Есенин не раз признавался, что основная тема его творчества – тема Родины. Поэт искренне любил и хорошо знал природу средней полосы России, умел описать ее ярко, точно, оригинально. "Гляну в поле, гляну в небо…" – стихотворение, датированное 1917 годом. По мнению большинства исследователей лирики поэта, создано оно пятнадцатого августа. В этот день православная церковь отмечает Успение Божией Матери – один из самых чтимых на Руси праздников. Для крестьян он имел особенное значение, потому что по времени совпадал с завершением жатвы. Как правило, Успение Божией Матери ознаменовывалось народными гуляньями, осенними хороводами. В некоторых местностях праздник был точкой отсчета для начала бабьего лета. К Успению, также называемому Спожинками, Оспожинками, Дожинками и так далее, отсылают читателей следующие строки из стихотворения "Гляну в поле, гляну в небо…": Снова тонет в копнах хлеба Незапаханный мой край.
Нередко в лирике Есенина встречаются космические пейзажи, небесные явления. В анализируемом тексте речь идет о начале первого четверостишия. Космическая модель мира, которой придерживался Сергей Александрович, включает в себя две части – небо и землю. При этом верхний и средний ярусы тесно взаимосвязаны. В рассматриваемом произведении лирический герой утверждает, что "…и в полях и в небе рай".
Религиозность поэта – вопрос весьма интересный, но в рамках этой статьи мы лишь немного коснемся его. В 1915 году, когда Есенин прибыл в Петроград с целью познакомить со своим творчеством Блока, представители российской интеллигенции неслучайно приняли крестьянского поэта с распростертыми объятиями. Сергей Александрович вполне соответствовал образу деревенского мужика, который они для себя создали. В частности, Есенин выступал в роли образцово-показательного носителя исконно русской духовности. Поэт вел себя грамотно – религиозность в его лирике подавалась мягко, без сильного нажима. Это видно и по стихотворению "Гляну в поле, гляну в небо…". Успение Божией Матери отражено всего в двух строках, да и то очень завуалированно. Что касается рая, в данном случае он практически лишен православного подтекста. Однажды Сергей Александрович прямо высказался по поводу религии в своем творчестве. По его словам, всех Микол, Божьих матерей и Иисусов стоит воспринимать в качестве сказочных персонажей, введенных в поэтический текст.