РОМАНТИЧЕСКИЙ ЭПОС М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

7 мин.
17
0
из песочницы
ALLPOETRY
2012-10-09 23:39:54

Творческая работа М. Ю. Лермонтова над поэмами "Мцыри" и "Демон" свидетельствует о том, что в нем всегда были живы романтические настроения. Однако обе эти поэмы были обращением поэта к его давним замыслам. Новые поэтические интересы вели Лермонтова в другом направлении: к реальной действительности, к реализму. Особенно значительна в этом смысле его работа над романом из современной жизни ("Княгиня Литовская"). Но мы рассмотрим сначала его опыты стихотворного повествования, которые тесно связаны с возникшим у Лермонтова интересом к жанру реалистического романа на современную тему.

В 1835-1836 гг. Лермонтов работает над шутливо-иронической поэмой "Сашка" (опубликовано. 1882). В 1837 г. Лермонтов написал шутливую поэму "Тамбовская казначейша", которая в 1838 г. была напечатана в "Современнике" под названием "Казначейша": цензура, скрыв в тексте поэмы название Тамбова под литерой Т с точками, убоялась, видимо, столь конкретного определения места описываемых в поэме происшествий. В конце 1839 или в начале 1840 г. Лермонтов начинает поэму под заглавием "Сказка для детей".

Между этими произведениями имеются жанровые различия В "Сашке" поэт рисует "грязный" быт. Поиски литературных истоков ведут нас к "Сашке" А. И. Полежаева, с одной стороны, и к шуточно-фривольной поэме В. Л. Пушкина "Опасный сосед" - с другой (обе поэмы не были напечатаны, но получили распространение в списках). "Тамбовская казначейша" изображает средние круги губернского города, их быт и нравы, являясь в этом отношении новаторским произведением в русской поэзии. Лермонтов пишет поэму "онегинской строфой", однако она скорее может быть связана с шутливыми поэмами А. С. Пушкина "Домик в Коломне", "Граф Нулин". Ближе других поэм связана с манерой пушкинского романа в стихах "Сказка для детей". Но все это скорее различия в оттенках, чем в основах жанрового замысла. Рассматриваемые поэмы были для Лермонтова важным шагом на пути к овладению "поэзией действительности". По существу, это были разновидности повести в стихах. В этом смысле выбор "онегинской строфы" для "Тамбовской казначейши" знаменателен. Сам поэт именует свои произведения романами ("Для большей ясности романа…" - "Тамбовская казначейша"; "Роман, вперед!.."- "Сашка"). Лермонтов исходит из пушкинских открытий в "Евгении Онегине", сочетая их с другими достижениями стихотворной повествовательной поэзии.

Во всех трех рассматриваемых произведениях отчетливо выступает социальная проблематика. В "Тамбовской казначейше" провинциальный анекдот о том, как казначей, страстный картежник, проиграв все свое имущество, поставил на карту красавицу-жену, обнаруживает черты серьезной социальной драмы, жертвой которой становится женщина, расцениваемая на деньги. Образ героини, молча бросающей в лицо мужу свое венчальное кольцо, лишен того шуточного тона, который характерен для жанра, избранного Лермонтовым. В "Сашке" Лермонтов изображает трагедию крепостной девушки, вынужденной уступить домогательствам старого барина, своего владельца. Не приносит счастья Мавруше и любовь молодого барина Саши: ее против воли выдают замуж за "мужика с косматой бородою".

"Сашка" и "Сказка для детей" свидетельствуют о тяготении Лермонтова к эпичности. Поэт стремился на широком социально-бытовом фоне дать характеры современной ему молодежи. Лермонтов отчетливо показал контрастность и Саши ("Сашка"), и Нины ("Сказка для детей") той крепостнической среде, в которой они выросли. Антикрепостническая направленность особенно ярко выступает в "Сашке". Помимо сюжетного мотива "крепостной любви", здесь показательна фигура "арапа" Зафира, слуги Саши,- "дикаря" с берегов Гвинеи, лишенного "родины и вольности".

В образе Саши Лермонтов вслед за Полежаевым вводит в русскую литературу московского студента, который несомненно сохранил об университете такие же высокие воспоминания, как и сам автор:

Святое место! помню я, как сон,

Твои кафедры, залы, коридоры.

Твоих сынов заносчивые споры:

О боге, о вселенной и о том,

Как пить: ром с чаем или голый ром.

Ироническое "снижение" темы, закономерное для избранного Лермонтовым жанра, не мешает поэту подчеркнуть политическую оппозиционность студенчества своего времени указанием на "их гордый вид пред гордыми властями". В "Сказке для детей" Лермонтов, видимо, хотел дать трактовку темы "демонизма", существенно отличную от той, что была дана в "Демоне":

Я прежде пел про демона иного:

То был безумный, страстный, детский бред.

Вместо "могучего образа", который пленял юного поэта "волшебно сладкой красотою", теперь выступает "черт совсем иного сорта", вызывающий к себе у автора ироническое отношение. В этом "снижении" демонического образа намечалось объективно-критическое отношение поэта к образу Демона, что нашло выражение в его последней романтической поэме.

Мне помогло !
Жалоба
Печать
Использование сайта означает согласие с пользовательским соглашением
Оплачивая услуги, Вы принимаете оферту
Информация о cookies
Ждите...