Уильям Батлер (Дабл-Ю Би) Йейтс (англ. William Butler "W. B." Yeats, также транслитерируется как Йитс, Йетс, Ейтс; 13 июня 1865 — 28 января 1939) — ирландский англоязычный поэт, драматург. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1923 года.
Отец поэта, Джон Батлер Йейтс, получил юридическое образование, но, когда сыну было два года, решительно порвал с адвокатским миром и отправился в Лондон изучать живопись. Он стал портретистом. Младший брат Уильяма — известный ирландский художник Джек Батлер Йейтс. В 1880 году Йейтсы вернулись в Ирландию и поселились в пригороде Дублина. В Дублине Уильям Йейтс окончил школу и с одобрения отца поступил в художественное училище.
Уильям Йейтс рано начал писать стихи, и его талант был замечен довольно быстро. Среди поэтов, благосклонно отнёсшихся к его раннему творчеству, можно назвать Уильяма Хенли, Джерарда Хопкинса, Уильяма Морриса и Оскара Уайльда.
В 1885 году Йейтс познакомился с Джоном О’Лири, членом ирландского тайного общества "фениев", после многолетнего заключения и изгнания вернувшимся в Дублин. Под влиянием нового знакомого Йейтс начинает писать стихи и статьи в патриотическом ключе, в его поэтике появляются многочисленные образы древнеирландской кельтской культуры.
Также рано проявился интерес Йейтса к оккультизму. Ещё в художественной школе он познакомился с Джорджем Расселом, впоследствии известным поэтом и оккультистом, писавшим под псевдонимом А. Е. Они и ещё несколько человек основали Герметическое общество для изучения магии и восточных религий под председательством Йейтса. В середине 1880-х годов он ненадолго присоединился к Теософскому обществу, но вскоре разочаровался в нём.
30 января 1889 года Йейтс познакомился с Мод Гонн, которая стала его любовью на долгое время. Она была деятельным участником движения Ирландии за независимость, и вовлекла Йейтса в политическую борьбу. Не оставлял Йейтс и своего увлечения оккультными дисциплинами, так, в 1890 году он вступил в Орден Золотой зари, основанный незадолго до этого его знакомым Макгрегором Мазерсом.
В 1899 году вышел стихотворный сборник Йейтса "Ветер в камышах", по мнению критики, главное достижение раннего этапа его творчества. Образный ряд поэзии Йейтса в это время насыщен персонажами кельтской мифологии и фольклора. Йейтс получает репутацию певца "кельтских сумерек", времени упадка национальной культуры Ирландии, ищущего силы лишь в возрождении забытого наследия прошлого.
Начало двадцатого века ознаменовалось повышенным интересом Йейтса к театру. Он принимает активное участие в работе первого ирландского национального театра "Театра Аббатства", чьим многолетним директором он вскоре становится. Йейтс пишет несколько пьес, на стилистику которых заметное влияние оказал японский театр Но. В это же время Йейтс знакомится с начинающим тогда поэтом-модернистом Эзрой Паундом, оказавшим определённое влияние на стилистику Йейтса.
Весной 1917 года Йейтс купил свою знаменитую "башню", много раз упомянутую в его позднем творчестве как символ традиционных ценностей и духовного развития. Это усадьба с заброшенной нормандской сторожевой башней, находящаяся в ирландском графстве Голуэй. Он прикладывает много сил для того, чтобы сделать из этого полуразрушенного сооружения своё родовое гнездо. Ведь осенью того же 1917 года он наконец женится. Брак с двадцатипятилетней Джорджи Хайд-Лиз оказался удачным, у пары было двое детей: сын и дочь.
В 1923 году Йейтсу была присуждена Нобелевская премия по литературе.
Йейтс не оставляет своего увлечения оккультизмом. В 1925 году выходит плод его многолетних размышлений на тему — книга "Видение", в которой он связывает этапы развития человеческого духа с фазами Луны. В более зрелом возрасте Йейтс переживает второе рождение как поэт, и выпускает два стихотворных сборника, являющихся вершиной его творческого развития — это "Башня" (1928) и "Винтовая лестница" (1933).
Умер в отеле в Ментоне, Франция в 1939. Похоронен был также во Франции, но в 1948 его прах был перевезен в Ирландию кораблём ВМС Ирландии "Маха" и перезахоронен в небольшой деревушке Драмклиф, на берегу залива Слайго. Во время переноса останков на борт судна в церемонии прощания участвовал почётный караул из французских альпийских стрелков: ранее Франция не отдавала воинские почести ни одному гражданскому лицу.
Ранние произведения Йейтса проникнуты мотивами кельтского фольклора и характеризуются неоромантическим стилем, заметно влияние оккультизма. Ряду произведений (в их числе пьеса "Кэтлин, дочь Холиэна") не чужды политически-национальные тенденции.
Его первое значительное произведение "The Island of Statues" (Остров статуй), фантастическая поэма, которая никогда не печаталась повторно при жизни автора и не была включена в сборник стихов, так как была чересчур длинной, по мнению автора.
Первый сборник его стихов, "Странствия Ойсина" ("The Wanderings of Oisin"), вышел в 1889 году. Книга насыщена непонятными кельтскими названиями и необычными повторениями, а ритм стихов меняется во всех трех разделах. Книга написана на основе ирландской мифологии, а также имеет влияние работ Сэмюеля Фергюсона и поэтов Прерафаэлитов. У поэта ушло два года для написания этой работы. Её темой является обращение жизни созерцательной к жизни деятельной.
