В начале 1916 года Есенин выпустил дебютный сборник под названием "Радуница". Книгу издал в Петрограде Аверьянов при деятельном участии поэта Клюева, представителя новокрестьянского направления. По содержанию она получилась неоднородной. При этом в ней нашло отражение стремление Сергея Александровича отыскать собственный оригинальный стиль. Сборник закрепил первый успех Есенина и сделал его настоящей знаменитостью. Сам поэт разделил "Радуницу" на две части: "Русь" и "Маковые побаски". На передний план в книге выведена тема Родины смиренной, православной, богомольной, благостной. Сергей Александрович активно использовал образы, имеющие непосредственное отношение к религии и христианскому быту. В его ранней лирике встречаются наиболее популярные в житийных и евангельских сюжетах персонажи.
В первый раздел "Радуницы" включено произведение "Шел Господь пытать людей в любови…", которое литературоведы датируют 1914 годом. В основу сюжета лег широко распространенный в духовных стихах мотив — Христос является людям после воскресения. У Есенина нищий старик делится с Иисусом, которого он не узнал, зачерствелой пышкой. Это значит, что учение Христа еще не забыто на земле. Стоит обратить внимание на лексику, выбранную Сергеем Александровичем для стихотворения. Стиль варьируется в зависимости от персонажа. Деду соответствует следующий ряд слов: "клюшка", "жамкал деснами", "маленько", "зачерствелую", "болезный", "убогой". Для Господа подобрана высокая лексика: "скорбь и мука", "в любови".
В стихотворении присутствует один из любимых мотивов Есенина — мотив странника. Его частое появление в лирике обусловлено детскими воспоминаниями поэта. Маленького Сережу бабушка брала с собой в Радовицкий монастырь, находившийся почти в сорока двух километрах от Константиново. Ходил он с ней и в другие паломничества. В произведении "Шел Господь пытать людей в любови…" в роли странника выступает Христос. Путешествие в образе нищего — лучшее средство для познания простого мира, для узнавания, чем живут обычные люди.
Религиозность Есенина — вопрос очень сложный. С одной стороны — он с детства был погружен в христианскую веру. Сергея Александровича в младенчестве крестили. В подростковом возрасте он прислуживал в алтаре, звонил в колокола, пел на клиросе. С другой стороны — будучи уже состоявшимся поэтом, Есенин писал, что всех его Микол, Иисусов и Божьих матерей читателям стоит воспринимать как сказочное начало в лирике.