Анто́нио Мача́до Руис (исп. Antonio Machado Ruiz, 26 июля 1875, Севилья — 22 февраля 1939, Кольюр, деп. Восточные Пиренеи, Франция) — испанский поэт "поколения 1898 года", драматург, мыслитель-эссеист.
Родился в профессорской семье с давними либеральными традициями, отец — известный собиратель и издатель народных песен, преданий и поговорок, дед — родоначальник исследований памятников доисторической эпохи на Пиренейском полуострове, основатель журнала "Философское, литературное и научное обозрение". В 1883 семья переселилась в Мадрид, Антонио поступил в Свободный институт образования, затем — в Институт Сан-Исидро, прилежностью не отличался и диплом получил только в 1900. В 1899 полгода жил в Париже, куда попал в разгар "дела Дрейфуса".
Регулярно публиковать стихи в журналах Мачадо начал с 1902 года, тогда же познакомился с лидером испаноязычного "модернизма" (не путать с этим словом в его общеевропейском употреблении) Рубеном Дарио, который отнесся к нему с глубокой симпатией. Первая книга лирики Мачадо вышла в 1903 году, одновременно с "Грустными напевами" Хуана Рамона Хименеса, — оба сборника положили начало испанской поэзии нового века.
Позднее поэт много лет преподавал в провинции: в 1907—1912 — в Сории (где нашел, а через два года потерял жену, скончавшуюся от скоротечного туберкулеза), в 1912—1919 — в Баэсе, в 1919—1931 — в Сеговии. В 1927 он был избран в Королевскую Академию. С падением диктатуры Примо де Риверы и установлением Республики Мачадо в 1932 вернулся в Мадрид, преподавал в Мадридском университете. В период Гражданской войны активно поддерживает республиканцев. В 1937 Антонио Мачадо был одним из авторов сценария короткометражного фильма Хусто Лаваля "Федерико Гарсиа Лорка". По мере приближения фронта поэта с его престарелой матерью и семьей одного из братьев перевозят в Валенсию, затем в Барселону. В 1939 Мачадо был вынужден покинуть страну, 28 января он вместе с толпой беженцев пешком перешел испано-французскую границу, а меньше чем через месяц скончался (спустя несколько дней умерла и мать).
Дебютировав как один из приверженцев поэтики испаноязычного модернизма, Мачадо отличался от большинства соратников тесной связью с народной песенной традицией (циклы "Пословицы и песенки" в его сборниках "Поля Кастилии" и "Новые песни", эпический романс "Земля Альваргонсалеса"), остро личностным переживанием стихии времени (он находил много близкого себе в философии Анри Бергсона, которого внимательно читал и лекции которого слушал в Париже), пониманием "изначальной гетерогенности" бытия и авторского "я" поэта, в чем образцом для него всегда оставался Шекспир. Еще во второй половине 1910-х годов у Мачадо начал складываться замысел антологии сочинений нескольких выдуманных им лириков, эссеистов и философов со своими именами и биографиями (параллельно и независимо от Мачадо такую галерею гетеронимов создает в Португалии Фернандо Пессоа). Изо всех этих масок наиболее устойчивыми стали две — апокрифического преподавателя Хуана де Майрены (десятилетием старше самого Мачадо) и его столь же апокрифического наставника Абеля Мартина, будто бы умершего в роковом для Испании 1898 г. Стихи, написанные от имени Абеля Мартина (цикл "Песни к Гиомар", поэма "Обрывки бреда, сна и забытья", "Смерть Абеля Мартина", "Иные времена"), — вершина зрелой лирики Мачадо. В сборнике поучений, изречений и воспоминаний Хуана де Майрены Мачадо развил своеобразный вариант философии, отчасти близкий к экзистенциализму (экзистенциализму скорее Унамуно, чем Хайдеггера), причем изложил её в антидогматической форме постоянного собеседования, переспрашивания и сомнения: "Неуверенность, ненадежность, недоверие — вот, пожалуй, наши единственные истины", — подытоживает Майрена (Избранное, с.254). Альбер Камю собирался написать драму на основе книги "Хуан де Майрена" и поставить её в театре. Пьесы Антонио Мачадо, написанные в соавторстве с братом Мануэлем Мачадо, не раз ставились на сцене и были экранизированы.
Soledades / Одиночества (1903)
Soledades. Galerías. Otros poemas / Одиночества. Галереи. Другие стихотворения (1907)
Campos de Castilla / Поля Кастилии (1912)
Nuevas canciones/ Новые песни (1924)
La tierra de Alvargonzález/ Земля Альваргонсалеса(1933)
Juan de Mairena (Sentencias, donaires, apuntes y recuerdos de un profesor apócrifo) / Хуан де Майрена. Изречения, шутки, замечания и воспоминания апокрифического профессора (1936)
La Guerra/ Война (1937)
La tierra de Alvargonzález y Canciones del Alto Duero / Земля Альваргонсалеса. Песни верховий Дуэро (1938)
Los complementarios/ Domingo Ynduráin, ed. 2 vols. Madrid: Taurus, 1972 (записные книжки).
Poesías completas. Madrid: Espasa-Calpe, 1989.
Prosas completas. Madrid: Espasa-Calpe, 1989.
El fondo machadiano de Burgos. Los papeles de Antonio Machado. 2 vols. Burgos: Institución Fernán González, 2004 (архивные документы).
Избранное. М., 1958 .
Избранная лирика. М., 1969.
Избранное. М.: Художественная литература, 1975.
Испанские поэты XX века. М.: Художественная литература, 1977, с. 153—314 (Библиотека всемирной литературы) = [1]
Жемчужины испанской лирики. М.: Художественная литература, 1984.
О защите и распространении культуры// Называть вещи своими именами. М., 1986
[Стихи разных лет]//Иностранная литература, 1990, № 3
Строфы века — 2. Антология мировой поэзии в русских переводах XX века М.: Полифакт, 1998.
Из книги "Хуан де Майрена"// Иностранная литература, 2002, № 6, с.251-264
Полное собрание стихотворений, 1936. СПб: Наука, 2007 (Литературные памятники)