по оригиналам
по переводам
Поиск стихотворения-оригинала
Поиск стихотворения-перевода

Биография Майкла Дрейтона

род. 1563 - 1631 ум.
0
0

Майкл Дрейтон (1563 - 23 декабря 1631) - писатель, поэт, современник Шекспира, яркий представитель английского Ренессанса.

Жизнь и творчество

Как это часто бывает с писателями раннего Нового времени, личная жизнь Дрейтона малоизвестна. Мы знаем, что он родился в графстве Уорикшир, в семье ремесленника (мясника или, по другой версии, кожевенника). В юности он служил "оруженосцем" (squire) у сэра Генри Гудира-старшего, а потом у его младшего брата Томаса (вероятно, в то время когда сэр Генри воевал в Голландии). По одной из легенд, Гудиры даже заплатили за образование Дрейтона.

В конце 1580-х гг. Дрейтон оставил службу у Гудиров и переселился в Лондон. В своих сонетах, поэмах и балладах Дрейтон воспел дочь сэра Генри Энн (современные исследователи [Prescott, 2004] считают любовь к ней условным поэтическим жестом). Дрейтон посвящал поэмы и стихотворения влиятельным патронам: Роберту Дадли-младшему, Люси Харрингтон, будущей графине Бедфорд. Через Гудиров он мог быть знаком с Джоном Донном, чьим ближайшим другом был сэр Генри Гудир-младший (племянник и зять сэра Генри-старшего).

В 1600-е гг. Дрейтон пользовался покровительством сэра Уолтера Астона, потомка династии Плантагенетов, и состоял у него оруженосцем. Астону посвящено первое издание "Стихотворений" Дрейтона (1605), а также последующие переиздания мелких стихотворений и поэм.

В отличие от своего земляка Шекспира, Дрейтон не вернулся в Уорикшир и до самой смерти жил в Лондоне, в приходе св. Дунстана на Флит-стрит. В 1627 г. его имя фигурирует в скандальном деле по обвинению некоей Мэри Питерс в распутном поведении. Дрейтон выступил в суде свидетелем защиты Мэри от обвинений хозяйки постоялого двора Элизабет Уэлш. Умер Дрейтон в бедности 23 декабря 1631 г., похоронен в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства под могильной плитой с эпитафией Бена Джонсона. Похороны и надгробие оплатили состоятельные патроны.

Творчество Дрейтона необычайно разнообразно. Это религиозные, исторические и топографические стихи, сонеты, оды и сатиры. По плодовитости Дрейтон выбился едва ли в лидеры своей эпохи.

В 1593 г. Дрейтон опубликовал сборник эклог в духе Э. Спенсера "Идея, пастуший венок" ("Idea, the Shepherd's Garland"). В эту книгу вошли похвала королеве Елизавете и элегия на смерть Ф. Сидни. Год спустя вышел цикл сонетов "Зеркало идей" ("Ideas Mirrour", 1594; во втором издании — "Idea", 1619). В его состав вошел известный сонет "Ну что ж, обнимемся — и навсегда прощай..." ("Since there's no help, come let us kiss and part…"). После 1593 г., пользуясь хрониками Р. Холиншеда, написал ряд поэм на исторические сюжеты: "Пирс Гавестон" ("Peirs Gaveston"), "Матильда" ("Matilda", 1594), "Трагическая легенда Роберта, герцога Нормандии" ("The Tragical Legend of Robert, Duke of Normandy", 1596; переработана в 1605 и 1619 гг.) и "Мортимериады" ("Mortimeriados", 1596; позже была переработана и издана под названием "Войны баронов" ("The Barrons Warres", 1603). Обе поэмы имеют следы влияния "Эдварда II" К. Марло.

По образцу "Героинь" ("Heroides") Овидия Дрейтон издал одну из своих лучших поэтических книг "Английские героические послания" ("Englands Неroicall Epistles", 1597). Композиция "Посланий" включает двенадцать парных писем, которые у Дрейтона пересылали друг другу возлюбленные герои из английской истории (в отличие от мифологических у Овидия). Среди других значительных произведений Драйдена необходимо назвать мрачную сатиру "Сова" ("The Owle", 1604) и "Лирические и пасторальные поэмы" ("Poemes Lyrick and Pastorall", 1606). Дрейтон постоянно перерабатывал свои произведения и часто переиздавал их под другими названиями. Так, обновленное собрание стихов включает в себя замечательную историческую "Балладу об Азенкуре" ("Ballad of Agincourt"), позднее он написал поэму "Битва при Азенкуре" ("The Battle of Agincourt", 1627). В эту же книгу вошли "Бедствия королевы Маргариты" ("The Miseries of Queene Margarite") и "Нимфидия, или двор фей" ("Nymphidia, the Court of Fairy").

