по оригиналам
по переводам
Поиск стихотворения-оригинала
Поиск стихотворения-перевода

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА "НЕБЕСНЫЙ БАРАБАНЩИК"

2 мин.
116
0
фото allpoetry.ru
allpoetry.ru
2018-03-15 10:39:44

Отношение Есенина к власти большевиков со временем менялось. Изначально оно было сугубо положительным. Сергей Александрович признавался, что в 1917 году он находился на стороне Октября, хотя и воспринимал происходящие события по-своему, с крестьянским уклоном. Поэт искренне полагал – революция принесет освобождение из-под гнета богатеев простым деревенским жителям, приведет их к изобилию, счастью, финансовой состоятельности. Несколько лет пребывал Есенин в плену иллюзий. Затем он осознал, что глобальные изменения в жизни России обернулись для большинства крестьян разорением. Сергею Александровичу было больно смотреть, как дорогая его сердцу деревня по всем статьям проигрывает городу и наступлению технического прогресса. В 1920 году он написал "Сорокоуст", в котором с горечью рассказал о трагедии индустриализации. Квинтэссенция стихотворения – четыре строки из третьей части: Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница?

После поездки заграницу с супругой Айседорой Дункан Есенин вновь поменял взгляд на власть большевиков, объявив себя "в Советской стороне самым яростным попутчиком". Впрочем, долго восторг не продлился. В стихотворении 1924 года "Русь советская" Есенин подвел итог первых послереволюционных лет. С грустью он констатировал: Моя поэзия здесь больше не нужна, Да, и, пожалуй, сам я здесь не нужен. Затем следуют строки о принятии большевистской власти и обещание ей: …Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам.

Точная дата написания "Небесного барабанщика" неизвестна. Как правило, литературоведы называют 1918 или 1919 год. Стихотворение посвящено Старку – литератору, партийному журналисту, соредактору газеты "Советская страна", в которой печатался Есенин. Небольшая поэма проникнута бунтарскими настроениями. В ней чувствуется искреннее волнение автора за дальнейшую судьбу Родины. Этим объясняется и использование гиперболических образов, и ораторски-маршевый ритм, и жизнеутверждающий романтический пафос. Лирический герой открыто призывает к борьбе против "белого стада горилл" — интервентов и приверженцев царского режима. Он прекрасно понимает, что война потребует максимального напряжения сил и обернется множеством жертв, но при этом убежден в положительном исходе: "Верьте, победа за нами!". По его мнению, революция принесет свободу всем народам, проживающим на территории бывшей Российской империи: В том зове калмык и татарин Почуют свой чаемый град… В стихотворении констатируется братская солидарность восставших против царской власти. По тексту видно, как сильно изменился стиль Есенина. Поэт осознавал, что для описания жизни новой страны не подходят старые литературные приемы. В 1920 году в письме к Ширяевцу он советовал бросить "петь стилизационную клюевскую Русь с ее несуществующим Китежем и глупыми старухами".

Согласно воспоминаниям современников, перед созданием "Небесного барабанщика" Есенин несколько раз озвучивал свое желание вступить в ряды коммунистической партии. Поэт даже успел подать заявление, в течение нескольких недель остававшееся без ответа. Рассматривал его Устинов – хороший друг Сергея Александровича. Он прекрасно понимал, что поэту, обладающему "резкой индивидуальностью, чуждой какой бы то ни было дисциплины", не место в партии. Только после того, как член редколлегии газеты "Правда" Мещеряков назвал "Небесного барабанщика" нескладной чепухой, неподходящей для публикации, Есенин окончательно расхотел официально становиться коммунистом.

Мне помогло !
   
Дать монетку!
Жалоба
Печать
Поделиться :
Использование сайта означает согласие с пользовательским соглашением
Оплачивая услуги Вы принимаете оферту
Информация о cookies
Ждите...