Па́вел Никола́евич Васи́льев (23 декабря 1909 (5 января 1910), Зайсан, Семипалатинская губерния — 16 июля 1937, Москва) — русский советский поэт, родоначальник (по определению С. Клычкова) "героического периода" в русской литературе — "эпохи побеждающего в человеческой душе коммунизма".БиографияРодился 5 января 1910 г. (23 декабря 1909 г. по ст. ст.) в Зайсане (ныне Республика Казахстан). Отец — Николай Корнилович Васильев (1886—1940), сын пильщика и прачки, выпускник Семипалатинской учительской семинарии. Мать — Глафира Матвеевна, урожд. Ржанникова (1888—1943), дочь крестьянина Красноуфимского уезда Пермской губернии, окончила прогимназию в г. Павлодаре. В 1906 г. супруги Васильевы приехали в Зайсан, где Николай Корнилович поступил учителем в приходскую школу. Два первых ребёнка, Владимир и Нина, умерли в младенчестве. Боясь за судьбу третьего, Павла, Васильевы в 1911 г. переехали в Павлодар, где Николай Корнилович преподавал на педагогических курсах.Васильевы часто переезжали по местам службы Николая Корниловича: в 1913 г. — в станицу Сандыктавскую; в 1914 г. — в Атбасар; в 1916 г. — в Петропавловск, где Павел поступил в первый класс; в 1919 г. — в Омск, где Н. К. Васильев оказался, будучи мобилизован в армию Колчака. В конце 1920 г. Васильевы вернулись в Павлодар, где поселились у родителей Глафиры Матвеевны. Павел учился в 7-летней школе, находящейся в ведении Управления водного транспорта, которой заведовал его отец, затем — в школе II ступени. Летом 1923 г. отправился в организованное для учащихся плавание на пароходе вверх по Иртышу до озера Зайсан.Первые стихи написал в 1921 г. По просьбе учителя литературы написал стихотворение к годовщине смерти В. И. Ленина, ставшее школьной песней.По окончании школы, в июне 1926 г. уехал во Владивосток, несколько месяцев проучился в Дальневосточном университете, где прошло его первое публичное выступление. Участвовал в работе литературно-художественного общества, поэтической секцией которого руководил Рюрик Ивнев. Здесь же состоялась его первая публикация: в газете "Красный молодняк" 6 ноября 1926 года было напечатано стихотворение "Октябрь".В начале декабря уехал в Москву. По пути останавливался в Хабаровске, Новосибирске, Омске, где участвовал в литературных собраниях и печатался в местной периодике, в том числе в журнале "Сибирские огни", выходившем под редакцией В. Зазубрина. В Москву приехал в июле 1927 года, по направлению Всероссийского Союза писателей поступил на литературное отделение Рабфака искусств им. А. В. Луначарского (не окончил).В 1928 г. жил у родителей в Омске, участвовал в местной литературной жизни. В августе Васильев и Н. Титов отправились в странствие по Сибири и Дальнему Востоку. Работали культмассовиками, охотниками, матросами, старателями на золотых приисках на Селемдже, о чём Васильев рассказал в книгах очерков "В золотой разведке" (1930) и "Люди в тайге" (1931); много печатались, часто подписываясь псевдонимами "Павел Китаев" и "Николай Ханов". По возвращении с приисков в Хабаровск вели богемный образ жизни, вызвав осуждающие отклики в прессе, с появлением которых Васильев уехал во Владивосток, где публиковал очерки в газете "Красное знамя".Осенью 1929 г. приехал в Москву. Работал в газете "Голос рыбака", в качестве специального корреспондента ездил на Каспий и Арал.В 1930—1932 гг. стихи Васильева печатались в "Известиях", "Литературной газете", "Новом мире", "Красной нови", "Земле советской", "Пролетарском авангарде", "Женском журнале", "Огоньке" и других периодических изданиях. Признание поэтического таланта сопровождалось постоянными оговорками о чуждости Васильева новому строю, яркая личность поэта стала обрастать окололитературными сплетнями, как было в своё время с Сергеем Есениным.Весной 1932 г. арестован, вместе с Н. Ановым, Е. Забелиным, С. Марковым, Л. Мартыновым и Л. Черноморцевым, по обвинению в принадлежности к контрреволюционной группировке литераторов — дело т. н. "Сибирской бригады", — однако осуждён не был.В 1934 г. статья М. Горького "О литературных забавах" положила начало кампании травли Васильева: его обвиняли в пьянстве, хулиганстве, антисемитизме, белогвардейщине и защите кулачества. В январе 1935 г. исключён из Союза писателей, в июле арестован и осуждён за "злостное хулиганство"; срок отбывал в Рязанской тюрьме. Освобождён весной 1936 г.