по оригиналам
по переводам
Поиск стихотворения-оригинала
Поиск стихотворения-перевода

Биография Джона Мильтона

род. 1608 - 1674 ум.
0
0

Джон Ми́льтон (англ. John Milton; 9 декабря 1608 года, Лондон — 8 ноября 1674 года, там же) — английский поэт, политический деятель и мыслитель, автор политических памфлетов и религиозных трактатов.

Биография

Молодость. Первые произведения

Родился в семье успешного нотариуса. Получил очень хорошее образование — сначала дома и в школе св. Павла, а потом — в Кембриджском университете. По окончании курса он провёл шесть лет в имении отца Хортоне (близ Лондона), погруженный в самообразование и самосовершенствование. Там он написал по меньшей мере четыре стихотворных произведения. Этот первый юношеский период жизни Мильтона завершился в 1637—1638 путешествием по Италии и Франции, где он познакомился с Галилеем, Гуго Гроцием и другими знаменитыми людьми того времени.

В противоположность большинству великих людей, Мильтон провёл первую половину жизни в полной душевной гармонии; страдания и душевные бури омрачили его зрелый возраст и старость.

Светлому настроению молодого Мильтона соответствует характер его первых поэм:

"L’Allegro" ("Весёлый") и "Il Penseroso" ("Задумчивый"), где Мильтон рисует человека в двух противоположных настроениях: в радостном и созерцательно-грустном — и показывает, как окрашивается для созерцателя природа со сменой этих настроений. Обе короткие поэмы проникнуты непосредственным чувством и особой грациозностью, характеризующей лирику Елизаветинской поры и уже более не встречающейся у самого Мильтона.

"Люсидас" ("Lycidas"). Поэма даёт тонкие описания идеализированной сельской жизни, но само настроение глубже и обнаруживает таящиеся в душе поэта патриотические страсти; фанатизм революционера-пуританина странным образом переплетается здесь с меланхолической поэзией в духе Петрарки.

"Комос" ("Comus"). Это одна из самых блестящих драматических пасторалей (masks), на которые в то время ещё не прошла мода.

Зрелость

С 1639 по 1660 длится второй период в жизни и деятельности. Вернувшись из Италии, он поселился в Лондоне, воспитывал своих племянников и написал трактат "О воспитании" ("Tractate of Education, to Master Samuel Hartlib"), имеющий главным образом биографический интерес и показывающий отвращение Мильтона ко всякой рутине.

В 1642 женился на Мэри Поуэл — и эта женитьба превратила его до того безмятежное существование в целый ряд домашних бедствий и материальных невзгод. Жена уехала от него в первый же год и своим отказом вернуться довела его до отчаяния. Свой собственный неудачный опыт семейной жизни Мильтон распространил на брак вообще и написал полемический трактат "The Doctrine and Discipline of Divorce" ("О разводе"). В феврале 1652 он ослеп.

На старости Мильтон очутился один в тесном кругу семьи — третьей жены (первая и вторая умерли) и трех дочерей от первого брака; последних он заставлял читать ему вслух на непонятных им языках, чем возбуждал в них крайне недружелюбное к нему отношение. Для Мильтона наступило полное одиночество — и вместе с тем время величайшего творчества. Этот последний период жизни, с 1660 по 1674, ознаменовался тремя гениальными произведениями: "Потерянный рай" ("Paradise Lost"), "Возвращённый рай" ("Paradise Regained") и "Самсон-борец" ("Samson Agonistes").

Мильтон в политике

Перейдя в ряды партии "индепендентов", Мильтон посвятил целую серию политических памфлетов разным вопросам дня. Все эти памфлеты свидетельствуют о силе мятежной души поэта и о блеске его воображения и красноречия. Самая замечательная из его защит народных прав посвящена требованию свободы для печатного слова ("Ареопагитика" — "Areopagitica: A Speech for the Liberty of unlicensed Printing to the Parliament of England").

Из остальных 24 памфлетов первый ("О реформации" — "Of Reformation touching Church Discipline in England and the Causes that hitherto have hindered it") появился в 1641, а последний — ("Скорый и легкий путь к установлению свободной республики" — "A ready and easy way to establish a free Commonwealth") в 1660; таким образом, они охватывают всё течение английской революции.

При наступлении парламентского правления Мильтон занял место правительственного секретаря для латинской корреспонденции. В числе других поручений, исполненных Мильтоном во время его секретарства, был ответ на анонимный роялистский памфлет "Образ короля, портрет его священного величества в одиночестве и страданиях" ("Eikon Basilike"), появившийся после казни Карла I. Мильтон написал памфлет "Иконоборец" ("Eikonoklastes"), в котором остроумно побивал доводы анонима. Менее удачной была полемика Мильтона с другими политическими и религиозными противниками, Салмазием и Мором.

Марчмонт Нэдхэм, выпускавший журнал "Mercurius Politicus" в 1650—1660 годах, был связан с множеством влиятельных республиканских писателей своего поколения, в число который входили Алгернон Сидни (англ. Algernon Sidney), Генри Невил (англ. Henry Nevile), Томас Челонэр, Генри Мартин (англ. Henry Marten) и Джон Мильтон. Мильтон, будучи секретарём Государственного совета в начале 1650-х годов, наблюдал за издательской деятельностью Нэдхэма и после двое мужчин стали друзьями.

