по оригиналам
по переводам
Поиск стихотворения-оригинала
Поиск стихотворения-перевода

СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И.Ф. АННЕНСКОГО. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО.

48 мин.
94
0
фото allpoetry.ru
allpoetry.ru
2012-10-15 21:59:14

1. Философские взгляды и учения, повлиявшие на мировоззрение и творчество поэта.

Для описания лирики И.Ф. Анненского следует обратиться к философским основам его лирики.

Несмотря на то, что многие авторы считают, что поэт не относится к эстетике декадентства в целом (А. Федоров, Л. Гинзбург, И. Подольская, М. Латышев), именно эта эстетика во многом повлияла на творчество Анненского и помогла сформулировать основные темы и образы его творчества.

Эстетика поэзии Анненского восходит к французскому символизму, а именно к таким художникам, как П. Верлен, С. Малларме, Ш. Бодлер. Это течение отражает упадок культуры и отречение от бога. Если русский символизм (Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, К. Бальмонт, В. Брюсов) занимается богоискательством, то Анненский отвергает бога и ищет основы мира внутри себя, что приводит к диссонансу "я" и "не я". Об этом пишут такие исследователи, как А. Федоров, В. Сечкарев, Л. Гинзбург. Для подтверждения такой точки зрения следует привести пример из поэзии Анненского:

* * *

В небе ли меркнет звезда,

Пытка ль земная длится,

Я не молюсь никогда,

Я не умею молится.

Время погасит звезду

Пытку ж и так одолеем

Если я в церковь иду,

Там становлюсь с фарисеем.

С ним упадаю я нем,

С ним и воспряну, ликуя...

Только во мне-то зачем

Мытарь мятется тоскуя?... I, 2, стр. 256

Приведение примера из лирики кажется справедливым, так как по мнению С. Маковского, поэзия и лирическое "я" автора очень близко самому писателю. "Анненский говорил молодым писателям "Аполлона" и мне повторял не раз: "Первая задача поэта - выдумать себя". На этом парадоксе он настаивал, но сам-то выдумать себя никак не умел и, вероятно, поэтому даже сомневался как будто в собственной поэзии, говоря о ней условно и шутливо...". II, 14, стр. 255-256. Это подтверждает стихотворение "Человек":

Я завожусь на тридцать лет,

Чтоб жить, мучительно дробя

Лучи от призрачных планет

На "да" и "нет", на "ах!" и "бя",

Чтоб жить волнуясь и скорбя

Над тем, чего, гляди, и нет...

И был бы, верно, я поэт,

Когда бы выдумал себя.

В работе ль там не без прорух,

Иль в механизме есть подвох,

Но был бы мой свободный дух -

Теперь не дух, я был бы бог...

Когда б не пиль да не тубо

Да не тю-тю после бо-бо!.. I, 2, стр. 150

В основе декадентства лежали учения А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, работа "Закат Европы" Шпенглера. Именно эти философы сформировали мировоззрение нового поколения. Анненский относит себя именно к нему:

Ego

Я - слабый сын больного поколенья

И не пойду искать альпийских роз,

Ни ропот волн, ни рокот ранних гроз

Мне не дадут отрадного волненья.

Но милы мне на розовом стекле

Алмазные и плачущие горы,

Букеты роз увядших на столе

И пламени вечернего узоры.

Когда же сном объята голова,

Читаю гроз я повесть небылую,

Сгоревших книг забытые слова

В туманном сне я трепетно целую. I, 2, стр. 221

"Букеты роз увядших" - эмблема декаданса, настолько близка Анненскому, что он включает ее в лирическое определение своего "я".

Примерно такая же концепция выделяется в переводе Поля Верлена писателем:

Томление

(сонет)

Я - бледный римлянин эпохи Апостата.

Покуда портик мой от гула бойни тих,

Я стилем золотым слагаю акростих,

Где умирает блеск пурпурного заката.

Не медью тяжкой, а скукой грудь объята,

И пусть кровавый стяг там веет на других,

Я не люблю трубы, мне дики стоны их,

И нестерпим венок лишенный аромата.

Но яд или ланцет мне дней не прекратят.

Хоть кубки допиты, и паразит печальный

Не прочь бы был почтить нас речью погребальной!

Пускай в огонь стихи банальные летят:

Я все же не один: со мною раб нахальный

И скука желтая с улыбкой инфернальной. I, 2, стр. 362

Отличие одного произведения от другого в том, что Анненский в "Ego" констатирует факт, а Верлен в его переводе, проводит эту мысль среди войны, в момент передышки между сражениями поэта-бойца.

Вообще, сближение с "парнасцами" и "проклятыми" происходит более активно в мировоззрении, а традиции русской литературы (Фет, Тютчев, Апухтин) вносят особые черты в поэзию Анненского.

В первую очередь - это философская лирика поэта с глубокой рефлексией и пессимистичностью. Эта черта присуща многим поэтам XIX века, на поздних этапах их творчества (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет).

