Динамичное развитие повести И. С. Тургенева "Ася" подводит нас к сцене свидания героини с господином Н. Н. Сцена свидания — образ тургеневского психологизма. По мнению писателя, "поэт должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления — в их расцвете и увядании".
Подобно пушкинской Татьяне свидание назначает сама Ася. Как и Татьяна, она первой признается своему избраннику в любви. Духовный мир пушкинской героини и Аси совпадает: "А я хотела бы быть Татьяной... ". В повести мы видим еще немало упоминаний, которые связывают тургеневскую повесть с пушкинским романом. Слегка изменяя строки из "Евгения Онегина" Ася читает: "Где нынче крест и тень ветвей Над бедной матерью моей!".
Ася — олицетворение типично русского женского характера. Для Аси господин Н. — герой возвышенной мечты, необычный, исключительный человек. Взрослый и рассудительный Гагин, ее брат, с удивлением замечает, обращаясь к господину Н.: "Вы очень милый человек... но почему она вас так полюбила, этого я, признаюсь, не понимаю".
Ася — девушка с чистым и искренним сердцем, "у ней ни одно чувство не бывает вполовину". По словам Гагина, чувство Аси к господину Н. Н. "неожиданно и так же неотразимо, как гроза". Ее чувство свободно, его трудно сдержать: "Если бы мы с вами были птицы,— как бы мы взвились, как бы полетели..."
Свидание Н. Н. и Аси происходит в маленькой, довольно темной комнатке, в домике вдовы бургомистра, фрау Луизе. В этой сцене наиболее ясно видна психологическая несовместимость Н. Н. и Аси. Немногословные реплики героини говорят о ее робости, стыдливости и покорности судьбе. Слова ее едва слышны в темноте комнаты.
Господин Н. Н., напротив, проявляя инициативу в диалоге, многословен, свою неготовность к ответному чувству, неспособность отдаться любви, он скрывает за упреками и громкими восклицаниями.
Ответное чувство то ли волею случая, то ли роковой предопределенностью судьбы воспламеняется в нашем герое позднее, но ничего уже нельзя изменить. Н. Н. сам признается в этом: "Когда я встретился с ней в той роковой комнате, во мне еще не было ясного сознания моей любви... оно вспыхнуло с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя, когда, испуганный возможностью несчастья, я стал искать и звать ее... но тогда уже было поздно".
Автор осуждает своего героя. Да и сам господин Н. с сарказмом говорит о своем решении быть счастливым "завтра": "У счастья нет завтрашнего дня...".
Сцена свидания, в которой мы в последний раз встречаемся с главной героиней повести, окончательно проясняет, насколько сложен и противоречив характер Аси. За короткое время свидания она испытывает целую гамму чувств — робость, вспышку счастья, полную самоотдачу ("Ваша... — прошептала она чуть слышно"), стыд и отчаяние. Мы понимаем, насколько она сильна характером, что смогла сама прекратить мучительную сцену и, победив свою слабость, "с быстротою молнии" исчезла, оставив господина Н. Н. в полной растерянности.
По мнению критика Ю. Лебедева, виной всему не нравственная ущербность тургеневского героя, а "своенравная сила любви": чувство к Асе вспыхнуло в душе героя несколько мгновений спустя после свидания, любовь запоздала — "счастье оказалось недостижимым, а жизнь разбитой".