наркомпросе, готовил к изданию стихи и переводы, читал лекции. В день Первого мая 1920 года в Колонном зале Дома Союзов в Москве он прочёл своё стихотворение "Песнь рабочего молота", на следующий день приветствовал стихами артистку М. Н. Ермолову на её юбилейном вечере в Малом театре. В том же году московскими литераторами было устроено чествование Бальмонта, отмечавшее тридцатилетие со дня выхода его первого, "ярославского", поэтического сборника. В начале 1920 года поэт начал хлопоты о поездке за границу, ссылаясь на ухудшение здоровья жены и дочери. К этому времени относится начало долгой и прочной дружбы Бальмонта с Мариной Цветаевой, которая в Москве пребывала в сходном, очень тяжёлом положении. Вторая эмиграция: 1920—1942 годы Получив по ходатайству Юргиса Балтрушайтиса от А. В. Луначарского разрешение временно выехать за границу в командировку, вместе с женой, дочерью и дальней родственницей А. Н. Ивановой Бальмонт 25 мая 1920 года навсегда покинул Россию и через Ревель добрался до Парижа. Борис Зайцев считал, что Балтрушайтис, бывший литовским посланником в Москве, спас Бальмонта от голодной смерти: тот нищенствовал и голодал в холодной Москве, "на себе таскал дровишки из разобранного забора". Станицкий (С. В. фон Штейн), вспоминая встречу с Бальмонтом в 1920 году в Ревеле, замечал: "Печать тягостной измученности лежала на его лице, и весь он казался ещё во власти тёмных и скорбных переживаний, уже покинутых в стране бесправья и зла, но сполна ещё не избытых им". В Париже Бальмонт с семьёй поселились в маленькой меблированной квартире. Как вспоминала Тэффи, "окно в столовой было всегда завешено толстой бурой портьерой, потому что поэт разбил стекло. Вставить новое стекло не имело никакого смысла, — оно легко могло снова разбиться. Поэтому в комнате было всегда темно и холодно. „Ужасная квартира, — говорили они. — Нет стекла, и дует". Поэт сразу же оказался меж двух огней. С одной стороны, радикальное эмигрантское сообщество заподозрило в нём сочувствующего Советам. Как иронически замечал С. Поляков, Бальмонт "…нарушил церемониал бегства из советской России. Вместо того, чтобы бежать из Москвы тайно, странником пробираться через леса и долины Финляндии, на границе случайно пасть от пули пьяного красноармейца или финна, — он четыре месяца упорно добивался разрешения на выезд с семьёй, получил его и прибыл в Париж неподстреленным". Положение поэта невольно "усугубил" Луначарский, в московской газете опровергший слухи о том, что тот ведёт за границей агитацию против советской власти. Это позволило правым эмигрантским кругам заметить "…многозначительно: Бальмонт в переписке с Луначарским. Ну, конечно, большевик!" Впрочем, и сам поэт, ходатайствуя из Франции за русских писателей, дожидавшихся выезда из России, допустил фразы, не осуждавшие положение дел в Советской России: "Всё, что совершается в России, так сложно и так перепутано", намекнув и на то, что многое из того, что делается в "культурной" Европе, ему также глубоко противно. Это послужило поводом для атаки на него публицистов-эмигрантов ("…Что сложно? Массовые расстрелы? Что перепутано? Систематический грабёж, разгон Учредительного собрания, уничтожение всех свобод, военные экспедиции для усмирения крестьян?"). С другой стороны, советская пресса начала "клеймить его как лукавого обманщика", который "ценою лжи" добился для себя свободы, злоупотребил доверием Советской власти, великодушно отпустившей его на Запад "для изучения революционного творчества народных масс". Станицкий писал: С достоинством и спокойно отвечал Бальмонт на все эти упрёки. Но в них стоит вдумат