На саму философию Анненского во многом повлияло творчество Ф.М. Достоевского. Многие стихотворения несут тему совести ("В дороге", "Дети", "Старые эстонки"), что соотносится с творчеством писателя. Не зря поэт пишет стихотворение "К портрету Достоевского":

В нем Совесть сделалась пророком и поэтом,

И Карамазовы и бесы жили в нем,-

Но что теперь для нас сияет мягким светом,

То было для него мучительным огнем. I, 2, стр. 243

"Совесть" у Анненского с большой буквы, также как "Тоска" или "Невозможно". Но если две последние категории, скорее, понятие из декаданса, то первая - традиция XIX века русской литературы. Для примера следует привести стихотворение "В дороге", его основные строчки:

Дед идет с сумой и бос,

Нищета заводит повесть:

О, мучительный вопрос!

Наша совесть... Наша совесть... I, 2, стр. 25

Итак, И.Ф. Анненский несет в своем мировоззрении явные черты декаданса, которые повлияли на появление таких тем в его творчестве, как тема смерти, тоски, невозможности что-либо изменить. Такая черта связана, прежде всего, с увлечением автора французским символизмом ("парнасцы" и "проклятые"), что следует из переводов Ш. Бодлера, Ш.Л. де Лиля, П. Верлена, С. Прюдома, А. Рембо, С. Малларме и других.

Главным из русских писателей, повлиявших на мировоззрение И.Ф. Анненского, следует выделить Ф.М. Достоевского, с творчеством которого в лирику поэта приходит тема совести.

2. Творческий метод и литературное направление лирики И.Ф. Анненского.

Перед тем, как говорить о творческом методе поэта, следует определить это понятие. Творческий метод - система философских и эстетических взглядов на мир, принимавшаяся в практике определенной эпохи. Философские взгляды уже были описаны выше (учения Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, традиция Ф.М. Достоевского). А под эстетическими взглядами, в аспекте данной работы, подразумевается отношение к литературному герою, художественному миру, эстетическому идеалу художника.

Также, следует проследить отражение общелитературной ситуации на примере отдельно взятого автора (в данном случае поэзия И.Ф. Анненского), таким образом, нужно будет определить его творческую манеру.

В данных двух направлениях и будет рассмотрен вопрос о творческом методе и индивидуальной манере автора.

Если определять творческий метод в контексте рубежа ХIX - начала ХХ века, то на момент жизни поэта в России достиг наибольшего развития реализм (творчество Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова), получил новый виток популярности романтизм (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт). Что касается второго, то следует заметить, что данное литературное течение приобретает новую форму выражения и существования в таком направлении, как символизм. Именно он имеет наибольшее влияние на творчество Анненского и отражается в нем.

Романтизм, как метод, принимая во внимание вышеуказанные аспекты (литературный герой, художественный мир, идеал поэта), следует определить по следующим чертам:

1. Отношение к герою произведений, как к отличному от остального, окружающего его мира.

2. Мир предстает перед читателем, как бы разделенным на два уровня: реальный и идеальный. Главным для героя романтического произведения достичь второго, а первое выступает как враждебная сила. Следует заметить, что данная система миропонимания была изложена еще Платоном.

3. Так или иначе, в данном методе автор должен утвердить свой эстетический и жизненный идеал, отличный от того окружающего, которое проявляется, как враждебная сила.

Но следует проследить, как эти характеристики соотносятся с его лирикой. Как пример, следует привести ниже стихотворение "Ненужные строфы":

Нет, не жемчужины, рожденные страданьем,

Из жерла черного метала глубина:

Тем до рожденья их отверженным созданьям

Мне одному, увы! известна лишь цена...

Как чахлая листва, пестрима увяданьем

И безнадежностью небес позлащена,

Они полны еще неясным ожиданьем,

Но погребальная свеча уж зажжена.

Без лиц и без речей разыгранная драма:

Огонь под розами мучительно храним,

И светозарный бог из черной ниши храма...

Он улыбается, он руки тянет к ним.

И дети бледные Сомненья и Тревоги

Идут к нему приять пурпуровые тоги. I, 2, стр. 24

Как видно, лирический герой отделяется от всех остальных людей: "Мне одному, увы! Известна лишь цена...". Это явно из всего стихотворения. Некоторая мистичность отражает миропонимание поэта, что следует из философских основ лирики И.Ф. Анненского.

Следующее стихотворение, которое следует разобрать, называется "Поэзия":

Над высью пламенной Синая

Любить туман Ее лучей,

Молиться Ей, Ее не зная,

Тем безнадежно горячей,

Но из лазури фимиама,

От лилий праздного венца,

Бежать... презрев гордыню храма

И славословие жреца,

Чтоб в океане мутных далей,

В безумном чаяньи святынь,

Искать следов Ее сандалий

Между заносами пустынь. I, 2, стр. 5

В этом стихотворении поэт констатирует свой эстетический идеал. Служение поэзии является основным, но оно окрашено некоторой неуверенностью. Это связано с тем, что лирический герой Анненского не может четко выделить ту силу, которая могла бы противостоять жизненной "тоске". К примеру, стихотворение "Среди миров":

Среди миров, в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя...

Не потому, чтоб я Ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,

Я у Нее одной ищу ответа,

Не потому, что от Нее светло,

А потому, что с Ней не надо света. I, 2, стр. 185

Как заметно, точного определения "Звезды" Анненский не дает, что позволяет трактовать это стихотворение по-разному.

Что касается двоемирия, то данный аспект можно проследить в стихотворении "Я люблю":

Я люблю замирание эха

После бешеной тройки в лесу,

За сверканьем задорного смеха

Я истому люблю полосу.

