Ва́жа Пшаве́ла (груз. ვაჟა-ფშაველა — "сын из пшавов", псевдоним Луки Павловича Разикашви́ли (груз. ლუკა პავლეს ძე რაზიკაშვილი); 14 (26) июля 1861, селение Чаргали — 27 июня (10 июля) 1915, Тбилиси) — грузинский писатель и поэт XIX века, признанный классик грузинской литературы, старший брат Бачаны и Тедо Разикашвили (1869—1922).
Согласно легенде, подтверждаемой Павлом Разикашвили, отцом писателя, среди основоположников их рода были мохевцы. По мнению большинства исследователей, предок Важи был изгнан из своей деревни за какую-то провинность. Дальний предок Важи, Имеда, был близок к царю Ираклию II; кроме того, его имя упоминалось судьёй из Пшави на заседании 6 июля 1750 года. Предполагают, что фамилия Разикашвили появилась в 40-50-х годах XIX века — впервые она встречается в церковных записях 1850 года. Первый представитель фамилии, Имеда Разикашвили, был прославленным воином и отличался храбростью. Один из его сыновей, Беро, считался защитником деревни, но был крайне гордым: известно, что он отрезал правую руку у некоего Пилашвили только за то, что тот дотронулся до платья его жены. Одним из детей Беро был отец Важи, Павел Разикашвили.
Лука Разикашвили родился 27 июня (10 июля) 1861 года в деревне Чаргали (Восточная Грузия), в семье священника. Воспитывался среди горцев: пшавов и хевсуров.
Когда мальчику исполнилось десять лет, родители отдали его в Телавское духовное училище. В шестнадцать лет юноша стал учиться в двухклассном гражданском училище при Тифлисском учительском институте.
В 1879 году Лука поступил в учительскую семинарию города Гори, где сблизился с кружком грузинских народников, руководителем которого был Михаил Кипиани. Однако вскоре он порывает связь с народниками из-за несоответствия идей кружка и его собственных. По окончании семинарии Л. Разикашвили был назначен учителем в Эрцо, но по прошествии короткого времени он был вынужден оставить службу из-за доноса. В течение последующих лет жизни обычным занятием для него стало земледелие; нередко ему приходилось пасти овец в горах.
Первые литературные опыты будущего классика грузинской литературы Важи Пшавелы (такой псевдоним выбрал Л. П. Разикашвили) состоялись в 1881 году.
В 1883 году Важа уехал в Петербург, чтобы получить высшее образование, однако у него, как у окончившего семинарию, не было права на зачисление в университет. Поэтому поэт стал вольнослушателем юридического факультета, но в 1884 году из-за материальных затруднений он был вынужден вернуться на родину.
После возвращения из Петербурга писатель пытался поступить на государственную службу, однако в конце концов стал учителем в семье князя Амилахвари. В Отарашени Важа влюбился в молодую вдову Екатерину Небиеридзе и вскоре женился на ней. С 1896 года Важа Пшавела служил учителем в селе Тонети (недалеко от Манглиси).
В апреле 1915 года писатель приехал в Тифлис для лечения, но в июне он умер вследствие тяжёлого воспаления лёгких.
Был похоронен в Тбилиси на старом мусульманском кладбище (ныне — территория Ботанического сада). Впоследствии (1935 год) прах был перенесён в Пантеон Мтацминда.
Начало литературной деятельности Важи Пшавелы относится к 1881 году. Основной мотив его творчества — социально-этнографический: живя обыденной жизнью и традициями горцев, Важа Пшавела в своих поэмах воспроизводил характерные черты их быта, разнообразные обычаи (например, цацлоба), идейные устремления ("Гоготур и Апшина", "Стумар-Маспиндзели" и другие произведения).
При этом Важа Пшавела наиболее рельефно отразил назревающую коллизию между новым и старым укладом, между добивающейся самостоятельности отдельной личностью и общинной "правдой". Его творчеству свойственно одухотворение природы, резко выраженный антропоморфизм. Антропоморфические образы поэта даны в тонах самобытной реалистической символики, далёкой от абстрактно-метафизических построений.
Творчество поэта, сознающего своё бессилие в настоящем, проникнуто романтической меланхолией. Кроме того, оно касается проблемы зависимости проявления личных дарований от социальной среды (образ Миндиа из поэмы "Гвелис Мчамели" ("Поедающий змей", "Змееед")).
Художественные произведения Важи Пшавелы написаны на литературном грузинском языке, но в его поэмах и стихотворениях сохранён местный диалект и возвышенный лирический тон, свойственный народной поэзии пшавов и хевсуров.
Творческое наследие одного из классиков грузинской литературы Важи Пшавелы представлено тридцатью шестью поэмами, а также стихотворениями (около четырёхсот), пьесами, рассказами и статьями. Лейтмотивом творчества В. Пшавелы стали испытания, выпавшие на долю Грузии. В одном из своих самых известных стихов Важа сравнил Грузию с раненым орлом.
Его поэзия переводилась на русский язык Борисом Пастернаком, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Николаем Заболоцким. Современные режиссёры ставят спектакли и снимают художественные фильмы по его произведениям.
"Гоготур и Апшина" (1886) — переводы О. Мандельштама и М. Цветаевой
"Рассказ старика" (1886)
"Алуда Кетелаури" (1888)
"Бахтриони" (1892)
"Гость и хозяин" (1893)
"3мееед" (1901)
"Этери" — перевод М. Цветаевой
"Раненый барс" (1890) — перевод М. Цветаевой
"Письмо пшава-солдата матери" (1915)
"Отверженный" (1894)
На русском языке
Важа Пшавела. Избранные сочинения. — Тбилиси, 1939. — 500 с.
Важа Пшавела. Поэмы. — М., 1947.
Важа Пшавела. Стихотворения и поэмы. — 2-е издание. — Л., 1947.
Важа Пшавела. Сочинения. — М., 1958. — Т. 1-2.
Важа Пшавела. Избранные произведения. — Тбилиси, 1961. — Т. 1-2.