В 1936 г. на экраны СССР вышел фильм "Партийный билет", в котором Васильев стал прообразом главного героя — "шпиона", "диверсанта" и "врага народа".В феврале 1937 г. арестован в третий раз, 15 июля приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР к расстрелу по обвинению в принадлежности к "террористической группе", якобы готовившей покушение на Сталина. Расстрелян в Лефортовской тюрьме 16 июля 1937. Похоронен в общей могиле "невостребованных прахов" на новом кладбище Донского монастыря в Москве.В 1956 году посмертно реабилитирован. Заново разгорелись споры о его политической позиции, в ходе которых поэта достойно защищал C. Залыгин. Большую роль в восстановлении доброго имени, в собирании и подготовке к изданию разрозненного тогда наследия Васильева сыграли его вдова Елена Александровна Вялова-Васильева (1909—1990) и его свояк и литературный покровитель Иван Гронский (в 1930-е гг. ответственный редактор газеты "Известия" и журнала "Новый мир"), а также поэты Павел Вячеславов, Сергей Поделков и Григорий Санников, на свой страх и риск собиравшие и хранившие произведения Васильева, в том числе неизданные.ТворчествоВ стихах Васильева сочетаются фольклорные мотивы старой России с открытым, лишённым штампов языком революции и СССР. Выросший в Казахстане среди прииртышских казачьих станиц, основанных потомками новгородских ушкуйников, ходивших на Обь ещё в XIV веке, будущий поэт с детства впитал две великие культуры — древнерусскую и казахскую, что позволило ему стать своеобразным мостом между противоположностями — Востоком и Западом, Европой и Азией.Поэзия Васильева исполнена самобытной образной силы. Сказочные элементы сочетаются в ней с историческими картинами из жизни казачества и с революционной современностью. Сильные личности, мощные звери, жестокие события и многоцветные степные ландшафты — всё это смешивается и выливается у него в экспрессивные, стремительные сцены в стихах с переменным ритмом.— Вольфганг КазакВ поэме "Кулаки", которую считали "одним из самых значительных" произведений поэта, им ярко показана разноплановость советской деревни, невозможность быстро привыкнуть к обобществлению и коллективизации, борьба с кулаками, ведущаяся советской властью и часто приводящая к трагическим последствиям.В своей последней, во многом автобиографической поэме "Христолюбовские ситцы" (1935—1936) Павел Васильев изобразил грядущий постсоветский период развития страны и показал в образе Игнатия Христолюбова мучительный, но неизбежный процесс формирования героического человека будущего — художника и творца, сочетающего в себе идеалы Христа с практическими делами Ленина, — гения, способного преодолеть пороки этого мира.Огромная взрывная сила мыслей и образов Павла Васильева основана на страстной вере поэта в то, что увековеченное им в стихах "прекраснейшее, выспренное" будущее страны и мира безусловно будет воплощено в жизнь новыми героями, идущими по его стопам.ПамятьРоссияВ 2003 году в Омске на бульваре Мартынова установили памятный знак-камень поэту. Одна из муниципальных библиотек Омска носит его имя.5 марта 2011 г. в Москве на доме № 26 по 4-й Тверской-Ямской ул. открыта мемориальная доска П. Васильеву.КазахстанВ 1991 году в Павлодаре открыт дом-музей поэта. Одна из улиц Усть-Каменогорска на левобережье Иртыша носит его имя.В октябре 2011 г. в Павлодаре открыт памятник Павлу Васильеву. Памятник установлен в старой части города, недалеко от улицы, носящей имя поэта. Автор – художник и скульптор Кажибек Баймулдин.ПосвященияАнатолий Поперечный Павел ВасильевСемен Кирсанов Павлу Васильеву: стихи / С. Кирсанов // Огонек. – 1972. - №24.Вышеславский А. Павлу Васильеву / А. Вышеславский // Литературная Россия. – 1971. – 12 февраля.Азаров В. На родине Павла Васильева: стихи / В. Азаров // Звезда. – 1979. - №2.Васильев В. Детство Павла Васильева: повесть / В. Васильев. – Новосибирск, 1974.ПроизведенияПоэмыПесня о гибели казачьего войска (1928—1932)Лето (1932)Август (1932)Одна ночь (1933)Соляной бунт (1933 единственная, вышедшая отдельным изданием при жизни автора)Кулаки (1933—1934)Синицын и К° (1934)Женихи (1935)Принц Фома (1936)Христолюбовские ситцы (1935—1936, последняя законченная поэма).Патриотическая поэма(1936, не окончена)СтихотворенияЛиствой тополинной и пухом лебяжьим… (1930)Товарищ Джурбай (1930)Строителю Евгении Стэнман (1932)Стихи в честь Натальи (1934)Другу поэту (1934).Тройка