Зимним утром люблю надо мною

Я лиловой разлив полутьмы

И, где солнце горело весною,

Только розовый отблеск зимы.

Я люблю на бледнеющей шири

В переливах растаявший цвет...

Я люблю все, чему в этом мире

Ни созвучья, ни отзвука нет. I, 2, стр. 151

Явное разделение восприятия героя земного и идеального мира в этом стихотворении, в сочетании со всеми вышеописанными чертами указывает на то, что лирика Анненского относится к такому творческому, как романтизм.

Как уже было замечено в период жизни и творчества поэта, романтизм проявляется в литературном направлении, которое называется символизм. Оно характеризуется тем, что пытается воплотить идею мира через соответствие его самых различных частей, которые переплетаются между собой и должны более точно описать ее читателю, так как многое зависит от восприятия его самого.

Чтобы доказать, что данное течение повлияло на творчество И.Ф. Анненского, следует привести пример из его творчества. Явным символом в творчестве поэта является тоска. Она имеет очень много трактовок в самой лирике и в критической литературе о поэте. К примеру, строчки из стихотворения "Стальная цикада":

Я знал, что она вернется

И будет со мной - Тоска.

Звякнет и запахнется

С дверью часовщика... I, 2, стр. 84

Или стихотворение ":

Пусть травы сменяются над капищем волненья,

И восковой в гробу забудется рука,

Мне кажется, меж вас одно недоуменье

Все будет жить мое, одна моя Тоска...

Нет, не о тех, увы! кому столь недостойно,

Ревниво, бережно и страстно был я мил...

О, сила любящих и в муке так спокойна,

У женской нежности завидно много сил.

Да и при чем бы здесь недоуменья были -

Любовь ведь светлая, она кристалл, эфир...

Моя ж безлюбая - дрожит, как лошадь в мыле!

Ей - пир отравленный, мошеннический пир!

В венке из тронутых, из вянущих азалий

Собралась петь она... Не смолк и первый стих,

Как маленьких детей у ней перевязали,

Сломали руки им и ослепили их.

Она бесполая, у ней для всех улыбки,

Она притворщица, у ней порочный вкус -

Качает целый день она пустые зыбки,

И образок в углу - сладчайший Иисус...

Я выдумал ее - и все ж она виденье,

Я не люблю ее - и мне она близка,

Недоумелая, мое недоуменье,

Всегда веселая, она моя тоска. I, 2 стр. 196-197

Заметно, что многое в этом стихотворении соотносится с символизмом. Описывая предмет лирического повествования, Анненский использует такой оборот, как: "В венке из тронутых, из вянущих азалий Собралась петь она". Сама же "тоска", описывается, как живое существо.

Все вышесказанное доказывает, что лирика И.Ф. Анненского во многом соотносится с символизмом, но поэт своеобразно преломляет в своем творчестве это течение. Так, индивидуальную творческую манеру скорее можно определить, вслед за Л.Я. Гинзбург, как "психологический символизм". Она замечает: "Во второй половине XIX века психологический метод не только господствовал в литературе, но проникал в историографию и в историю культуры, в искусствознание и лингвистику. Напряженным интересом к психологизму - Анненский человек XIX века. Но конец XIX и начало ХХ века ознаменовались новыми веяниями, захватившими Анненского вместе с его младшими современниками. В сознании Анненского символизм, вообще "модернизм" встретился с глубоко усвоенным опытом социально-психологической литературы". II, 5, стр. 313-314

Данное утверждение доказывается тем, что наряду со стихотворениями новой традиции, существуют произведения, основу которых следует находить в классической литературе XIX века (Ф.М. Достоевский, Н.В. Гоголь). К примеру, такие стихотворения как "В дороге", "Старые эстонки", "Дети".

Итак, лирика И.Ф. Анненского относится к такому творческому методу, как романтизм, литературное направление - символизм, а если говорить об индивидуальной творческой манере, то, вслед за Л.Я. Гинзбург ее можно назвать "психологическим символизмом".

3. Тематика лирики И.Ф. Анненского

После того, как были описаны мировоззрение и творческий метод Анненского, повлиявшие на творчество поэта, следует обратиться к основным темам лирики поэта.

Первые стихотворные опыты Анненского относятся к 1870-м годам и несут на себе печать ученичества. В этих произведениях звучат отголоски поэзии XIX века (Ф. Тютчев, А. Фет). Достаточно указать названия этих стихотворений: "Романс", "Березка", "Певцу" - уже они говорят о том, что Анненский следует традиции XIX века, воспроизводит романтическую образность и тематику. Эти стихотворения не являются достижением зрелого художника. Он сам об этом говорит в одном из своих поздних стихотворений в прозе:

"А я глядел... на радугу и сочинял стихи".

Это были плохие стихи, совсем плохие стихи, то была даже не стихотворная риторика, а что-то еще жальче". II, 20, стр. 37.

О том, что эти стихотворения не несут и художественной ценности говорит и то, что почти ничего не уцелело.

Хотя поэт, по времени творчества, относится к временному промежутку, который можно ограничить с 1870 по 1909 год, он не соотносится полностью с общелитературной тенденцией. Он не занимается богоискательством (Вяч. Иванов, Д. Мережковский, З. Гиппиус), отдален от мистицизма.

