Стихотворение "Чудная картина", созданное в 1842 году, - одно из самых завораживающих поэтических полотен А.Фета.
В стихотворении звучат два мотива: мотив очарованности ночным зимним пейзажем и мотив подчёркнутого на фоне холодного лика природы человеческого одиночества. Снежная равнина, одинокая луна и звёзды, отбрасывающие свет на снег, - не столько образы природы, сколько символическое обозначение состояния души.
Картина Фета рождается как бы на глазах у читателя. Яркие пейзажные детали зарисованы по первому впечатлению. В "чудной картине" ночь светла и полна блеска. Неожиданно появляются одинокие сани. Переживания одинокого путника знакомы автору.
Литературовед М.Гаспаров утверждал, что "образы и чувства в восьми строках сменяются в упорядоченной и стройной последовательности".
Что мы видим? "Белая равнина" - мы смотрим прямо перед собой. "Полная луна" - наш взгляд скользит вверх. "Свет небес высоких" - пространство расширяется до безоблачного неба. "И блестящий снег" - наш взгляд скользит обратно вниз. "И саней далёких одинокий бег" - поле зрения сужается, в белом пространстве взгляд останавливается на одной тёмной точке.
Выше – шире – ниже – уже. Вот чёткий ритм, в котором мы воспринимаем пространство этого стихотворения.
Все три измерения пространства заданы словами "равнина", "высоких", "далёких". Ключевое слово "бег" сводит ширь, высь и даль к движению. Неподвижный мир становится движущимся!
По первым строкам ("Чудная картина…") можно понять интонацию всего стихотворения: грусть и восхищение природой. Стихотворение – последовательность чувств.
Начало – эмоциональное восклицание, подчёркнутое лирическими эпитетами "чудная", "родна"; затем поэт переходит к объективному описанию:
Белая равнина,
Полная луна…
Спокойная картина, которая приобретает эмоциональную окраску уже в следующих строках:
Свет небес высоких
И блестящий снег…
Последние строки стихотворения – картина не только живая, но и прочувствованная. "Одинокий бег" - это ощущение не стороннего зрителя, а самого ездока. Это восторг перед "чудным" миром зимней природы и грусть среди безлюдья. Наблюдаемый мир становится пережитым миром, как всегда в стихотворениях А.Фета.
Читатель не сразу замечает, что перед ним восемь строк без единого глагола; только восемь существительных и прилагательных, передающих стремительное движение по бескрайней зимней дороге.
Природа у Фета никогда не существует сама по себе, отдельно от человека. Душа и мир спаяны, так и в стихотворении "Чудная картина".
Литературоведы отмечают не только живописность, но и музыкальность поэтических картин Фета. Так в стихотворении …