по оригиналам
по переводам
Поиск стихотворения-оригинала
Поиск стихотворения-перевода

Биография Василия Лебедева-Кумача

род. 1898 - 1949 ум.
2
22

Васи́лий Ива́нович Ле́бедев-Кума́ч (настоящая фамилия — Лебедев) (1898—1949), русский советский поэт. Член ВКП(б) с 1939 года. Лауреат Сталинской премии второй степени (1941 ) Автор слов многих популярных советских песен: "Широка страна моя родная", "Священная война", "Веселый ветер" (из к/ф "Дети капитана Гранта") и других. Биография В. И. Лебедев родился 24 июля (5 августа) 1898 года в Москве в семье сапожника. В 1919—1921 годах учился на историко-филологическом факультете МГУ. Одновременно работал в Бюро печати управления Реввоенсовета и в военном отделе "АгитРОСТА". Позднее работал в различных периодических изданиях, в 1922—1934 годах сотрудник и член редколлегии журнала "Крокодил", писал для эстрады и кино. Член СП СССР с 1934 года. Депутат ВС СССР с 1938 года. Во время Великой Отечественной войны служил в ВМФ политработником, был сотрудником газеты "Красный флот"; капитан первого ранга. Творчество Печатался с 1916 года. В начале литературной деятельности писал в основном сатирические стихи, рассказы, фельетоны. С 1918 годасотрудничал с газетами "Беднота", "Гудок", "Рабочая газета", "Крестьянская газета", "Красноармеец" позднее — в журнале "Крокодил" и др. Выходили отдельные сборники: "Развод" (1925 ), "Чаинки в блюдце", (1925 ), "Со всех волостей" (1926 ), "Печальные улыбки" (1927 ), "Людишки и делишки", (1927 ) Писал также для эстрады (для театральных обозрений "Синей блузы" и самодеятельных рабочих коллективов) и кино — тексты песен к кинокомедиям Григория Александрова "Весёлые ребята" (1934 год ), "Цирк", "Волга-Волга" (1938 ), к фильму "Дети капитана Гранта" и др. Многие из этих песен пользовались большой популярностью, а некоторые исполняются до сих пор. Считается одним из создателей жанра советской массовой песни, "проникнутой глубоким патриотизмом, жизнерадостностью мироощущения": "Песня о Родине" ("Широка страна моя родная…", 1936 г.; музыка И. О. Дунаевского), "Марш весёлых ребят" ("Легко на сердце от песни весёлой…", 1934 г., музыка И. О. Дунаевского), "Москва майская" ("Утро красит нежным светом стены древнего Кремля…", 1937 г.), песни "Жить стало лучше, жить стало веселей": Зво́нки как птицы, одна за другой, Песни летят над советской страной. Весел напев городов и полей — Жить стало лучше, жить стало веселей!.. Также автор слов "Гимна партии большевиков" (1939 г., музыка А. В. Александрова) и "Священная война" (1941 г., музыка А. В. Александрова). Последние годы жизни В сороковые годы здоровье Лебедева-Кумача пошатнулось. Он перенёс несколько инфарктов. В это же время у него происходит мучительная переоценка своего творчества. В 1946 году в личном дневнике он написал: Болею от бездарности, от серости жизни своей. Перестал видеть главную задачу — все мелко, все потускнело. Ну, ещё 12 костюмов, три автомобиля, 10 сервизов… и глупо, и пошло, и недостойно, и не интересно… Спустя некоторое время появилась ещё одна запись: Рабство, подхалимаж, подсиживание, нечистые методы работы, неправда — все рано или поздно вскроется… Когда Лебедеву-Кумачу пришёл заказ написать поэму о Сталине, поэт ответил отказом. В. И. Лебедев-Кумач умер 20 февраля 1949 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2). Плагиат Доктор искусствоведения, профессор истории музыки Московской Государственной консерватории Е. М. Левашев в своей работе "Судьба песни. Заключение эксперта" утверждает, что Лебедев-Кумач плагиатил тексты некоторых своих песен. Так, по его утверждению, поэт украл одну из строф песни "Москва майская" у А. Палея из начала стихотворения "Вечер", а текст песни к кинофильму "Моряки" — из стихотворения "Цусима" В. Тан-Богораза. В статье утверждается, что после официальной жалобы Палея в Союз писателей Фадеевым был собран Пленум правления Союза писателей, на котором были приведены примеры около 12 случаев воровства Лебедева-Кумача, однако "по высочайшему звонку" дело было замято. Приводится и отрывок из мемуаров Ю. К. Олеши "Книга прощания" (М., "Вагриус", 1999, стр.156): "Позавчера в Клубе писателей Фадеев разгромил Лебедева-Кумача. Сенсационное настроение в зале. Фадеев приводил строчки, говорящие о плагиате […]. В публике крики: позор!". Левашев также утверждает, что автором песни "Священная война" является не Лебедев-Кумач, а А. А. Боде. Журналист, бывший сотрудник "Литературной газеты" Андрей Мальгин также согласен с тем, что текст песни "Священная война", а также и песни "У самовара" являются плагиатом. Однако в связи с тем, что выводы эксперта опирались на совокупность косвенных, а не прямых доказательств, с юридической точки зрения вопрос остался спорным. В 1998 году внучка Лебедева-Кумача подала в Мещанский межмуниципальный суд г. Москвы "Иск о защите чести и достоинства" с целью опровергнуть сведения, опубликованные в СМИ, о том, что текст "Священной войны" был украден. В связи с тем, что судья не учла мнения специалистов, заявив "об отсутствии необходимости учёта судом мнения экспертов" суд принял решение о том, что текст песни "Священная война" принадлежит Лебедеву-Кумачу. Отзывы В мае 1941 года критик М. Беккер, разбирая в журнале "Октябрь" стихи и песни Лебедева-Кумача, писал: "Лебедев-Кумач, как никто из советских поэтов, передаёт песенной строкой чувство молодости, присущее людям сталинской эпохи. Его бесспорной заслугой является создание жанра весёлой, жизнерадостной песни. Бодростью, молодостью веет от каждой её строки". Александр Фадеев относился к Лебедеву-Кумачу негативно не только как к поэту, но и как к человеку. Фадеев считал Лебедева-Кумача трусливым приспособленцем и рассказывал, что в период битвы за Москву Лебедев-Кумач сразу попытался бежать из города, "привёз на вокзал два пикапа вещей, не мог их погрузить в течение двух суток и психически помешался". Отрицательно характеризует его В. Казак в книге "Лексикон русской литературы XX века": "Гимнические песни Лебедева-Кумача отличаются зависимостью от сиюминутных партийных лозунгов, советским патриотизмом, тенденциозным оптимизмом и дешёвой идеализацией. Они примитивны в отношении лексики, в них преобладает грамматическая рифма, они банальны по содержанию, полны пустых эпитетов („серый туман", „золотые лучи сол¬нца")". Награды и премии Сталинская премия второй степени (1941) — за тексты общеизвестных песен. Орден Трудового Красного Знамени Орден Красной Звезды Орден "Знак Почёта" Медаль "За оборону Москвы" Медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." Медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." Медаль "За победу над Японией"

Использование сайта означает согласие с пользовательским соглашением
Оплачивая услуги Вы принимаете оферту
Информация о cookies
Ждите...