По основным темам он более соотносится с французским символизмом эпохи декаданса. Это тема тоски, тема смерти и тема невозможности изменить что-либо в своей жизни. Этими темами лирическое "я" поэта наиболее полно соотносится с героями А.П.Чехова - разочарованными интеллигентами, тоскующими о жизни, не могущими что-нибудь изменить в своей собственной и окружающей жизни. Это приводит к усиленной рефлексии автора, попытке разобраться в себе самом, неуверенности в выводах и суждениях. К примеру, стихотворение "Гармония":

В тумане волн и брызги серебра,

И стертые эмалевые краски...

Я так люблю осенние утра

За нежную невозвратимость ласки!

И пену я люблю на берегу,

Когда она белеет беспокойно...

Я жадно здесь, покуда небо знойно,

Остаток дней туманных берегу.

А где-то там мятутся средь огня

Такие ж я, без счета и названья,

И чье-то молодое за меня

Кончается в тоске существованье. I, 2, стр. 187

Здесь поднимается тема тоски существования, как однообразия. Оно противопоставлено гармонии с природой: герой, будучи в среде ему нравящейся, не забывает, что он "без счета и названья", то есть обыватель и вносит поправки в традиции классической поэзии XIX века, а именно погружает в природу не романтического героя, а обычного человека.

Если взять в пример последний катрен стихотворения "Лира часов", то явна неуверенность героя в будущем:

"Найдется ль рука, чтоб лиру

В тебе так же тихо качнуть,

И миру, желанному миру,

Тебя, мое сердце вернуть?...". I, 2, стр. 220

Здесь явно проступает тема смерти, которой у Анненского посвящено довольно много стихотворений. Он, поэт, который "не умеет молится", не видит продолжения после смерти, а, следовательно, не понимает ее так, как Ф. Сологуб. Анненский любит жизнь, хотя она приносит ему только тоску и муку. Об этом он высказывается в последнем стихе сонета "Желанье жить": "Только б жить, дольше жить, вечно жить...".

Тема тоски для поэта - одна из ведущих. Это, скорее, мотив, а не тема. "Тоска" проходит через все творчество и является одним из самых употребляемых понятий. Названия многих стихотворений, отражают эту тенденцию: "Трилистник Тоски", "Тоска возврата", "Тоска", "Тоска медленных капель", "Тоска кануна", "Тоска синевы", "Тоска миража" и другие. Тоска у Анненского - это однообразие жизни, воспоминание прожитых лет, все ушедшее. Об однообразии жизни говорит стихотворение "Тоска":

По бледно-розовым овалам,

Туманом утра облиты,

Свились букетом небывалым

Стального колера цветы...

...Поймешь, на глянце центифолий

Считая бережно мазки...

И строя ромбы поневоле

Между этапами Тоски. I, 2, стр. 63

Здесь описываются обои в комнате и глядящий на них больной герой, который от нечего делать изучает их.

Такие локальные зарисовки вообще очень характерны для Анненского. Они везде, даже природа изображается, иногда, увиденной через окно кабинета. К примеру стихотворение "Дождик" из "Трилистника Дождевого". Стихия описывается через окно:

...И в миг, что с лазурью любилось,

Стыдливых молчаний полно, -

Все темною пеной забилось

И нагло стучится в окно. I, 2, стр. 107

Итак, тема тоски у И.Ф. Анненского несет очень важную роль в его творчестве. Она объясняется тем, что лирический герой автора, это человек, перешедший рубеж юности и молодости, набравшийся опыта человек, который чувствует приближение конца и все пережитое им вызывает ту тоску, которая тревожит его. Но, однако, тоска связана и с желанием жить, которое у поэта проступает во всех стихотворениях.

Часто, жизнь человека Анненским сравнивается с механизмом, который изнашивается и прекращает свое существование, но это сравнение не прямое ("Стальная цикада", "Будильник", "Тоска маятника").

...Лишь шарманку старую знобит,

И она в закатном мленьи мая

Все никак не смелет злых обид,

Цепкий вал кружа и нажимая.

И никак, цепляясь, не поймет

Этот вал, что ни к чему работа,

Что обида старости растет

На шипах от муки поворота.

Но когда б и понял старый вал,

Что такая им с шарманкой участь,

Разве б петь, кружась, он перестал

От того, что петь нельзя, не мучась?...

("Старая шарманка") I, 2, стр. 72

Шарманка и вал существуют как бы отдельно и не соотносятся с человеком. Это отдельные от мира людей вещи, которым приписываются человеческие качества. Эту черту Л. Гинзбург назвала "вещным миром" II, 5, а Н.С. Гумилев "преследованием декораций и декоративности" II, 9.

Даже любовная лирика имеет эти тенденции. К примеру, стихотворение "Смычок и струны", в котором любовь-музыка, кажется автору мукой, которую испытывают главные действующие лица: скрипка и смычок.

...И было мукою для них,

Что людям музыкой казалось. I, 2,стр.68

Или, если взять стихотворение "Трое", то становится понятно, почему Анненский относится к любви, как к муке:

Ее факел был огнен и ал,

Он был талый и сумрачный снег:

Он глядел на нее и сгорал,

И сгорал от непознанных нег.

