Федери́ко Гарси́а-Ло́рка (исп. Federico García Lorca (feðeˈɾiko ɣarˈθi.a ˈlorka) 5 июня 1898 — 19 августа 1936) — испанский поэт и драматург, известный также как музыкант и художник-график. Центральная фигура "поколения 27 года", один из самых ярких и значительных деятелей испанской культуры XX века.
Испанская фамилия; здесь Гарсиа — фамилия отца, а Лорка — фамилия матери.
Поэзия Лорки является смесью сюрреалистических мотивов с традиционным испанским фольклором. Лорка был убит в начале Гражданской войны в Испании.
Лорка родился 5 июня 1898 г. в городке Фуэнте-Вакерос в испанской провинции Гранада. В школе впечатлительный мальчик учился не слишком успешно. В 1909 г. семья переехала в Гранаду. В 1910-х Федерико активно участвовал в жизни местного художественного сообщества. В 1914 году Лорка начал изучать право, философию и литературу в университете Гранады. Гарсиа Лорка много путешествует по стране. В 1918 г. у Лорки выходит первый поэтический сборник, Impresiones y paisajes ("Впечатления и пейзажи"), принесший ему если не коммерческий успех, то хотя бы известность.
В 1919 г. Гарсиа Лорка приезжает в Мадрид. В столичном университете он знакомится с Сальвадором Дали и Луисом Бунюэлем, а также с Грегорио Мартинесом Сьеррой, директором театра "Эслава". По просьбе Мартинесa Сьерры Лорка пишет свою первую пьесу El maleficio de la mariposa ("Колдовство бабочки") и осуществляет её постановку (1919-1920). До 1928 года он учится в мадридском университете.
В последующие годы Гарсиа Лорка становится заметной фигурой среди художников-авангардистов. У него выходят новые поэтические сборники, включая Romancero gitano ("Цыганское романсеро", 1928). В этих стихах поэт, по его собственным словам, "хотел слить цыганскую мифологию со всей сегодняшней обыденностью".
Через год Гарсиа Лорка уезжает в Нью-Йорк, в результате чего вскоре появляются новые произведения — книга стихов Poeta en Nueva York ("Поэт в Нью-Йорке", 1931), пьесы El público ("Публика", 1931, 1936) и Así que pasen cinco años "Когда пройдет пять лет" (1931).
Возвращение поэта в Испанию совпало с падением режима Примо де Риверы и установлением Второй испанской республики. В 1931 году Гарсиа Лорку назначают директором студенческого театра La Barraca ("Балаган"). Работая в театре, Лорка создает свои самые известные пьесы: Bodas de sangre ("Кровавые свадьбы"), Yerma ("Йерма") и La casa de Bernarda Alba ("Дом Бернарды Альбы").
Летом 1936 года Гарсиа Лорка планировал съездить в Мексику, но принял решение вначале отправиться в родные края. За три дня до военного мятежа, ставшего началом гражданской войны, Гарсиа Лорка, чьи симпатии к испанским левым и республиканской власти были общеизвестны, уезжает из Мадрида в Гранаду, хотя было очевидно, что там его ждет серьёзная опасность: на юге Испании были особенно сильны позиции правых. 16 августа 1936 г. франкисты арестовывают Гарсиа Лорку в доме поэта Луиса Росалеса (чьи братья были фалангистами), и предположительно на следующий день поэта расстреливают по приказу губернатора Вальдеса Гусмана и тайно захоранивают в 2 км от Фуэнте Гранде. После этого до смерти генерала Франко книги Гарсиа Лорки были запрещены в Испании. Вместе с тем следует отметить, что он поддерживал дружественные отношения с лидерами фаланги-ХОНС Хосе Антонио Примо де Риверой и Онесимо Редондо Ортега.
Существует версия о том, что поэт не был убит и просто пропал без вести. В 2008 году внучка учителя, расстрелянного вместе с Лоркой, потребовала эксгумацию тел общей могилы, в которой якобы покоился и Лорка (по закону о восстановлении исторической памяти). Эксгумация этой и ещё 18 братских могил была проведена по приказу судьи Бальтасара Гарсона, действовавшего по собственной инициативе, что вызвало потерю им должности и уголовное обвинение в превышении полномочий. Никаких останков не обнаружили не только в могиле, но и во всём муниципальном округе, где, по официальной версии, развернулась трагедия. Более мифическая версия утверждает, что раненого поэта тайно переправили в Аргентину, но он уже не помнил своего имени и прошлого. В 2015 году испанская сеть радиовещания Cadena SUR 22 апреля опубликовала неизвестные ранее документы из архивов Главного полицейского управления Гранады, подтверждающие расстрел Федерико Гарсиа Лорки франкистами (а именно полицейский рапорт 1965 года, утверждавший о "неблагонадёжности" Лорки из-за его социалистических взглядов, принадлежности к масонам и подозрений в гомосексуальности).
Произведения Гарсиа Лорки переведены на многие языки; на русский их переводили М. Цветаева (переводила Лорку в последние дни своей жизни), Н. Асеев, В. Парнах, А. Гелескул, Юнна Мориц, Н. Трауберг, Н. Малиновская, Б. Дубин, Н. Ванханен, К. М. Гусев и другие.
Многими признаётся, что Лорка в концовке стихотворения "История и круговорот трёх друзей" (1930, сборник "Поэт в Нью-Йорке") предчувствовал Гражданскую войну, собственную гибель и неизвестность места своего захоронения.
Стихи Лорки являются важным элементом романа Петра Лебеденко "Красный ветер" раскрывающего тему гражданской войны в Испании.
С 2003 года в Гранаде ежегодно вручается Международная поэтическая премия имени Федерико Гарсиа Лорки.