В 1652 Мильтон ослеп, и это тяжко отразилось на его материальных средствах, а реставрация Стюартов принесла ему полное разорение; ещё тяжелее был для Мильтона разгром его партии.

Философские и религиозные взгляды

Публикация в 1825 году трактата De Doctrina Christiana поставила вопрос о том, насколько религиозные взгляды Джона Мильтона соответствовали религиозной норме своего времени. В частности, обсуждалось, не являлся ли Мильтон антитринитарием или арианином.

Творчество

"Ареопагитика: Речь о свободе печати от цензуры, обращенная к парламенту Англии"

Это полемический трактат Джона Мильтона, направленный против цензуры. "Ареопагитика" считается одной из наиболее влиятельных и проникновенных философских речей в защиту свободы слова и печати.

Опубликованная 23 ноября 1644 года, в самый разгар гражданской войны в Англии, Ареопагитика заимствует название у речи афинского оратора Исократа, написанной в V веке до н. э. Подобно Исократу, Мильтон не намеревался обращаться к заседающим лично, оформив текст в виде памфлета, сам выход которого нарушал опровергаемый поэтом запрет на неподцензурную публикацию.

Будучи сторонником парламента, Мильтон обрушился с жесткой критикой на принятое депутатами постановление 1643 года о предварительной цензуре публикаций, отмечая, что подобных порядков не было ни в классической Греции, ни в Древнем Риме.

"Потерянный рай"

"Потерянный рай" появился в печати в 1667 году, "Возвращённый рай" и "Самсон-борец" — в 1671-м.

"Paradise Lost" — христианская эпопея о возмущении отпавших от Бога ангелов и о падении человека. Великое значение "Потерянного Рая" — в психологической картине борьбы неба и ада. Первая песнь "Потерянного Рая", где побеждённый враг Творца горд своим падением и строит пандемониум, посылая угрозы небу, — самая вдохновенная во всей поэме и послужила первоисточником демонизма Байрона и всех романтиков вообще. Пафосу этой демонической (в буквальном смысле слова) стороны "Потерянного Рая" соответствует идиллическая часть — поэтические описания рая, любви первых людей и их изгнания. Бесчисленные поэтические красоты в передаче чувств, музыкальность стиха, грозные аккорды, говорящие о непримиримости в деле веры, дают вечную жизнь эпопее XVII века.

"Возвращённый рай"

Поэма "Возвращённый рай" (1671) передаёт историю искушения Иисуса Христа духом зла.

Русские переводы сочинений Мильтона

М. А. П. А. (то есть Московской Академии префект Амвросий (Серебренников)), "Потерянный рай" поэма героическая (Москва, 1780; 3-е изд. с приобщением "Возвращенного рая", М., 1803; 6-е изд., М., 1827, с биографией Мильтона, 1828; 7-е изд., М., 1860; перевод с французского);

E. П. Люценко, "Потерянный рай" (СПб., 1824); Ф. Загорский, "Потерянный рай" и "Возвращенный рай" (М., 1827; 4-е изд., 1842—1843);

E. Жадовская, "Потерянный рай", с приобщением поэмы "Возвращенный рай" (М., 1859; очень неудачный перевод в стихах);

А. Зиновьев, "Потерянный рай" (М., 1861);

С. Писарев, "Потерянный рай" (СПб., 1871; стихами); "Потерянный рай", с присовокуплением "Возвращенного рая" (М., 1871);

А. Шульговская, "Потерянный и возвращенный рай" (СПб., 1878);

H. М. Бородин, "Потерянный и Возвращенный рай" (М., 1882; 2-е изд., 1884, перевод с французского);

В. Б—ъ, "Потерянный и Возвращенный рай" (М., 1884, перевод с французского); "Потерянный рай", изд. А. Ф. Маркса, с рис. (СПб., 1895); Андреев, "Рождение Христа", гимн (СПб., 1881); "Ареопагитика", речь Мильтона, обращённая к английскому парламенту, 1644 г. ("Современное Обозрение", 1868, № 5).

О. Н. Чюмина. Потерянный и Возвращенный Рай. Поэмы Д. Мильтона. / В новом стихотворном переводе О. Н. Чюминой (с 50-ю большими рисунками художника Г. Доре). — Санкт-Петербург: Издание А. А. Каспари, 1899 г. (в 1901 году удостоена половинной Пушкинской премии).

Арк. Штейнберг, "Потерянный Рай" / Мильтон Дж. Потерянный рай. Стихотворения. Самсон-борец. — М.: Худ. лит., 1976. (Библиотека всемирной литературы. Т. 45.)

Арк. Штейнберг, "Потерянный Рай" / Джон Милтон. "Потерянный рай. Возвращённый рай. Другие поэтические произведения". Илл. Г. Доре. — М.: "Наука", "Литературные памятники", 2006.

Сергей Александровский, "Возвращённый Рай" / Джон Мильтон. Возвращённый Рай. Перевод с английского. — М.: Время, 2001. — 191 с.: с илл. — (Серия "Триумфы"). ISBN 5-94117-015-7

Сергей Александровский, "Возвращённый Рай" / Джон Милтон. "Потерянный рай. Возвращённый рай. Другие поэтические произведения". Илл. Г. Доре. — М.: "Наука", "Литературные памятники", 2006.