Лоно смерти открылось черно -

Он не слышал призыва: "Живи",

И осталось в эфире одно

Безнадежное пламя любви.

Да на ложе глубокого рва,

Пенной ризой покрыта до пят,

Одинокая грезит вдова -

И холодные воды кипят. I, 2, стр. 97

Любовь - это всепожирающий огонь, после которого приходит "черная" смерть. Наиболее четко это выражается в стихотворении "Я думал, что сердце из камня".

... На сердце темно, как в могиле,

Я знал, что пожар я уйму...

Ну вот... и огонь потушили,

А я умираю в дыму. I, 2, стр. 275

Герой не может жить без любви, но она причиняет ему муку.

Итак, тема тоски и смерти, невозможности изменить что-либо относится к декадентскому началу в поэзии Анненского. Даже тема любви, в какой-то мере соотносится с этим мироощущением. Поэт выстраивает микрокосмос человека, рефлектирующей личности, которая тоскует по прожитой жизни, которую мучат бытовые реалии. Эти реалии здесь - те вещи, которые окружают героя, сосуществуют с ним и помогают осознать самого себя.

Даже сюжетность стихотворения состоит, по словам Л. Гинзбург, "в сцеплениях и разрывах между внешним и внутренним миром, в динамике вещей, подобной динамике отраженных в них душевных процессов". II, 5, стр. 331

Теперь следует обратиться к той теме, которая является наследием традиции русской прозы XIX века, к теме совести. Она перекликается с творчеством Ф.М. Достоевского. Наиболее разработан этот вопрос был А. Федоровым в монографии "Иннокентий Анненский. Личность и творчество." II, 21.

У Анненского тема совести заключается в сострадании к людям, обиженным жизнью, социально неустроенным. Наиболее полно в этом отношении стихотворении "Дети":

...Но безвинных детских слез

Не омыть и покаяньем,

Потому что в них Христос,

Весь, со всем своим сияньем.

Ну, а те, что терпят боль,

У кого как нитки руки...

Люди! Братья! Не за то ль

И покой наш только в муке. I, 2, 195

"Мучительный вопрос совести" для Анненского очень важен и это делает его, во многом, последователем Достоевского.

Еще одной чертой, роднящей поэта с русской лирикой XIX века, а именно с А. Фетом, является конкретность восприятия.

Подводя итоги, следует сказать, что тематика не ограничивается очерченным в этой работе кругом, но остальные темы либо вписываются в те, о которых говорилось, либо они являются разновидностями одной из главных.

Надо еще раз отметить эти темы:

- тема тоски

- тема невозможности изменить что-либо

- тема смерти

- тема любви

- тема совести.

4. Формальная организация стихотворений

Теперь, после описания основных тем, следует обратиться к вопросу о формальной организации стихотворений у И.Ф. Анненского.

Вопрос это довольно обширный и сложный, так как если в первой книге "Тихие песни" поэт под псевдонимом "Ник.То." использует, в основном, двусложные размеры, то в "Кипарисовом ларце" уже есть своеобразные эксперименты над формой стиха.

Итак, "Тихие песни" вышли в свет в 1906 году. В сборник включены чуть более пятидесяти стихов. Следует заметить, что очень мало из них датировано, поэтому видится целесообразным разбирать творчество автора по двум основным сборникам. Большинство стихов написано ямбом или хореем, а менее всего анапест. Первым написано наибольшее количество произведений, например "Тоска":

По бледно-розовым овалам, _ _? _ _? _ _ _ _? _

Туманом утра облиты, _ _? _ _? _ _ _ _?

Свились букетом небывалым _ _? _ _? _ _ _ _? _

Стального колера цветы... _ _? _ _? _ _ _ _? I, 2, стр. 63

В этом стихотворении встретился четырехстопный ямб. Это один из самых распространенных в этом сборнике размеров. Кроме четырехстопного, встречается шестистопный ямб. Это, к примеру, "Второй фортепьянный сонет":

Над ризой белою, как уголь волоса, _ _? _ _? _ _ _ _? _ _ _ _?

Рядами стройными невольницы плясали, _ _? _ _? _ _ _ _? _ _ _ _? _

Без слов кристальные сливались голоса, _ _? _ _? _ _ _ _? _ _ _ _?

И кастаньетами их пальцы потрясали... _ _ _ _? _ _ _ _? _ _ _ _? _

I, 2, стр. 61

Еще одной, не менее употребляемой автором, формой организации стиха, является хорей. Он, в основном, четырехстопен:

Зимней ночи путь так долог, _? _ _? _ _? _ _? _

Зимней ночью мне не спится: _? _ _? _ _? _ _? _

Из углов и с книжных полок _ _ _? _ _? _ _? _

Сквозь ее тяжелый полог _? _ _? _ _? _ _? _

Сумрак розовый струится... _? _ _? _ _ _ _? _

("Зимние Лилии") I, 2, стр. 47

Единственным из трехстопных размеров, используемых автором, является анапест. Он либо трехстопен:

Короли, и валеты, и тройки! _ _ _? _ _ _? _ _ _? _

Вы так ласково тешите ум..., _ _ _? _ _ _? _ _ _?