В 1959 году Иосиф Бродский посвятил памяти Гарсиа Лорки стихотворение "Определение поэзии".
Осповат Л. С. Гарсиа Лорка. — М.: Мол. гвардия, 1965. — 432 с. Тираж 115 000 экз. (Жизнь замечательных людей. Вып. 16 (410).).
В 1970 году американский автор-исполнитель Тим Бакли выпустил альбом Lorca, вдохновленный произведениями поэта, с одноименной композицией.
В Испании режиссёром Хуаном Антонио Бардемом был снят биографический минисериал "Лорка, смерть поэта" (1987).
Участники российской хеви-метал группы Ария в 1986 году, чтобы облегчить официальную сдачу программы худсовету, приписали текст песни "Тореро" (на тему корриды), в действительности написанный Маргаритой Пушкиной, перу Гарсия Лорки.
В 1994 году вышел альбом Александра Яковлевича Розенбаума "Вялотекущая шизофрения", в котором одна из песен "Федерико Гарсия Лорке" посвящена поэту.
В 1996 году вышел CD Александра Градского "Золотое старье" в котором одна из песен ("Испания", музыка: А. Градский, стихи: Н. Асеев) была посвящена памяти Федерико Гарсиа Лорки.
В 2003 году по одноимённому роману лауреата Премии Надаля Фернандо Мариаса (изданному в переводе на русский язык под названием "Волшебный свет") был снят фильм "Божественный свет", получивший награду Московского кинофестиваля. Он рассказывает о "второй жизни" Лорки, как если бы он не погиб а, потеряв память, бродяжничал по дорогам Гранады.
В 2005 году стихотворение Гарсиа Лорки "De profundis" было нанесено на стену одного из зданий в центре Лейдена (Нидерланды). Оно стало последним в серии из ста одного аналогичного памятника всемирно известным поэтам в рамках культурного проекта "Wall poems".
В 2008 году реж. Пол Моррисон (Paul Morrison) снял фильм, посвященный отношениям Ф. Гарсиа Лорки и С. Дали — "Отголоски прошлого" ("Сальвадор Дали: Любовь. Искусство. Предательство").
В 2015 году в Испании начал выходить научно-фантастический сериал "Министерство времени". 8-я серия 1-го сезона посвящена событиям, происходившим в Мадридском университете в 1924 году; одним из главных действующих лиц серии является Федерико Гарсиа Лорка.
Упоминается в песне группы ДДТ "Жизнь красивая" из альбома "Прозрачный" ("Помнишь, как любил Лорка Гарсия").
В конце 1980-х годов благодаря исследованиям биографа Йена Гибсона стало известно о гомосексуальности Гарсиа Лорки. Его любовником в последние годы жизни был журналист и критик Хуан Рамирес де Лукас, которому поэт посвятил "Сонеты темной любви".
Impresiones u paisajes (Впечатления и пейзажи, 1918)
Libro de poemas (Книга стихов, 1921)
Poema del cante jondo (Стихи о канте хондо, 1921, изд. 1931)
Primeras canciones (Первые песни, 1921—1922, изд. 1936)
Canciones (Песни, 1921—1924, изд. 1927)
Oda a Salvador Dalí (Ода Сальвадору Дали, 1926)
Romancero gitano (Цыганское романсеро, изд. 1928)
Poeta en Nueva York (Поэт в Нью-Йорке, 1929—1930, изд. 1940)
Llanto por Ignacio Sánchez Mejías (Плач по Игнасио Санчесу Мехиасу, 1935)
Seis poemas gallegos (Шесть стихотворений по-галисийски, изд. 1935)
Diván del Tamarit (Диван Тамарита, 1936, изд. 1938)
Sonetos del amor oscuro (Сонеты о тёмной любви, 1936, изд. 1984)
Mariana Pineda (Мариана Пинеда, 1927)
La zapatera prodigiosa (Чудесная башмачница, 1930)
Retablillo de Don Cristóbal (Балаганчик дона Кристобаля)
El público (Публика, 1930)
Así que pasen cinco años (Когда пройдет пять лет, 1930)
Amor de don Perlimplín con Belisa en su jardín (Любовь дона Перлимплина, 1933)
Bodas de sangre (Кровавая свадьба, 1933)
Yerma (Йерма, 1934)
Doña Rosita la soltera o el lenguaje de las flores (Донья Росита, девица, или Язык цветов), 1935)
La casa de Bernarda Alba (Дом Бернарды Альбы, 1936)
Гарсиа Лорка Ф. Избранное. М.: Гослитиздат, 1944.
Гарсиа Лорка Ф. Избранная лирика. М.: Гослитиздат, 1960.
Гарсиа Лорка Ф. Избранные произведения в 2-х т: стихи, театр, проза. М.: Художественная литература, 1975.
Гарсиа Лорка Ф. Самая печальная радость… Художественная публицистика. М.: Прогресс, 1987.
Гарсиа Лорка Ф. Цыганское романсеро. М.: Радуга, 2007.
Гарсиа Лорка Ф. Плач по Игнасио Санчесу Мехиасу. Перевод А. Щетникова. Новосибирск, АНТ, 2016.
Гарсиа Лорка Ф. Поэма о канте хондо. Перевод А. Щетникова. Новосибирск, АНТ, 2016.
Гарсиа Лорка Ф. Христос. Религиозная трагедия. Перевод П.Алешина
Гарсиа Лорка Ф. Ода Святейшему Таинству Алтаря. Перевод П.Алешина:
Гарсиа Лорка Ф. Путешествие на луну. Перевод П. Алешина // Искусство кино, № 34 (2018).
Неизвестный Лорка: "Впечатления и пейзажи" и другие произведения / Павел Алешин. Издательские решения, 2018