Написанное в 1914 году стихотворение "В хате" — превосходный образец бытовой зарисовки о деревенской жизни. Произведение это многие критики, современники Есенина, оценили по достоинству сразу же после выхода в печать. Бухарова отмечала, что строки очаровывают в первую очередь непосредственностью. По ее мнению, Сергей Александрович нашел новые темы, слова, картины. Диалектизмы, встречающиеся в тексте, ей показались более "точными, красочными и меткими", нежели "пошлые вычурные словообразования" Северянина, Маяковского и прочих подобных авторов. Венгеров писал, что Есенин сумел превратить в "золото поэзии" вещи самые простые.
Как уже говорилось выше, в стихотворении представлен крестьянский быт. Сергей Александрович рисует реалистичную картину, наполненную интересными подробностями. Поэт выступает в роли внимательного наблюдателя, который способен подметить и передать даже мельчайшие детали. Изба и двор – место гармоничного сосуществования людей и зверей. Сначала лирический герой обращает внимание читателей на едва ли не главного человека в крестьянском доме – хозяйку (мать). Затем он переходит к важнейшему обитателю хаты, если говорить о домашних любимцах, — старому коту. Далее действие переносится во двор. Там тоже кипит жизнь – квохчут куры, "запевают обедню стройную петухи", "щенки кудлатые заползают в хомуты". По стихотворению видно, с какой любовью и нежностью относится Есенин к простому деревенскому люду. В доме, изображенном в тексте, живут люди небогатые, но трудолюбивые, знающие истинную цену хлеба и умеющие на него заработать.
Созданию деревенского колорита не в последнюю очередь способствует употребление диалектизмов. Чтобы узнать значение некоторых из них, современному читателю придется обратиться к словарю. Например, дежка – это кадушка для теста, кваса; драчены – запеченные лепешки, делающиеся из картофеля или пшеничной каши; попелица – зола; махотка – горшок, в котором хранится квас или молоко.
К теме деревни Есенин обращался на протяжении всего творческого пути. Особенно интересно ее развитие в контексте восприятия поэтом Октябрьской революции. Сначала Сергей Александрович радовался приходу к власти большевиков. Он искренне полагал, что свержение императора приведет к окончательному освобождению крестьян из-под гнета богачей. Спустя некоторое время Есенин осознал свою ошибку. Индустриализацию, шагавшую по стране семимильным шагами, поэт так и не сумел принять.