Ахмадулина, Белла (Изабелла) Ахатовна (10 апреля 1937 - 29 ноября 2010), русская поэтесса. Родилась в Москве. Школьницей работала внештатным корреспондентом газеты "Метростроевец". Стихи писала с детства, занималась в литобъединении при ЗИЛе у поэта Е.Винокурова. В 1955 в газете "Комсомольская правда" было опубликовано ее стихотворение Родина. По окончании школы поступила в Литературный институт им. А.М.Горького. Стихи, поданные на творческий конкурс при поступлении, удостоились высокой оценки И.Сельвинского: "поразительные по силе, свежести, чистоте души, глубине чувства". Во время учебы в Литинституте Ахмадулина публиковала стихи в литературных журналах и в рукописном журнале "Синтаксис". Занималась журналистикой, писала очерки (На сибирских дорогах и др.). В 1957 писала в "Комсомольской правде": искусство "призвано не веселить людей, а приносить им страдания". В 1959 Ахмадулина была исключена из института за отказ участвовать в травле Б.Л.Пастернака, но затем восстановлена. В 1960 окончила институт с отличной оценкой дипломной работы. В 1962 стараниями П.Г.Антокольского была издана первая книга Ахмадулиной Струна. Высоко оценивая поэтический дар Ахмадулиной, Антокольский впоследствии написал в посвященном ей стихотворении: "Здравствуй, Чудо по имени Белла, / Ахмадулина, птенчик орла!" Поэтический сборник Озноб, в котором были собраны все стихи, написанные в течение 13 лет, вышел в эмигрантском издательстве "Посев" (1969, ФРГ). Несмотря на это "крамольное" событие, книги Ахмадулиной, хотя и подвергались строгой цензуре, продолжали издаваться в СССР: Уроки музыки (1969), Стихи (1975), Свеча (1977), Метель (1977) и др. В 1977 она была избрана почетным членом Американской академии искусства и литературы. В 1988 вышла книга Избранное, за ней последовали новые поэтические сборники. Сюрреалистический рассказ Ахмадулиной Много собак и собака вошел в неофициальный альманах "Метрополь" (1979). К этому времени она по праву считалась одним из наиболее ярких поэтов, начинавших свой творческий путь во время "оттепели". Вместе с А.Вознесенским, Е.Евтушенко и Р.Рождественским ее называли "поэтом эстрады", обозначая таким образом не столько поэтический строй, сколько способ общения с читателем. Вообще же стихам Ахмадулиной никогда не была присуща публицистичность. Она не раз говорила о том, что без восторга вспоминает времена массового интереса к поэзии, из-за которого в поэтах воспитывалось желание угождать неприхотливым вкусам. Одной из главных тем лирики Ахмадулиной является дружба. Дружбу – в том числе дружбу-любовь и дружбу-творчество – она считает одним из самых сильных человеческих чувств. Дружбе в равной мере присущи и страсть ("Свирепей дружбы в мире нет любви", в сб. Сны о Грузии, 1977), и горечь ("По улице моей который год..."; там же). Героями стихов Ахмадулиной становились русские поэты – от А.Пушкина и М.Цветаевой (сб. Тайна, 1983) до друзей и современников А.Вознесенского и Б.Окуджавы, а также простые люди – "кривая Нинка" (сб. Побережье, 1991), "электрик Василий" (сб. Стихотворения, 1988) и др. Ахмадулину не пугают уродливые черты действительности, о которой она пишет в своем "больничном цикле" (Воскресенье настало..., Был вход возбранен..., Елка в больничном коридоре и др.): "Я видела упадок плоти / и грубо поврежденный дух /...весь этот праздник некрасивый / был близок и понятен мне". При этом, как писал в 1977 И.Бродский, ее искусство "в значительной степени интровертно и центростремительно. Интровертность эта, будучи вполне естественной, в стране, где живет автор, является еще и формой морального выживания" (Зачем российские поэты?..). Бродский считал Ахмадулину "несомненной наследницей Лермонтовско-Пастернаковской линии в русской поэзии", поэтом, чей "стих размышляет, медитирует, отклоняется от темы; синтаксис – вязкий и гипнотический – в значительной мере продукт ее подлинного голоса". Ахмадулина много переводила грузинских поэтов Н.Бараташвили, Г.Табидзе, С.Чиковани и др. Журнал "Литературная Грузия" публиковал ее стихи в годы, когда из-за идеологических запретов это было невозможно в России. Ахмадулина – автор многочисленных эссе – о В.Набокове, А.Ахматовой, М.Цветаевой, Вен.Ерофееве, А.Твардовском, П.Антокольском, В.Высоцком и др. крупных творческих личностях, которые, по ее словам, "украсили и оправдали своим участием разное время общего времени, незаметно ставшего эпохой". Жила поэтесса в Москве. В 1989 ей была присуждена Государственная премия СССР.