("Под зеленым абажуром") I, 2, стр. 58

Либо четырехстопен и трехстопен:

Молот жизни, на плечах мне камни дробя, _ _ _? _ _ _? _ _ _? _ _ _?

Так мучительно груб и тяжел... _ _ _? _ _ _? _ _ _?

I, 2, стр. 51

Особое место занимает тонический стих в кантате "Рождение и смерть поэта", написанной к столетию со дня рождения А.С.Пушкина. Он дан в партии Баяна, для стилизации под героические песни Древней Руси.

... Не Вольга-богатырь нарождается, _ _ _? _ _ _? _ _ _? _ _

Нарождается надежа - молодой певец, _ _ _? _ _ _ _? _ _ _ _? _ _?

Удалая головушка кудрявая... _ _ _? _ _ _? _ _ _ _? _ _

I, 2, стр. 53

Это основные размеры, присущие сборнику "Тихие Песни". Как видно, стихотворения, "песни" действительно "тихие" из-за первых слабых слогов в стихотворениях, что придает напевность их форме. Даже хорей иногда ослабляется за счет пиррихия в начале стиха:

Перестал холодный дождь,

Сизый пар по небу вьется,

Но на пятна нив и рощ

Точно блеск молочный вьется.

("В дороге") I, 2, стр. 25

Итак, этот сборник, в основном, отголосок традиции стихосложения XIX века (Ф. Тютчев, А. Фет)

Интересны работы автора по использованию разговорной лексики ("Ванька-ключник в тюрьме"):

Крутясь-мутясь да сбилися

Желты пески с волной,

Часочек мы любилися,

Да с мужненою женой. I, 2, стр. 41

Но стилизация под просторечную речь не нова в литературе, ее можно найти в творчестве поэтов XIX века. К примеру "Песня пахаря" Алексея Кольцова:

Ну! тащися, сивка,

Пашней, десятиной,

Выбелим железо

О сырую землю. I, 3, стр. 161

Теперь следует обратиться ко второму авторскому сборнику, вышедшему в 1910 году, после смерти автора, а именно к "Кипарисовому ларцу".

Это собрание минициклов, в большинстве своем абсолютно формальных: "трилистники" - по три, и "складни" - по два. Трилистников значительно больше и названия им даны, часто интуитивно и, на первый взгляд, непонятно. Наиболее четко и ясно по этому поводу выразилась Л. Гинзбург, в статье "Вещный мир": "... заглавия трилистников и складней задуманы как действительный элемент, как ключ, в котором должны читаться охваченные ими стихотворения. Этот замысел не всегда осуществляется с равным успехом. Есть заглавия натянутые, нужные только для соблюдения единого принципа. Есть заглавия так сказать тавтологические... Есть и заглавия, которые действительно дают ключ, динамизируют определенные смысловые элементы... В этих случаях заглавие выявляет связь, существующую между стихотворениями трехчленного микроцикла".II, 5, стр. 330

Как видно, замысел сборника воплощен не полностью. Он вышел после смерти Анненского и дорабатывался его сыном, В. Кривичем, что, возможно, внесло некоторую смешанность и невыстроенность в систему.

Но, несмотря на все вышеуказанное, "Кипарисовый ларец" является достижением зрелого поэта, имеющего свою систему образов и, конечно же, своеобразие метрики стихотворений и приемов.

Форма организации стихотворного текста не сильно отличается в своих основных проявлениях. Это традиционные двусложные и трехсложные размеры - все они являются привычными для Анненского. Стихотворения, в целом, отвечают основным размерам силлабо-тонической системе стихосложения. Это такие произведения, как "Свечку внесли", "Смычок и струны", "Одуванчики", "Вербная неделя", "Октябрьский миф", "Дальние руки" и другие.

В подтверждение этой точки зрения А.В. Федоров пишет: "Для Анненского характерно прежде всего то, что он с великим совершенством владеет традиционными (каноническими) формами силлабо-тонического стиха - такими, как ямб и хорей, наиболее у него частыми, как размеры трехсложные - дактиль, амфибрахий, анапест, образующими все вместе его основной метрический репертуар" II, 21, стр. 161

Теперь, целесообразно обратиться к собственно особенностям метрической характеристики этого сборника. Отступлений от традиций стихосложения немного, но они заметны на фоне остальных лирических произведений.

В первую очередь, следует выделить дольник. Это всего два стихотворения: "Стальная цикада" и "Traumerei" (соответственно в "Трилистнике обреченности" и "Трилистнике лунном").

Сливались ли это тени, _ _? _ _ _ _ _? _

Только тени в лунной ночи мая? _? _ _? _ _? _ _? _ _? _

Это блики или цветы сирени _ _ _? _ _ _ _ _? _ _? _

Там белели, на колени _ _ _? _ _ _ _? _

Ниспадая? _ _ _? _

("Traumerei") I, 2, стр. 81

Остальные отклонения от канонических форм организации лирического произведения так же единичны. Это, в основном, смены ритма:

