БЛАЖЕН НЕЗЛОБИВЫЙ ПОЭТ…
из песочницы
Блажен незлобивый поэт,
В ком мало желчи, много чувства:
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства;
Ему сочувствие в толпе,
Как ропот волн, ласкает ухо;
Он чужд сомнения в себе —
Сей пытки творческого духа;
Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.
Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят…
Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений.
Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.
Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.
И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья, —
И каждый звук его речей
Плодит ему врагов суровых,
И умных и пустых людей,
Равно клеймить его готовых.
Со всех сторон его клянут
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он — ненавидя!1
Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 92–94.
Впервые опубликовано: С, 1852, № 3 (ценз. разр. — 29 февр. 1852 г.), с. 147–148, с датой: «25 февраля 1852 года» и подписью; «Н. Некрасов».
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий «Стихотворений».
Беловой автограф с датой: «22 февр. 1852» — ГБЛ (Солд. тетр., л. 32 об. -33 об.).
В Р. б-ке под текстом указано: «В день смерти Гоголя, 21 февраля 1852».
Написано на смерть Н. В. Гоголя (умер в Москве 21 февраля 1852 г.) по мотивам лирического отступления в «Мертвых душах» (т. 1, гл. VII). Явилось одним из первых манифестов гражданского (так называемого «гоголевского») направления в борьбе против школы «чистого искусства». Гоголь был прототипом поэта-сатирика, но Некрасов придал этому образу и обобщенные черты передового гражданина. Строки «Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья», «И как любил он — ненавидя!» (подобных слов у Гоголя не было) вызвали возражение приверженцев «чистого искусства». «При всем нашем добросовестном старании, — восклицал Дружинин, — мы с вами ни разу не попробовали любить ненавидя или ненавидеть любя» (Дружинин А. В. Собр. соч., т. VIII. СПб., 1867, с. 468). Напротив, Чернышевский подхватил эти стихи и, пользуясь намеками, разъяснял читателям их революционный смысл, «…никогда, — писал он, — „незлобивый поэт“ не может иметь таких страстных почитателей, как тот, кто, подобно Гоголю, „питая грудь ненавистью“ ко всему низкому, пошлому и пагубному, „враждебным словом отрицанья“ против всего гнусного „проповедует любовь“ к добру и правде» (Чернышевский, т. III, с. 21–22). «Под впечатлением» некрасовских стихов И. С. Тургенев написал статью о Гоголе, за публикацию которой был арестован и выслан в Спасское (см.: Тургенев, Письма, т. II, с. 48–49).
Полемизируя с Некрасовым, Я. П. Полонский написал стихотворение «Блажен озлобленный поэт…» (1872). Реминисценция строки «Блажен незлобивый поэт» — в стихотворении Некрасова «Поэт и гражданин» (1855–1856); «Блажен болтающий поэт».
Существует предположение, что прообразом «незлобивого поэта» был В. А. Жуковский (см.: Гин М. От факта к образу и сюжету. М., 1971, с. 169–181).
10 января 1860 г. на первом вечере в пользу Литературного фонда Некрасов прочитал свои стихотворения «Блажен незлобивый поэт…» и «Еду ли ночью по улице темной…».