Дрейтон хорошо знал творчество У. Шекспира, возможно, даже дружил с ним. В сомнительном свидетельстве викария Джона Уорда есть упоминание об их дружеской посиделке с Б. Джонсоном незадолго до смерти Шекспира. Во всяком случае, как и сам великий Бард, Дрейтон был пациентом доктора Джона Холла. Особый интерес представляет его послание к Генри Рейнолдсу "О поэтах и поэзии" ("To my most dearely-loved friend Henery Reynolds Esquire, Of Poets and Poеsie", 1627), в котором Дрейтон так отозвался о творческом даре своего земляка:

И должно сказать о тебе,

Шекспир, у тебя была такая счастливая комедийная жилка,

Ты всегда попадал в цель, и в твоей голове жили

Замыслы более мощные и вдохновение более чистое,

Чем у любого их тех, кто имел дело с театром.

(Пер. А. Шульгат)

Дрейтон был соавтором около 20 пьес, в основном написанных для труппы лорда-адмирала вместе с ее постоянными авторами — Энтони Манди, Робертом Уилсоном, возможно, Томасом Деккером и др. Как отмечает Энн Лейк Прескотт, Дрейтон, в отличие от Джонсона, издавая свои труды, не включил в них пьесы. Вероятно, поэтому почти все они не дошли до нас. Единственная сохранившаяся пьеса Дрейтона "Первая часть Сэра Джона Олдкастла" ("The First Part of Sir John Oldcastle", 1600), была написана им в соавторстве с Манди и Уилсоном и в пику неимоверной популярности образа шекспировского Фальстафа. В дневнике Ф. Хенслоу есть упоминание о том, что он заплатил писателю и за вторую часть, но она не сохранилась. Первая часть была опубликована анонимно в 1600 г. и переиздана в 1619 г. под именем Шекспира. Она вошла во второе издание Третьего фолио (Third Folio, 1664), но к Шекспиру не имеет ровным счетом никакого отношения.

Самое большое произведение Дрейтона — "топографическая" поэма об Англии в 30-ти томах "Полиольбион" ("Poly-Olbion", 1598–1622). Сочинение и особенно издание "Полиольбиона" отняли у Дрейтона много времени и сил, но в результате получилась поэма, которую Дрейтон с гордостью считал своим opus vitae, главным и лучшим трудом, в котором эпический охват английской истории сочетается с топографическим подходом. История Британии, от мифического Брута до вполне реальных Тюдоров, рассматривается локально, там, где она происходила. В работе над "Полиольбионом" Дрейтону помогал его друг — историк и филолог Джон Селден, составивший к ней примечания и карты. Первые тома поэмы Дрейтон посвятил принцу Генри Стюарту. "Полиольбион" — яркий пример "стюартовского мифа" о Британии, объединенной не только единой династией, но и, по мнению Дрейтона, общей исторической судьбой.

Несмотря на огромное творческое наследие, которое оставил после себя Дрейтон, и то значительное место, которое он занимает в сознании литературоведов, надо признать, что сегодня его почти не читают, его произведения представляют интерес для узкого круга исследователей. Критики видят причину в его сложном, тяжеловесном, утомительном для читателя поэтическом стиле, в том, что размеры, которые он часто использовал, плохо подходят к английской речи (например, классический французский двенадцатисложный александрийский стих с цезурой после шестого слога), и т. п.

Сам Дрейтон считал себя английским "лауреатом" — продолжателем высоких поэтических традиций Сидни и Спенсера. Таким он предстает и на гравюре Уильяма Хоула на фронтисписе "Трудов", которые Дрейтон издал в 1619 г. — увенчанный лавровым венком "poeta clarissimus". По словам антиквара и историка Томаса Фуллера, которыми он завершает отрывок о Дрейтоне в книге "Великие люди Британии" ("The Worthies of England"), Дрейтон "родился рядом с Шекспиром…, а похоронен рядом с Чосером и Спенсером".

Н. В. Захаров, В. С. Макаров