В желтый сумрак мертвого апреля, _? _ _? _ _? _ _ _ _? _

Попрощавшись с звездною пустыней, _ _ _? _ _? _ _ _ _? _

Уплывала Вербная неделя _ _ _? _ _? _ _ _ _? _

На последней, на погиблой снежной льдине; _ _ _? _ _ _ _? _ _? _ _? _

Уплывала в дымах благовонных, _ _ _? _ _? _ _ _ _? _

В замираньи звонов похоронных, _ _ _? _ _? _ _ _ _? _

От икон с глубокими глазами _ _ _? _ _? _ _ _ _? _

И от Лазарей, забытых в черной яме. _ _ _? _ _ _ _? _ _? _ _? _

Стал высоко белый месяц на ущербе, _? _ _? _ _? _ _? _ _? _ _? _

И за всех, чья жизнь невозвратима, _? _ _? _ _? _ _ _ _? _

Плыли жаркие слезы по вербе _? _ _? _ _ _? _ _ _? _

На румяные щеки херувима. _ _ _? _ _ _? _ _ _ _? _

("Вербная неделя") I, 2,стр. 74

После того, как были разобраны основные метрические размеры, подпадающие под традицию стихосложения и отклонения от этой традиции, которые, в свою очередь, не могут быть отнесены к своеобразию методов данного автора, так как являются общепринятыми на период создания данных произведений (1900-1907гг.), следует обратиться к тем чертам поэтики, которые показывают особенности стихосложения Анненского.

Следует обратить внимание на такую традиционно-строфическую форму как сонет. Подобно многим поэтам "серебряного века" он обращается к нему, но вводит вариации. Они относятся, в основном, к размерности стиха. Так, канонической формой считается пяти- шестистопный ямб, но встречаются сонеты, выполненные четырехстопным ямбом ("Перед панихидой", последние два стихотворения "Трилистника шуточного"), четырехстопным хореем (первая часть "Трилистника шуточного", "Дремотность", "Второй мучительный сонет"), анапестом ("Светлый нимб" из "Трилистника траурного").

Еще одним формализованным жанром у Анненского, выступают произведения, которым он давал название "тринадцать строк". Это французская традиция: организация стиха в тринадцать строк на две рифмы ("простое рондо"). Но поэт чаще отступает от традиции и использует данное количество строк на три или четыре рифмы:

Я хотел бы любить облака

На заре... Но мне горек их дым:

Так неволя тогда мне тяжка,

Так я помню, что был молодым.

Я любить бы их вечер хотел,

Когда, рдея, там гаснут лучи.

Но от жертвы их розовых тел

Только пепел мне снится в ночи.

Я люблю только ночь и цветы

В хрустале, где дробятся огни,

Потому что утехой мечты

В хрустале умирают они...

Потому что - цветы это ты.

("Тринадцать строк") I, 2, стр. 178

В этом стихотворении Анненский вместо канонических двух рифм использует три. Это можно показать так: абабвгвгдедед.

Возвращаясь к вопросу о сонетных формах, отдельно следует выделить стихотворение "Перебой ритма", явно несущее черты художественного эксперимента. Это проявляется в том, что в трех местах сонета используется такой прием как перенос, но слова разрываются на звуки и слоги, часть которых переносится в начало следующей строки:

Как ни гулок, ни живуч - Ям -

- б, утомлен и он, затих...

...Узнаю вас, близкий рампе,

Друг крылатый эпиграмм, Пэ

- она третьего размер.

Вы играли уж при мер -

- цаньи утра бледной лампе

Танцы нежные Химер. I, 2, стр. 148

"Эксперимент, - по словам А.В. Федорова, - мотивирован шуткой и самой темой сонета" II, 21, стр. 165. С такой точкой зрения следует согласиться, хотя сам прецедент таких новаций говорит об интересе автора к новым формам стихосложения. Следует отметить, что в "Трилистнике шуточном" встречается и словотворчество. Это сонет "Человек", где встречаются такие междометия, как "ах!" и "бя" и слова: "тубо", "тю-тю", "бобо". Этим Анненский, несомненно, достигает комического эффекта, хотя стихотворение несет в себе традиционные для него темы: страдания и смерти.

Наиболее интересным в отношении новаторства следует выделить ряд стихотворений, который А.В. Федоров назвал "огромным и резким шагом в будущее русской поэзии, предвосхищением не только молодого и зрелого Маяковского, но и "Двенадцати" Блока, а также Хлебникова, и молодого, еще почти озорного Пастернака" II, 21, стр. 165. Это такие произведения, как "Прерывистые строки", "Шарики детские", "Нервы" и "Колокольчики".

"Шарики Детские" написаны в форме раёшника. Это монолог продавца воздушных шаров, наполненный просторечиями:

Шарики, шарики!

Шарики детские!

Деньги отецкие!

Покупайте, сударики, шарики!

Эй, лисья шуба, коли есть лишни,

Не пожалей пятишни:

Запущу под самое небо -

Два часа потом глазей, да в оба! ... I, 2, стр. 140

Следует заметить, что эта форма не несет стилизации. Это истинный монолог продавца, отличающийся реалистичностью передачи народной речи. Об этой форме уже говорилось в описании "Тихих Песен" ("Ванька-ключник в тюрьме"), но в отличие от традиции использованной в первом сборнике, а именно лирические народные песни, то в этом стихотворении использованы все приемы характерные для раёшника. Это перебой ритма:

Шарики детски, _? _ _ _? _

Красны, лиловы, _? _ _ _? _

Очень дешевы! _? _ _ _? _

Шарики детски! _? _ _ _? _

Эй, воротник, говоришь по-немецки? _? _ _ _? _ _ _? _ _ _? _

Так бери десять штук по парам, _? _ _ _? _ _ _ _? _

Остальное даром... _ _ _? _ _? _

Каламбуры: " Вам, сударики, шарики, А нам бы, сударики, на шкалики!". Карнавальность, которая проявляется через метонимию и тем самым создает дух вышеуказанного приема.