В том же году вышла его книга по фольклору Ирландии, "Волшебные и народные сказки", с примечаниями, составленными Йейтсом на основании собственных его исследований в западной Ирландии.
В этот период автор особенно увлекался поэтическими драмами, результатом стала написанная в стихах драма "Графиня Кэтлин" ("The Countess Kathleen", 1892). Эта драма рассказывает о самопожертвовании ирландской графини ради спасения от голода крестьян.
В сборник "В семи лесах" ("In the Seven Woods", 1903) вошли стихотворения, написанные главным образом на темы из ирландского эпоса. Примечательно, что начиная с этого сборника, прослеживается переход от напыщенных форм к более разговорному стилю.
Другие наиболее важные его сочинения:
"Кельтские сумерки" ("The Celtic Twilight", 1893), собрание статей об ирландском фольклоре;
"Страна, желанная сердцу" ("The Land of Hearts Desire"), пьеса в стихах (1894);
"A Book of Irish Verses" (1895), антология ирландских баллад;
"Стихотворения" ("Poems", 1895);
"Тайная роза" ("The Secret Rose", 1897), собрание сказок, оригинальных и переделанных из народных ирландских, написанных в высшей степени изящной прозой;
"Ветер в камышах" ("The Wind among the Reeds", 1899), поэма;
"The Shadowy waters" (1900), поэма, позже переделанная в драму;
"Ideas of Good and Evil" (1903), собрание статей;
Одно из самых знаменитых стихотворений Йейтса "Пасха 1916 года" посвящено Пасхальному восстанию, с рядом казнённых или изгнанных руководителей которого Йейтс был связан лично, и сопровождается рефреном: "Родилась ужасная красота" (A terrible beauty is born). Один из центральных мотивов его лирики — трагическая любовь к Мод Гонн, ирландской революционерке.
После Первой мировой войны и гражданской войны в Ирландии Йейтс меняет поэтику; в его поздней лирике — трагические историософские и культурные образы, стилистика заметно усложняется.
В сборнике "Дикие лебеди в Куле" ("The wild swans at Coole", 1919) автор сосредотачивает внимание на действенных людях, чья воля способна менять мир и проявлять их личность.
Увлекшись спиритизмом Йейтс пишет книгу "Видения" ("Vision", 1925), в которой толкует исторические и психологические моменты с мистической точки зрения.
Йейтс писал в символистском стиле, используя непрямые символы и символистические структуры. Слова, которые использует Йейтс, помимо особенного значения представляют и абстрактные мысли, которые кажутся более важными. Использование им символов всегда носит физический характер, что представляет и прямое и другое, не материальное, вневременное понятие. В то время, когда модернисты использовали свободное стихосложение, Йейтс придерживался традиционных форм. К этому, среднему, периоду его творчества принадлежат "Responsibilities" и "The Green Helmet".
Поэзия позднего периода носит более персональный характер, а в поэзии последних 20 годов жизни упоминаются дети поэта и даже имеются размышления о его старении. Одной из поэм этого периода является "The Circus Animals' Desertion".
Наиболее значительные сборники поэзии, начиная с 1910 года это "The Green Helmet" (1910) и "Responsibilities" (1914). Сборники "Башня" ("The Tower", 1928), "Винтовая лестница" ("The Winding Stair", 1929), и "New Poems" (1938) включают наиболее сильные образы в поэзии XX в. и отмечены большим мастерством автора, его широкой фантазией.
Йейтс У. Б. Избранные стихотворения лирические и повествовательные. — М.: Наука, 1995. — (Литературные памятники).
Йейтс У. Б. Кельтские сумерки / Перевод В. Михайлина. — СПб.: ИНАПРЕСС, 1998. — 224 с. — (Серия "Цветы зла"). — ISBN 5-87135-056-9.
Йейтс У. Б. Роза и Башня — СПб.: Симпозиум, 1999. — 560 с. — ISBN 5-89091-074-4
Йейтс У. Б. Роза алхимии. — М.: Изд-во ЭКСМО—Пресс, 2002. — 400 с. — (Серия "Антология мудрости"). — ISBN 5-04-010271-2.
Йейтс У. Б. Избранное / Пер. Г. Кружкова; на англ. языке с параллельным русским текстом. — М.: Радуга, 2001.
Йейтс У. Б. Перепутья / Перевод И. Лосинского, "Эвен", Одесса, 2006. — ISBN 966-8169-25-5
Йейтс У. Б. Плавание в Византию / Перевод Г. Кружкова. — СПб.: Азбука-классика, 2007.
Йейтс У. Б. Винтовая лестница. — М.: Книжный клуб Книговек, 2012. — (Поэты в стихах и прозе).
Йейтс У. Б. Избранное / Перевод Г. Кружкова. — М.: Эксмо, 2012. — (Золотая б-ка поэзии).
Йейтс У. Б. Ястребиный источник / Перевод Г. Кружкова. — СПб.: Азбука-классика, 2014.
Йейтс У. Б. Стихотворения / Перевод и составление Г. Кружкова. — М.: Текст, 2015 — 445 с. (Серия "Билингва" — с параллельным английским текстом). — ISBN 978-5-7516-1284-9.