Тема – это то, о чём говорится в тексте. Стихотворение Павла Васильева "Затерян след в степи солончаковой…" о родине, о родной земле. Автор не отходит от этой темы ни в одной строке. Ключевая фраза, которая содержит тему текста, - это третья строфа, её последние две строки:
Прислушайся! Как мерно сердце бьётся
Степной страны, раскинувшейся тут.
Родина у Павла Васильева – степная страна, место, где он рос. И автор выделяет все признаки его родины: "степь солончаковая", "на шее скакуна", "острая подкова" , "резьба стремян", "гнедой иноходец", "пёстрая юрта у колодца", "верблюд", "кони воду пьют".
И через тему родины проходит ведущая , основная мысль (то, что хотел сказать автор), мысль любви к земле, вскормившей поэта. Павел Васильев не отыскивает в природе что – то необычное, у него всё простое, но такое близкое и прекрасное: "тонкая кладница шевровая", "звенит печаль", "резьба узорна", "просторен бег", "мерно бьётся", "пёстрая юрта". Эпитеты несут на себе основную нагрузку мысли стихотворения : "тонкая", "узорна", "просторен", "мерно", "звенит", "пёстрая". Ото всего веет простором, красотой, размеренным темпом жизни.
Стихотворение состоит из 2-х четверостиший (катренов) и 2-х трёхстиший (терцин). Строение строф разное. Строки длинные. Автор словно бы чуть – чуть сдержал себя, но всё – таки попытался объяснить свой вскрик. И строфа, и строка нацеливают на рифму.
Посмотрим теперь, какая же рифма в этом стихотворении и определим её. Первая и вторая строфы
Рифма перекрёстная. Это самая работоспособная рифма. Она считается самой гибкой, пригодной для выражения любого содержания. Она поддерживает сильный и разнообразный ритм стихотворения.
… иноходца.
… бьётся
… тут,
… плывут
… колодца.
Здесь парная рифма в чередовании с перекрёстной. Парная рифма тоже сильная, но она и самая монотонная. Эта монотонность в союзе с гибкостью перекрёстной рифмы создают особый лирический эффект. В парной рифме меньше подвижности и разнообразия, чем в других рифмах, но для картины, созданной Павлом Васильевым, это как раз первая необходимость.
Теперь поработаем над размером произведения. Для этого возьмём любую из строчек стихотворения. Например, первую.
Затерян след в степи солончаковой…
(расставляем ударение, строим схему ударных и безударных слогов, разбиваем на стопы).
Стихотворение написано двусложным размером четырёхстопным ямбом (с ударением на второй слог) с пиррихием. Ямб – размер энергичный, а его соединение с пиррихием создаёт картину размеренности, какой – то даже медлительности.
Создавая образ родины, поэт использует фонетические средства выразительности, т.к. звуки (звукопись) создают очень яркие образы. Во – первых, рассмотрим аллитерацию (повтор согласных звуков). Две первые строфы – в них идёт повтор свистящих и шипящих звуков:
1 строчка первой строфы - з с с с ч
1 строчка 2 строфы - з ч с
Эти звуки ассоциируются с таинственными ночными шорохами, шумом ветра, лёгкими шагами, шуршанием и чуть слышным шелестом листьев и травы.
Во – вторых, обратим внимание на ассонанс (повтор гласных звуков). Вторая строфа полна О. Этот звук создаёт картину простора, шири, необъятности степи. Вообще, всё огромное идёт через О (море, космос, океан, простор). Он выражает что – то высокое, глубокое. Это сильный звук, гладкий звук. Много в тексте и А. Он создаёт картину великого пространства, глубины, вышины. Благодаря А появляется ощущение широты, простора. Читаешь, а перед глазами словно встаёт даль. А – звук активный и гладкий. В первых трёх строфах часто повторяется Е . Сама буква мягкая, она смягчает твёрдый согласный , после которого стоит. Она нежная, ласкательная. Её в тексте много. Именно она – главный помощник автора в выражении основной авторской любви к родине, к земле.