Все эти средства указывают на комическое повествование данного произведения.

"Прерывистые строки" отличаются резким нарушением традиционной метрики, что заключается в разных по длине стихах и в их акцентно-слоговом составе, что приводит к передаче эмоционального состояния героя.

Этого быть не может, _? _ _ _? _ _? _

Это - подлог, _? _ _ _?

День так тянулся и дожит, _? _ _ _? _ _ _? _

Иль, не дожив, изнемог?.. _? _ _ _? _ _ _?

Этого быть не может... _? _ _ _? _ _? _

С самых тех пор _? _ _ _?

В горле какой-то комок... _? _ _ _? _ _ _?

Вздор... _?

Этого быть не может _? _ _ _? _ _? _

Это подлог... ... _? _ _ _? I, 2, стр. 190

Такова метрическая характеристика стихотворения "Перебой ритма", а теперь следует обратиться к стихотворению "Нервы" I, 2, 181.

Это диалог двух людей: мужа и жены. Такая форма дана для описания внутренних переживаний героев, по репликам заметно, насколько этот разговор эмоционален. Дана экспозиция, которая отражает настрой всей "пьесы":

Как эта улица пыльна, раскалена!

Что за печальная, о господи, сосна!

Балкон под крышею. Жена мотает гарус.

Муж так сидит. За ними холст как парус.

Над самой клумбочкой прилажен их балкон.

Диалог прерывается выкриками уличных торговцев:

... Морошка, ягода морошка!...

... Хороши гребэнки!... и тому подобное.

Разговор заканчивается эмоциональным взрывом:

... Но вылилась и злоба...

Расселись по углам и плачут оба...

Сама форма стихотворения расшатана. Это ямб, в основном шестистопный, перебиваемый пяти- и четырехстопными строками:

"Ты думаешь - не он... А если он? _ _? _ _ _ _? _ _? _ _?

Все вяжет, боже мой... Посудим хоть немножко..." _ _? _ _? _ _? _ _? _ _? _ _? _

... Морошка, ягода морошка!... _ _? _ _? _ _ _ _ ? _

"Колокольчики", не являются стихотворением из "Кипарисового ларца", но яркое своеобразие произведения требует обратить на них внимание. Это "Песня с декорацией". Есть авторская ремарка: "Глухая дорога. Колокольчик в зимнюю ночь рассказывает путнику свадебную историю", все стихотворение строится на звукоподражании, но это несет в себе сюжетность, так как показан монолог от лица колокольчиков. Все авторские неологизмы ("болмоталы", "дид", "волили" и др.), чаще всего, логичны и тесно вливаются в общий ход стихотворения. Звукоподражание, здесь, является приемом организации повествования, а не замыкается в себе самом, как это часто случается у ранних футуристов:

Динь-динь-динь,

Дини-дини...

Дидо Ладо, Дидо Ладо,

Лиду диду ладили,

Дида Лиде ладили,

Ладили, не сладили,

Диду надосадили ...

Эти четыре стихотворения, а именно "Шарики детские", "Прерывистые строки", "Нервы" и "Колокольчики" отличаются резким контрастом, по сравнению с остальным лирическим творчеством И.Ф. Анненского. Они явно отражают тенденции в поэзии ХХ века, но, все же, не выпадают из основного творчества поэта, наоборот, вливаясь в него составляют яркий лирический многогранник.

Такое новаторство Анненского не случайно. Это связано с тематикой и основным настроем стихотворений.

Даже интонация стихотворений несколько отличается от традиции стихосложения. А. Кушнер замечает об интонационной организации стиха: "Меньше всего стихи Анненского похожи на гладкую, последовательную поэтическую речь... Нервность и неровность. Отсутствие спокойного интонационного течения. Стиховая ткань находится в непрестанном колебании, она всегда взволнованна, полощется, змеится, переливается, вспухает и опадает. Не только предшественники Анненского, но даже и те, кто "брал" у него "уроки" и воспроизводил это волнение в своих стихах, эти перебои и паузы, все-таки необычайно спокойны и равномерны в сравнении с ним... У стихов Анненского учащается пульс. И мучительное сцепление вещей с внутренней жизнью человека проявляется, прежде всего, в этой интонационной прерывистости стиха" цитируется по: II, 21, стр. 168-169

Таким образом, форма стихотворений Анненского отличается, в первую очередь, новаторством в звуковой ("Колокольчики"), метрической ("Перебой ритма", "Прерывистые строки"), интонационной организацией стиха. Используя, в большинстве своем, традиционные размеры и строфику, вносит вариации и отступления (форма сонета, "простого рондо") в эти жанры лирики.

Мне помогло !
   
Дать монетку!
Жалоба
Печать
Поделиться :
Использование сайта означает согласие с пользовательским соглашением
Оплачивая услуги Вы принимаете оферту
Информация о cookies
Ждите...