Джеймс Ога́стин Алои́шес Джойс (англ. James Augustine Aloysius Joyce; 2 февраля 1882 — 13 января 1941) — ирландский писатель и поэт, представитель модернизма.
Джеймс Джойс родился в Ратгаре, застроенном георгианскими домами районе в южной части Дублина, в большой семье Джона Станисласа Джойса и Мэри Джейн Марри. Неудачное ведение дел почти разорило его отца, который вынужден был неоднократно менять профессию. Семья несколько раз переезжала из одного района Дублина в другой. Джеймсу удалось получить неплохое образование, однако нищета и неустроенность его жизни в юности навсегда остались в его памяти, что отчасти нашло отражение в его произведениях. Сам Джойс часто проводил биографические аналогии с главным героем некоторых его работ и одним из главных персонажей его романов "Портрет художника в юности" и "Улисс" Стивеном Дедалом.
В возрасте 6 лет Джойс поступил в иезуитский колледж Клонгоуз Вудс в Клейне, а затем, в 1893 г. — в дублинский колледж Бельведер (англ.)русск., который закончил в 1897 г. Через год Джеймс поступил на учёбу в дублинский университет (так называемый Университетский колледж), который закончил в 1902 г.
В 1900 г. в дублинской газете "Двухнедельное обозрение" вышла первая публикация Джеймса Джойса — эссе о пьесе Ибсена "Когда мы, мёртвые, пробуждаемся". В то же время Джойс начал писать лирические стихотворения. С 1916 года публиковался в литературном американском журнале "Литтл Ревью", основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон.
В возрасте 20 лет Джойс уехал в Париж. Это был его первый отъезд на континент, где, ввиду финансовых проблем, он, как когда-то его отец, часто менял профессии. Он работал журналистом, учителем и т. д. Через год после того, как он приехал во Францию, Джойс получил телеграмму о том, что его мать находится в тяжелом состоянии, и вернулся в Ирландию. После смерти матери в 1904 году Джойс опять покинул родину (поселившись в Триесте), на этот раз вместе с горничной Норой Барнакл, на которой впоследствии (через 27 лет) женился. 26 июля 1907 года у них родилась дочь Лючия Джойс.
Незадолго до начала Первой мировой войны Джойс с супругой перебрались в Цюрих, где он начал работать над романом "Портрет художника в юности", а позже и над первыми главами "Улисса". Путешествуя по Европе, Джойс писал стихи. Некоторые произведения были опубликованы в антологиях имажизма. Он также продолжал работать над "Улиссом" — романом, который впервые увидел свет не на родине писателя (где был опубликован только в 1933 году), а во Франции. Это наиболее известное произведение Джойса, где автор на 600 страницах повествует об одном дне (16 июня 1904 года) дублинского еврея Леопольда Блума. Несмотря на то, что "Улисс" создавался за границей, по этой книге, как утверждал сам Джойс, "можно было бы восстановить Дублин в случае его разрушения". День 16 июня отмечается почитателями Джойса во всём мире как Блумсдэй (Bloomsday).
В Париже Джеймс Джойс начал работу над своим последним масштабным произведением — романом "Поминки по Финнегану", опубликованном в 1939 году. Этот сложный экспериментальный роман, однако, не был достаточно хорошо принят публикой, и до сих пор остается книгой "для специалистов", в отличие от более ранней книги новелл Джойса "Дублинцы", считающейся теперь образцовой книгой этого жанра. Популярен ныне также его ранний роман "Портрет художника в юности".
После поражения Франции и оккупации части её территории немецкими войсками в начале Второй мировой войны Джойс вернулся в Цюрих. Он сильно страдал от последствий глаукомы. Здоровье его продолжало ухудшаться. 11 января он перенёс операцию в связи с прободной язвой, и 13 января 1941 года он умер.
Джойс в значительной степени повлиял на мировую культуру. Он и в наше время остается одним из самых широко читаемых англоязычных прозаиков. В 1998 году издательство Modern Library (англ.)русск. составило список "100 лучших романов Новейшей библиотеки", в который попали все три романа Джеймса Джойса: "Улисс" (номер 1 в списке), "Портрет художника в юности" (номер 3) и "Поминки по Финнегану" (номер 77). В 1999 году журнал "Time" включил писателя в список "100 героев и кумиров XX века", сказав, что Джойс осуществил целую революцию. Улисс был назван "демонстрацией и подведением итога под всем современным движением [модернизма]".
17 марта 2008 года в Москве в саду Государственной библиотеки иностранной литературы был открыт памятник Джеймсу Джойсу. Проект памятника принадлежит скульптору Михаилу Яковлеву.
Влияние Джойса вышло за рамки литературы. Фраза-крик "Three Quarks for Muster Mark" (обычно переводится как "Три кварка для Мастера [Мюстера] Марка!") из романа "Поминки по Финнегану" считается источником для возникновения физического термина кварк, предложенного в 1963 году Мюрреем Гелл-Манном.
Творчество Джойса оказало сильное влияние на Сэмюэля Беккета, Хорхе Луиса Борхеса, Фланна О’Брайена, Салмана Рушди, Роберта Антона Уилсона, Джона Хойера Апдайка и Джозефа Кэмпбелла.
Некоторые исследователи, в первую очередь Владимир Набоков, испытывают смешанные чувства к работам Джойса, восхваляя одни и ругая другие. По мнению Набокова, "Улисс" был блестящим, а "Поминки по Финнегану" — ужасными.
С середины 1980-х и до 1 января 2012 года, когда работы Джойса вышли в общественное достояние, наследием Джойса управлял его внук.
В 1932 году московский "Международный союз революционных писателей" направил Джойсу анкету с вопросом: "Какое влияние на Вас как на писателя оказала Октябрьская революция, и каково её значение для Вашей литературной работы?". Письмо было подписано секретарём Союза Романовой. Джойс ответил через своего секретаря, бывшего белогвардейца Пола (Павла Леопольдовича) Леона, следующим письмом:
"Милостивые государи, мистер Джойс просит меня поблагодарить вас за оказанную ему честь, вследствие которой он узнал с интересом, что в России в октябре 1917 г. случилась революция. При ближайшем рассмотрении, однако, он выяснил, что Октябрьская Революция случилась в ноябре указанного года. Из сведений, покуда им собранных, ему трудно оценить важность события, и он хотел бы только отметить, что, если судить по подписи вашего секретаря, изменения, видимо, не столь велики".
"Эпифании" (Epiphanies) 1901—1903
"Камерная музыка" (Chamber Music) 1902—1906
"Портрет художника" (A Portret of the Artist) 7 января 1904.
"Святая контора" (The Holy Office) 1904
"Дублинцы" (Dubliners) 1904—1914
"Газ из горелки" (Gas From A Burner) 1912, сентябрь
"Джакомо Джойс" (Giacomo Joyce) 1911—1914
"Герой Стивен" (Stephen Hero) [позже переработан в роман "Портрет художника в юности"]
"Портрет художника в юности" (A Portrait of the Artist As a Young Man) 1907—1914
"Изгнанники" (Exiles) 1914—1915
"Улисс" (Ulysses) 1914—1921
"Пенни за штуку[en]" (Pomes Penyeach) 1927